Т.В.Фёдорова, учитель русского языка и литературы МБОУ Российская гимназия №59
Имманентный и контекстуальный анализ текстов как основа современного подхода
к литературному образованию в школе
Филология – это искусство понимать сказанное и написанное. Филолог, разумеется, не имеет права на культивирование субъективности; но он не может и оградить себя заранее от риска субъективности надёжной стеной точных методов. Строгость и особая “точность” филологии состоят в постоянном нравственно-интеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания. Как служба понимания филология помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека». С.С. Аверинцев. Объектами филологии являются язык, текст и человек. Если для лингвиста текст и литературное произведение – синонимы, то для литературоведа - это понятия соотносимые, но неравнозначные. Р. Барт утверждает: «Текст ощущается только в процессе работы, производства», т.е. в деятельности субъекта, в процессе восприятия и анализа. Филология имеет дело с коммуникативным поведением человека, с деятельностью человеческого общения. филология имеет дело с коммуникативным поведением человека, с деятельностью человеческого общения, который участвует в речевой коммуникации. С середины ХХв. в филологии и других гуманитарных науках произошел антропологический поворот, и человек становится приоритетным объектом исследования. В языкознании возникает новое триединство: человек – язык – коммуникация. В литературоведении важным становится диалог автора и текста (т.е. автора и героя), автора и читателя. Язык, текст, человек живут в мире коммуникации. В лингвистике – это языковая личность, выступающая в качестве субъекта коммуникации. В литературоведении – это не только человек как предмет художественного исследования (герой, персонаж), но и творческая личность (автор, читатель), осуществляющая создание и восприятие художественной реальности. Принадлежность автора и читателя миру текста есть условие понимания смысла литературного произведения. Понимание художественного произведения – всегда труд, ведущий к творчеству.
Существуют разные школы освоения словесно-художественных текстов, у каждой из научных школ свои, особые методы и подходы. Вместе с тем в современном литературоведении явственно просматриваются, а нередко и формулируются впрямую, некие универсально значимые подходы к творениям словесного искусства. Упрочились такие понятия, характеризующие методологию и методику изучения произведений, как научное описание, анализ, интерпретация. Кроме этого в литературоведение прочно вошли и такие методы изучения произведения, как внутритекстовое (имманентное) и контекстуальное рассмотрение.
В Словаре иностранных слов дается такое определение: «Имманентный - внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы» (с.188). В Толковом словаре под ред. Д.Н.Ушакова дается определение: «Имманентный – присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий» ( Т.1, с. 11940).
В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью анализа произведения литературы от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического развития.
Например, при изучении пьес А.Островского в 10 классе всегда результативно и активно проходят уроки – игры «Умники и умницы», на которых учащиеся показывают знания содержания текстов, умение обращать внимание на слово контекста. Самое главное в такой работе – умение опираться на текст. Вот некоторые вопросы для игры, помогающие учащимся вдумчиво относиться к СЛОВУ в тексте:
Вопросы и задания для участника ЖЁЛТОЙ ДОРОЖКИ:
- Вы небогатый чиновник, жених «мисс Бряхимов» (самой красивой девушки провинциального городка). Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя вашего персонажа. (Карандышев Юлий Капитонович - «Бесприданница»)
1.– Как известно, самая очаровательная барышня города Бряхимова остановила на вас свой выбор. Говорят, вы вознаграждены за постоянство. Позвольте узнать, Юлий Капитонович, не сочтите за бестактность, долго ли вы добивались руки Ларисы Дмитриевны? («ВОЖЕВАТОВ. Он давно у них в доме вертится, года три». – Д. 1, явл. 2); «КАРАНДЫШЕВ. Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними». – Д. 2, явл. 6)
Вопросы и задания для участника ЗЕЛЁНОЙ ДОРОЖКИ:
- Вы странница, сами кормитесь подаянием, зато других любите угощать небылицами. Вы, конечно же…(Феклуша – «Гроза»)
1.– Если верить вашим словам, жизнь вы ведёте праведную. Сами вы признаёте за собой один – единственный грех. Какой же грех за вами имеется? («ФЕКЛУША. Сладко поесть люблю». – Д. 2, явл. 1)
Вопросы и задания для участника КРАСНОЙ ДОРОЖКИ:
- Вы мещанин, часовщик – самоучка, отыскивающий перпетуум – мобиле. Представьтесь, пожалуйста. ( Кулигин – «Гроза»).
– Вот вы, уважаемый, мечтаете изобрести вечный двигатель и получить за него миллион. Кто же вам даст этот миллион? Да и зачем вам такая сумма денег? Разве вы корыстный человек?
