СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индия - страна контрастов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-соревнование, в котором представлены различные формы работы на уроке. Урок - результат самообразовательной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Индия - страна контрастов»

Индия – страна контрастов

Урок изучения нового материала (урок-конкурс)

Цели: Формировать общие представления о культурных и экономических

особенностях Индии. Выявить контрасты в природе и экономической

жизни Индии.

Совершенствовать навыки самообразовательной деятельности

учащихся при подготовке к уроку.

Воспитывать уважение к обычаям и быту других стран и народов.

Оборудование: карты, таблицы, иллюстрации, презентации.

Девиз урок: Скажи мне - и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

позволь мне работать самостоятельно – и я научусь.

/Древнекитайская мудрость/


Ход урока

І. Организационная часть

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

- Сегодня мы поговорим о стране, чья древнейшая цивилизация обогатила своими достижениями все человечество. Европейцы начали колонизировать Индию еще в XVI веке - португальцы, голландцы, французы, англичане были привлечены ее легендарными богатствами.

- Англичане одержали победу над соперниками в ходе длительных войн, и с середины XIX века до 1947года Индия фактически являлась сырьевым придатком Британской империи. Оттуда вывозились практически все промышленные изделия.

- Индия - наибольшая страна Южной Азии. Это страна контрастов, как с точки зрения природных условий, так и социально-экономической ситуации.

        Индия – лакшми

О ты, чарующая людей,

Ты, о земля, сияющая в блеске солнца лучей,

великая Мать матерей,

Долы, омытые Индом шумящим, ветром –

лесные, дрожащие чащи,

С Гималайскою в небо летящей снежной короной своей;

В небе твоем солнце взошло впервые, впервые леса

услышали веды святые,

Впервые звучали легенды, песни живые, в домах твоих

и в лесах, в просторах полей;

Ты – вечно богатство цветущее наше, народом

дающая полную чашу,

Ты – Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты –

жизни нектар, молоко матерей!

/ Рабиндранат Тагор/

              

- «Путешествуя по Индии, думаешь о том, как трудно было сдвинуть с места, привести в движение эту огромную, как континент, страну, в жизни которой сегодняшний день так тесно переплетается с днем завтрашним и днем вчерашним подобно тому, как на индийской дороге кондиционированный туристический автобус соседствует с парой волов, запряженных в арбу, и пешими переносчиками кирпича,» - писал в книге «Своими глазами» В. Овчинников.

 

  О Мать – Бенгалия! Край золотой!

Твой небосвод в душе поет свой святой.

Меня пьянит весной рощ манговых цветенье.

Я твой, навеки твой!

Осенних нив убор блистает красотой.


Чарует взор сиянье зорь, узор теней.

Цветет покров твоих лугов, твоих полей.

О Мать, из уст твоих нектаром льется пенье.

Я твой, навеки твой!

Когда печальна ты – и я скорблю с тобой.


Среди холмов – стада коров.

Живет народ у тихих вод, в тени лесов.

Не знают лени мирные селенья.

Я твой, навеки твой!

Мне друг – любой пастух, и пахарь – брат родной!


- Сегодня попытаемся взглянуть на эту древнюю страну как непосредственные свидетели происходящих в ней процессов.

- Для этого участники нашего урока на протяжении определенного времени самостоятельно подбирали информацию об Индии, изучали материал и сегодня продемонстрируют результаты своей самообразовательной деятельности в ходе проведения различных заданий и конкурсов.



 

III. Изучение нового материала

 

1. Прием «Ассоциации»

-На доске написано слово «Индия». Запишите все, что связано в ваших мыслях с Индией. Разместите слова вокруг. (Сари, танец, чай, ювелирные изделия, слоны, йога, фильмы, лотос, карма...)

 

2. Конкурс «Что такое? Кто такой?»

