Методическая разработка
Преподавателя МБУ ДО ДШИ№10 города Иркутска
Портнягиной Р.Р.
На тему: «Игра в стиле фламенко на классической гитаре»
Содержание:
Вступление
Приемы игры в стиле фламенко
Фактура аккомпанемента для импровизации
Упражнения
Примеры импровизации
Заключение
Используемая литература
Вклад испанской музыки в развитие игры на шестиструнной гитаре трудно переоценить. Стиль фламенко в испанской гитарной музыке по праву занимает одно из ведущих мест по популярности, значимости и богатству ритмов, красок, яркости приемов игры на классической гитаре. Стилю фламенко присущ искрометный, зажигательный, виртуозный характер исполнения. Несомненно, это требует от исполнителя хорошей школы, основательной подготовки и регулярной практики в течение многих лет поскольку виртуозность нарабатывается годами, а то и десятилетиями практики. Но несмотря на это уже в начальных классах можно использовать этот стиль как для сольной, так и для ансамблевой игры. На некоторых приемах, используемых в данном стиле, давайте остановимся подробнее.
Итак, для виртуозного исполнения гаммообразных пассажей часто используется игра тремя пальцами в правой руке. В этой связи большое значение имеет правильная аппликатура в последовательности (m, i, a) на 4 ноты. Это необходимо для того, чтобы в очень быстром темпе не возникало эффекта заигранности из-за физиологического соединения среднего и безымянного пальцев как может произойти если, например, играть с аппликатурой (a, m, i).
Так как мы накладываем 3 пальца (m, i, a) на 4 ноты, акцент, который следует делать на начальном этапе на «раз»(первая нота из 4х), будет приходиться каждый раз на разный палец, это тоже поможет каждой ноте звучать более четко, как бы отдельно от других и не «забалтываться» в быстром темпе.
Начинать отрабатывать прием лучше сначала правой рукой отдельно на открытой 1 струне с акцентированием каждой первой ноты из 4х, затем можно потренироваться играть хроматическую гамму на 1 струне в 1 позиции, затем использовать данный прием в любых гаммах и гаммообразных пассажах.
m i a m i a m i a m i a m i a m i a semile
Следующий важный прием в стиле фламенко- разгеадо (rasgeado). Существует много разновидностей разгеадо, но наиболее употребительные это – удар одним пальцем по всем струнам вверх или вниз, чаще указательным (i) или большим (p), а также удар тремя (a, m, i) или четырьмя пальцами (a, m, I, p). Мизинец я не использую. Перечисленные выше пальцы (a, m, i) собранные вместе, сильно зажимаются сверху большим и поочередно выпрямляются ударяя по струнам как бы с силой вырываясь из под большого. Получается громкий, резкий, арпеджированный аккорд.
Следующий прием, на котором хотелось остановиться- тамбурин (tamb). Тамбурин- прием игры, при котором извлекаются звуки, похожие на звуки южно-европейского ударного инструмента тамбурина. Правая рука косточкой большого пальца ударяет по подставке, используя тяжесть кисти. В нотах обозначается крестиком, как у всех ударных инструментов, но в моем нотном редакторе нет такого обозначения, поэтому я обозначила тамбурин восьмой нотой.
rasg rasg. tamb.
Эту фактуру можно использовать для аккомпанемента, а также можно придумать свою используя аккорды E, F, G, Am и любой подходящий размер. Как правило, исходя из моего опыта работы с детьми, трехдольные размеры даются им хуже чем четырехдольные.
Для импровизации на данную цепочку аккордов Am, G, F, E, хорошо подойдут натуральный и гармонический Am, который для начинающих можно играть на первой струне с открытой и до XVII лада. Также очень эффектно слушается исполнение нот этих ладов на первой струне через открытую первую струну
Для отработки и запоминания пальцами ступеней данных ладов можно поиграть упражнения от открытой струны все ступени лада поочередно, а дальше в импровизации использовать любые ступени этого гармонического ля минора в любой понравившейся последовательности. Как правило все ступени этого лада хорошо ложатся на цепочку аккордов о которых мы говорили выше, каждая нота будет создавать консонирующее звучание если она входит в аккорд и напряженное, требующее дальнейшего движения и стремление к разрешению, если ее нет в аккорде. В этом будет смысл импровизации, когда учащийся включая свои слуховые, творческие и любые другие способности находит свою мелодическую линию импровизации.
Импровизацию можно начать с отдельных нот, чтобы просто услышать как каждая из этих семи ступеней оттеняется и окрашивается в зависимости от аккорда звучащего в фактуре аккомпанемента, не стоит торопить учащегося делающего первые шаги, он может играть в своем ритме, добавляя постепенно еще несколько нот, затем еще больше, высвечивая свои отдельные мотивы, которые со временем станут фундаментом его личных построений, важно в этот момент поддержать и подбодрить, даже если не все получается гладко. Прелесть импровизационной музыки в отличие от классической, где каждая нота выверена, и нет права на ошибку, в том, что здесь нет заранее задуманного сценария, поэтому практически любая нота правильная, за небольшим исключением. Поэтому вкус к импровизации возникает уже с первых занятий.
Итак, простыми словами импровизацию для начинающих можно объяснить с обыгрывания нескольких нот, и чем дольше мы на них сидим возникает эффект раскачивания, как бы постепенно набираем энергию добавляя количество нот, ускоряя длительности и затем нарастая выходим к кульминации, которая как правило выражается в виде динамически самых высоких и быстрых нот или наоборот самых крупных и многократно повторяющихся. Также самым простым и очень подходящим к данной цепочке аккордов будет секвенция, поскольку аккорды идут в поступенном движении.
В заключение своей работы хочу еще раз подчеркнуть, что не нужно бояться использовать в своей работе с детьми, такой благодатный для творческого полета нашей фантазии, такой вдохновляющий как начинающих исполнителей, так и вполне состоявшихся, такой заслуженно популярный, но в то же время такой простой и такой сложный одновременно стиль фламенко.
Используемая литература:
М., Издательство «Музыка» 1994г. Е. Ларичев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре»
М., Издатель Смолин К.О. 2001г. Романенко В.В. «Учись импровизировать»