( «КУЛИГИН. Англичане миллион дают; я бы все деньги для общества употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству». Д. 1, явл. 3)
Вопросы и задания для участника ЖЁЛТОЙ ДОРОЖКИ:
2.- Юлий Капитонович, как сообщает ваша невеста, вы решили баллотироваться в мировые судьи в дальний уезд. Не припомните, куда именно? (В Заболотье). «Ай, в лес ведь это, - ужаснулась Огудалова. – Что ему вздумалось в такую даль?» Действительно, Юлий Капитонович, почему вы избрали столь отдалённый уезд?
(«ЛАРИСА. Там кандидатов меньше: наверное выберут». – Д. 2, явл. 3)
Вопросы и задания для участника ЗЕЛЁНОЙ ДОРОЖКИ:
2.– Много ли вы, Феклуша, повидали в жизни, далеко ли приходилось ходить?
(«ФЕКЛУША. Нет, милая. Я по своей немощи, далеко не ходила, а слыхать – много слыхала». – Д. 2, явл. 1)
Вопросы и задания для участника КРАСНОЙ ДОРОЖКИ:
2.– Как известно, земля слухом полнится. Господин Кулигин, в городе поговаривают, что вы не только механикой, изобретательством занимаетесь, но ещё и сочинительством балуетесь. Правда это? Если – да, то что вы предпочитаете, господин сочинитель, стихи или прозу? («КУЛИГИН. По – старинному…Поначитался – таки Ломоносова, Державина…» - Д. 1, явл. 3
Вопросы и задания для участника ЖЁЛТОЙ ДОРОЖКИ:
3.– Господин Карандышев, как вы отомстили своей невесте за измену, всем известно. А вот откуда у вас оружие? («ВОЖЕВАТОВ. Квартиру свою вздумал отделывать. В кабинете ковёр грошовый на стенку прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал…» Д. 1, явл. 2)
Вопросы и задания для участника ЗЕЛЁНОЙ ДОРОЖКИ:
3.– Вы, Феклуша, пророчите близкий конец света. «Последние времена, матушка, Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние», - сокрушаетесь вы в разговоре с Кабановой. В чём конкретно вы усматриваете симптомы приближающегося конца света? ( В суете. – Д. 3, явл. 1)
Вопросы и задания для участника ЖЁЛТОЙ ДОРОЖКИ:
4.- Господин Карандышев, будут ли вас судить за убийство невесты? (Скорее всего нет, так как Лариса в финале говорит: « Это я сама. Никто не виноват, никто. Это я сама». А свидетелей убийства не было, автор о них не сообщает).
Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному, направленному на обнаружение внешних связей. Имманентный подход обращен исключительно на внутреннее содержание и строение произведения, опирается только на наличествующие в тексте элементы. М.Л.Гаспаров в 90-е гг. ХХ в. об имманентном анализе пишет так: «Речь пойдет об анализе «имманентном», т.е. не выходящем за пределы того, о чем прямо сказано в тексте. Это значит, что мы не будем привлекать для понимания стихотворения ни биографические сведения об обстановке написания, ни сравнительных сопоставлений с другими текстами» (из статьи «Снова тучи надо мною…»).
Термин «контекст» (от лат. contextus –тесная связь, соединение) закрепился в современной филологии с конца XX века. Для литературоведа это – бескрайне широкая область связей литературного произведения с внешними ему фактами как литературными, текстовыми, так и внехудожественными и внетекстовыми (биография, мировоззрение, психология писателя, черты его эпохи, культурная традиция, которой он причастен). Контексты творчества писателя (наряду с ними существуют контексты восприятия литературных произведений) весьма разноплановые, во многом определяют черты литературно-художественных произведений.
Изучение контекстов творчества писателей составляет сопровождение имманентного рассмотрения произведений или требует учета данных такого рассмотрения. Отрываясь от текстово-смысловой конкретики, оно рискует оказаться чем-то вроде музыкального аккомпанемента. Например, при изучении стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», как правило, учитель обязательно рассказывает о причинах его создания, об историческом времени написания произведения, взглядах автора на жизнь. Только потом идёт кропотливая работа над словом произведения. Это приводит к более глубокому проникновению в содержание текста: и слова «о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» звучат как рефрен ко всем урокам литературы, заставляют учащихся по-иному относиться к слову. Они всегда формируют образы литературной нормы, формируют глубокое восприятие родной речи.
Выводы:
Контекстуальное изучение литературного произведения предполагает выделение «ядра» контекста и определение «поля» (содержание) контекста.
Использование разных видов контекста: ближайшие контексты и удаленные контексты.
Что может быть ядром ближайшего контекста?
А. Элементы поэтики (тема, образ, система образов-мотивов, родо-жанровая природа произведения).
