СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Император Александр 1

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Император Александр 1»

Император Александр 1 (1801-1825)

 «Дней Александровых прекрасное начало»
(А. С. Пушкин)

Цели урока:

  • познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям, объяснить сущность преобразований Александра I, их цели и последствия; охарактеризовать главные направления  внутренней политики, сформировать представление  о реформах Сперанского и «Негласного комитета»;

  • развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем, обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся, развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости, учить учащихся формировать свои высказывания, развивать навыки выделять главное и систематизировать материал через метод кластера;

  • воспитать чувство гордости и любви к историческому прошлому России, вызвать у учащихся чувство сочувствия к тяжелому положению крестьян, воспитать чувство коллективизма, способствовать проявлению сотрудничества, активности каждого ученика, вызвать интерес учащихся  к историческому прошлому.

Новые понятия и даты:

«Негласный комитет»; Вольные хлебопашцы; Государственный Совет – 1810; Комитет министров; План государственного преобразования России М. М. Сперанского; 1801–1825 – правление Александра I;  1803 – указ о вольных хлебопашцах; 1801–1811– преобразование органов центрального управления.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие

План урока:

  1. Император Александр I.

  2. «Негласный комитет».

  3. Начало царствования.

  4. Реформы  М. М.Сперанского.

На экране  портреты: Александр I, Екатерины II, Павла I.

1. Император Александр I.

Слово учителя: Александр был любимым внуком Екатерины II .Воспитанием и образованием занималась Екатерина 2. Она утвердила программу его образования , составила азбуку, по которой мальчики учили читать. Огромное влияние на юного Александра оказал назначенный к нему воспитателем швейцарец Фредрик Лагарп.

12 марта 1801 года в результате очередного переворота на российский престол взошел Александр 1. С детства Александру приходилось приспосабливаться к жизни между двумя дворами:пышным, влиятельным двором императрицы Екатерины 2 в Петербурге и военизированным, закрытым Павла 1 в Гатниче.


работа с учебником: Найдите в тексте, что писала Екатерина 2 в своем письме.(с.180)

Любезен – вежливый, внимательный.

Что делала Екатерина 2 Александру 1?(с. 181)

Нерадение –нежелание что-либо делать, отсутствие интереса к делу.

Реформы Александра 1

Вступая на престол Александр 1 заявил, что будет править «по законам и по сердцу» своей бабушки Екатерины Великой. Уже 13-15 марта 1801 года последовал первый указ об освобождении из тюрем и ссылок 12 тысяч человек, которые были наказаны Павлом 1. В самом начале Александр подтвердил Жалованные грамоты дворянству и городам, отмененные его отцом, разрешил дворянам выезд за границу, распустил ненавистную Тайную канцелярию. Чтобы проводить новые реформы, Александр 1 окружил себя умными, образованными, молодыми людьми и создал Негласный комитет.


Негла́сный комите́т — круг советников Александра I в начале его правления.


работа с учебником запись в тетрадь реформы Александра 1.


Основные реформы, осуществлённые при Александре I:

Указ «О вольных хлебопашцах»;

министерская реформа;

подготовка плана реформ М. Сперанским;

дарование Конституций Польше и Бесарабии;

подготовка проекта российской Конституции и программы отмены крепостного права;

учреждение военных поселений.


2. Учитель обобщает, знакомит с деятельностью «Негласного комитета»

Запрет не менял сущности дела, а лишь создавал иллюзию отсутствия в стране торговли людьми. Сама же практика продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях сообщалось, что такой-то не продается, а «отдается в наймы».

5) Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках «в розницу», т. е. с разделением семьи.

6) Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.

  • Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.

  • Указ о вольных хлебопашцах.



Негласный комитет скоро распался. Императору понадобились исполнительные, преданные люди. Одним из них стал Алексей Андреевич Аракчеев – сын богатого помещика.

Император Александр I царствовал с 1801 по 1825 год, период его правления стал эпохой реформ. Одной из них стала армия, где стали вводить военные поселения. Первый такой опыт относится к 1810 году, когда поселение появилось в Могилёвской губернии для Елецкого мушкетёрского полка. Идея о создании военных поселений принадлежала Алексею Аракчееву, занимавшему с 1808 по 1810 год пост военного министра Российской империи.

Суть задумки Аракчеева заключалась в том, чтобы обучить резерв для армии без увеличения расходов на вооружённые силы. Сэкономленные средства император Александр I хотел направить на выкуп крепостных и земли у помещиков, то есть на решение крестьянского вопроса. В полной мере осуществить задумку не удалось из-за начала войны с Наполеоном.

Термин «аракчеевщина» куда более широкий по своему значению. Им называют весь комплекс военных и полицейских мер и реформ первой четверти XIX века. Суть термина сводилась к ограничению свобод населения и к силовому характеру руководства.

работа с учебником. Чем прославился Аракчеев и запишите понятия палочная дисциплина, розги


7. Домашнее задание:  с. 180-184


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!