Император Александр 1 (1801-1825)
«Дней Александровых прекрасное начало»
(А. С. Пушкин)
Цели урока:
познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям, объяснить сущность преобразований Александра I, их цели и последствия; охарактеризовать главные направления внутренней политики, сформировать представление о реформах Сперанского и «Негласного комитета»;
развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем, обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся, развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости, учить учащихся формировать свои высказывания, развивать навыки выделять главное и систематизировать материал через метод кластера;
воспитать чувство гордости и любви к историческому прошлому России, вызвать у учащихся чувство сочувствия к тяжелому положению крестьян, воспитать чувство коллективизма, способствовать проявлению сотрудничества, активности каждого ученика, вызвать интерес учащихся к историческому прошлому.
Новые понятия и даты:
«Негласный комитет»; Вольные хлебопашцы; Государственный Совет – 1810; Комитет министров; План государственного преобразования России М. М. Сперанского; 1801–1825 – правление Александра I; 1803 – указ о вольных хлебопашцах; 1801–1811– преобразование органов центрального управления.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие
План урока:
Император Александр I.
«Негласный комитет».
Начало царствования.
Реформы М. М.Сперанского.
На экране портреты: Александр I, Екатерины II, Павла I.
1. Император Александр I.
Слово учителя: Александр был любимым внуком Екатерины II .Воспитанием и образованием занималась Екатерина 2. Она утвердила программу его образования , составила азбуку, по которой мальчики учили читать. Огромное влияние на юного Александра оказал назначенный к нему воспитателем швейцарец Фредрик Лагарп.
12 марта 1801 года в результате очередного переворота на российский престол взошел Александр 1. С детства Александру приходилось приспосабливаться к жизни между двумя дворами:пышным, влиятельным двором императрицы Екатерины 2 в Петербурге и военизированным, закрытым Павла 1 в Гатниче.
работа с учебником: Найдите в тексте, что писала Екатерина 2 в своем письме.(с.180)
Любезен – вежливый, внимательный.
Что делала Екатерина 2 Александру 1?(с. 181)
Нерадение –нежелание что-либо делать, отсутствие интереса к делу.
Реформы Александра 1
Вступая на престол Александр 1 заявил, что будет править «по законам и по сердцу» своей бабушки Екатерины Великой. Уже 13-15 марта 1801 года последовал первый указ об освобождении из тюрем и ссылок 12 тысяч человек, которые были наказаны Павлом 1. В самом начале Александр подтвердил Жалованные грамоты дворянству и городам, отмененные его отцом, разрешил дворянам выезд за границу, распустил ненавистную Тайную канцелярию. Чтобы проводить новые реформы, Александр 1 окружил себя умными, образованными, молодыми людьми и создал Негласный комитет.
Негла́сный комите́т — круг советников Александра I в начале его правления.
работа с учебником запись в тетрадь реформы Александра 1.
Основные реформы, осуществлённые при Александре I:
Указ «О вольных хлебопашцах»;
министерская реформа;
подготовка плана реформ М. Сперанским;
дарование Конституций Польше и Бесарабии;
подготовка проекта российской Конституции и программы отмены крепостного права;
учреждение военных поселений.
2. Учитель обобщает, знакомит с деятельностью «Негласного комитета»
Запрет не менял сущности дела, а лишь создавал иллюзию отсутствия в стране торговли людьми. Сама же практика продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях сообщалось, что такой-то не продается, а «отдается в наймы».
5) Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках «в розницу», т. е. с разделением семьи.
6) Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.
Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.
Указ о вольных хлебопашцах.
Негласный комитет скоро распался. Императору понадобились исполнительные, преданные люди. Одним из них стал Алексей Андреевич Аракчеев – сын богатого помещика.
Император Александр I царствовал с 1801 по 1825 год, период его правления стал эпохой реформ. Одной из них стала армия, где стали вводить военные поселения. Первый такой опыт относится к 1810 году, когда поселение появилось в Могилёвской губернии для Елецкого мушкетёрского полка. Идея о создании военных поселений принадлежала Алексею Аракчееву, занимавшему с 1808 по 1810 год пост военного министра Российской империи.
Суть задумки Аракчеева заключалась в том, чтобы обучить резерв для армии без увеличения расходов на вооружённые силы. Сэкономленные средства император Александр I хотел направить на выкуп крепостных и земли у помещиков, то есть на решение крестьянского вопроса. В полной мере осуществить задумку не удалось из-за начала войны с Наполеоном.
Термин «аракчеевщина» куда более широкий по своему значению. Им называют весь комплекс военных и полицейских мер и реформ первой четверти XIX века. Суть термина сводилась к ограничению свобод населения и к силовому характеру руководства.
работа с учебником. Чем прославился Аракчеев и запишите понятия палочная дисциплина, розги
7. Домашнее задание: с. 180-184