Б. Авторский биографический контекст (собственная биография автора и его окружение).
В. Творческая история произведения (предварительные варианты, черновики и др.)
Удаленные контексты – явления культуры и социальной жизни автора.
А. Литературный контекст (литературный процесс: направления и течения, художественные системы, стили).
Б. Культурный контекст (художественная культура и искусство).
В. Исторический контекст (исторические события, исторические личности). Г. Социально-бытовой контекст.
Д. Философский контекст (в том числе и аксиологический).
К удаленным контекстам относятся и явления «большого исторического времени» (М.М.Бахтин). Например, библейские образы и мотивы в произведении автора современной эпохи.
Таким образом, наука о литературе нуждается в сопряжении, синтезировании, имманентного и контекстуального изучения художественных произведений. Понимание этого даёт учителю в наше время возможность использовать весь имеющийся арсенал литературоведческих знаний, при помощи которых ученик овладевает наукой анализа художественного текста, учить аналитической интерпретации произведений, отвечающей высокому предназначению науки о литературе.
Примеров тому можно привести много. Так, после прочтения сказки Уайльда «Мальчик – звезда» на уроке внеклассного чтения в 5 классе учащиеся самостоятельно делают выводы, работая с текстом. Например, находят ситуации, в которых Мальчик - звезда был некрасивым:
презирает сверстников и помыкает ими: все они низкого происхождения,, в то время как он – знатного рода;
не испытывает сострадания к беднякам или слепым; швыряет камнями в прокаженного;
совершает жестокие поступки:
проткает острой тростинкой подслеповатые глаза крота;
подрезает крылья коноплянке;
убивает маму белочки;
издевается над всеми, кто был жалок и безобразен - беззащитен.
Поэтому любимая работа учащихся на уроке – ответить письменно на вопросы:
Сказка О. Уайльда “Мальчик-звезда” - это сказка о…
Автор наказывает героя за …
Но он прощает его, потому что …
Главное открытие детей: у каждого человека есть как положительные, так отрицательные качества, но мы должны стремиться быть красивыми, развивая в себе положительные и избавляясь от отрицательных качеств.
Больше всего учащимся нравятся афоризмы из текста, которые они потом используют и в жизненных ситуациях. Но главное – составление «Кодекса красивого человека»:
добр по отношению к окружающим;
умеет радоваться успехам других людей;
уважителен по отношению к старшим;
любит людей, мир и всё, что его окружает;
ценит дружбу;
видит красоту природы;
сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь;
способен поставить себя на место другого, понимая его чувства.
Трудно порой современному школьнику соблюдать эти моральные требовании. Но они составлены самими детьми, следовательно отступать от них нельзя. Девиз жизни 5-классников после прочтения сказки: Над своей внутренней красотой нужно работать так же, как и над внешней.
Или после урока внеклассного чтения по сказу П.П.Бажова «Огневушка - поскакушка» в 6 классе учащиеся создают своё продолжение сказа, обязательное условие при этом – соблюдение стилевой особенности автора. Как правило, это задание повышенной сложности, участвуют в нём по желанию. Все созданные учащимися продолжения разбираем на уроке (это урок анализа самостоятельно созданного текста – лабораторное занятие), но при анализе ученических шедевров в классе происходит самое главное: даже те, кто не сумел написать продолжение, начинают в сказах учащихся, предложенных для анализа, находить стилевые черты Бажова. Это и есть главная цель учителя: научить мыслить, сопоставлять, находить общее и отличное, работая при этом с его величеством Текстом и Словом.
Вот пример лишь одного такого текста.
Продолжение сказки П.П.Бажова «Огневушка – поскакушка»
Помните нашу любимую «Огневушку-поскакушку»? Так вот, через 5 лет после последней их встречи с Федюнькой явилась как- то она ещё раз к нему неожиданно в гости да и говорит: «Молодец Федюнька, выдержал ты испытание богатством, не раскрыл моего секрета, и за это отблагодарю я тебя: заслужил ты 5 подарков».
Первый – это конь крылатый: понадобится - выйди в пустолесье , свистни только, прилетит и в любой край света доставит.
Второй - это мешочек с драгоценными камнями: прихрани его - и в нужный момент он тебе обязательно пригодится.
Третий – иголочка: сделай три стежка, подумай о наряде - и в тот же час будешь одет в него.
Четвертый – я поведаю тебе твое духовное имя, повтори его про себя - и у тебя вырастут крылья – всё будет даваться тебе в жизни легко. Твое имя - ЧИСТАЯ ДУША.
Федюнька решил попробовать, сказал про себя: ЧИСТАЯ ДУША»,- чувствует, и правда за спиной крылья, потрогал на ощупь – мягкие! И такую небесную силу вдруг почувствовал!
- Спасибо тебе, Огневушка! – говорит Федюнька.
- Рано спасибо говорить, пятый подарок я ещё не вручила тебе. А его ты можешь… выбрать сам! Пусть исполнится твоё самое заветное желание!
Думает Федюнька, что же выбрать? И поглядывает на Огневушку: та выросла, ещё красивей стала – глаз не может отвести от неё юноша. Подумал Федюня да и говорит: «Я хочу, что бы ты… стала моей женой».
А Огневушка ему и отвечает: «Тогда я должна буду забрать у тебя все 4 подарка».
Ни секунды не сомневался Федюня: «Я согласен!»
- Ну, если так, тогда быть по - твоему.
Обрадовался Федюнька несказанно – вот так счастье привалило: и мечтать не мог о таком! И через некоторое время они поженились да так и жили: Огневушка превратилась в обычную девушку - хлопотала с утра до вечера по хозяйству, помогала любимому дедушке Федюньки, во всём поддерживала мужа. А Федюня стал добытчиком в семье, никогда не гнушался самой чёрной работы, ещё больше полюбил Огневушку.
Да, не стало у него больше драгоценных камушек, но обрёл он в жизни главное: любовь и семейное счастье. А значит, у этой истории может быть продолжение…
Юля Бадмаева 6 класс
Ещё один любимый вид работы учащихся над текстом – афоризмы из произведений: ученики не только их находят и заучивают наизусть, они любят размышлять над ними и использовать в повседневной жизни. Из «Алых парусов» А.Грина любимое: «Надо УМЕТЬ любить, а этого-то они и не умеют», «Счастье сидело в ней пушистым котёнком», «Много ведь придётся в будущем увидеть тебе не алых парусов, а грязных и хищных: издали нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых», «Надо верить в чудеса!» и другие.
Или афоризмы из произведения Дж.Крюса «Тим Талер, или проданный смех» (урок внеклассного чтения в 6 классе): «Человеку нужен смех, как цветку солнечный свет», «Кто смеётся, с тем сам чёрт не сладит», «Кто смеётся, тот спасён», «Легко продать, вернуть трудней», «Смех – это внутренняя свобода», «Внутренняя свобода покупается смехом» и другие.
Такая кропотливая работа над текстом приводит к результатам: на протяжении последних 10 лет ежегодно учащиеся участвуют в конкурсах самостоятельно написанных сказок и получают заслуженное признание: их работы печатаются во Всероссийских и Республиканских сборниках, причём желающих принять участие с каждым годом увеличивается. Принимают участие учащиеся и во Всероссийских и Республиканских олимпиадах по литературе, завоёвывая призовые места.
Следовательно, вдумчивая работа с текстом, со словом, использование всех арсеналов литературоведческого анализа способствуют формированию гармонически развитой личности, обладающей глубокими знаниями, что является непременным условием литературного образования школьников сегодня, основным требованием ФГОСов.
Литературоведение (в частности – и отечественное) располагает богатым и неоценимо важным опытом аналитического и одновременно интерпретирующего рассмотрения литературных произведений, которое обогатило и углубило их понимание. Назовем в этой связи написанные в 1920–1940-е годы статьи А, П. Скафтымова о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, А. П. Чехове (в особенности о его драматургии); филологически безукоризненный трактат философа А. А. Мейера «Размышления при чтении «Фауста (середина 1930-х годов)1; работы С. Г. Бочарова о Н, В. Гоголе и Е. А. Баратынском, Ф. М. Достоевском и А. П. Платонове, вошедшие в книгу «О художественных мирах» (1985), а также его монографию о «Войне и мире»; статьи С. С. Аверинцева о поэтах разных стран и эпох, составившие его книгу «Поэты» (1996). Как образцы органического соединения внутритекстового (имманентного) и контекстуального рассмотрения отдельного произведения достойны пристального внимания статьи Ю. М. Лотмана «Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело» и Д. Е. Максимова «Об одном стихотворении (Двойник)». Перечень аналитических интерпретаций, отвечающих высокому предназначению науки о литературе, можно намного увеличить. Задача современного учителя – использовать этот уникальный материал в своей работе.
Список литературы:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. –М.: Просвещение, 2016.
Примерные программы основного общего образования. Литература.- М.: Просвещение, 2017.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2017.
Семыкина Е.Н., Соломахина Л.П., Ширина Е.А. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике) // Международный журнал экспериментального образования. – 2017.
Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 2016.
Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 2016.
Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2013.
Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975
Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров. – М., 1997. – С. 9 – 20.
Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб. / М.Л. Гаспаров. – азбука, 2001.
Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения [Текст]: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.