    Индира Ганди (премьер-министр)

     сари (одежда)

     Декан (плато)

     Kашмир (штат)

     раби (сухой сезон)

     Брахмапутра (река)

     хинди (язык)

     кешью (орех)

     Тар (пустыня)

     рикша (человек)

     Калькутта (город, первая столица)

     Шиллонг (плато)

     хариф (сезон дождей)

     рупия (национальная валюта)

     имбирь (пряность)

 

3. Конкурс «Знатоки карты»

- Говорят, что: «География начинается возле родного порога, а заканчивается во Вселенной». Поэтому необходимо свободно ориентироваться по карте других стран

- Вам необходимо по карте показать города Индии. Победит тот, кто покажет их больше.

            

       4. Блиц-турнир «Визитная карточка страны»  

1 команда 

   Что собой представляет флаг Индии? Когда он был принят? (1947)

   Колонией, какой страны была Индия? В какой период? (XVIII – XIX в.)

   Город, в котором находится крупнейшая фондовая биржа? (Мумбаи)

   Официальные языки Индии? (хинди, английский и еще 21 язык)

   Крупнейший город Индии? (Мумбаи)

   Форма правления Индии? (республика)

   Какое место по площади Индия занимает среди стран мира? (7)

   Национальная валюта Индии? (индийская рупия)

   В какое международное содружество входит Индия? (Британское Содружество Наций)

   Назовите национальное животное. (тигр)

   Назовите национальный цветок. (лотос)

2 команда 

  Что собой представляет герб Индии?

   Когда Индия стала независимой? (15 сентября 1947)

   Назовите столицу Индии.

   Какие животные считается священным в Индии? (корова, белый слон, обезьяны)

   Кто является главой государства? (президент)

   Какая форма административно-территориального деления страны? (федерация)

   Какое место по количеству населения занимает в мире? (2)

   Какое место в мире по объему ВВП занимает в мире? (12)

   Кто возглавляет Содружество государств? (английская королева)

   Назовите национальную птицу. (павлин)

   Назовите национальный фрукт. (манго)

 

5. Конкурс «Кто больше?»  

- Индия – страна природных контрастов. Необходимо называть их.

   Рельеф – равнины - горы

   Климат – субэкваториальный муссонный (влажное лето –сухая зима)

   Вершины гор – снег; равнины - вечное лето

   Реки - неустойчивый режим

   Почвы – засушливые - орошаемые

   Пустыни - болота.


6. Конкурс гидов «Достопримечательности Индии»

- Индийская цивилизация насчитывает более 5 тысяч лет. Ее материальные памятники - храмы, мавзолеи, мечети, дворцы, форты – встречаются повсюду, многие из них известны во всем мире.

 

- Представьте нам одну из достопримечательностей Индии.

 

7. Конкурс « Знатоки населения Индии»

- Индия - страна, в которой переписи населения проводятся регулярно каждые 10 лет. Первая из них имела место в 1881году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения о численности населения страны.

 

- Назовите особенности населения, выделяя контрасты.

 

8. Конкурс «Обряды Индии»

- Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, много настройки, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.


- Познакомьте нас с одним из обрядов Индии.

 

     9. Конкурс «Верю - не верю»

- Индия – развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью. За годы независимости Индия проделала огромный путь в экономике, но до сих пор четверть населения живет за чертой бедности. Индийская экономика – одна из самых развивающихся в мире.

- По абсолютным размерам ВВП Индия входит в первые 15 стран (12 место). Но ВВП на душу населения = $476 в год (128 место в мире). Это еще один контраст в хозяйстве Индии.

- Сельское хозяйство является основой индийской экономики.


- Верю – не верю:

  Основными потребительскими культурами являются рис и пшеница. (В)

  Рис выращивают в сезон раби. (Н)

  Основными техническими культурами являются хлопчатник, лен, сахарный тростник. (Н)

  Индия занимает 1 место в мире по количеству крупного рогатого скота, а по потреблению мяса - одно из последних в мире. (В)

  Сезон дождей называется хариф (май-сентябрь), сезон засухи – раби (октябрь-апрель). (В)

  Выращивают масличные, специи, чай, табак, кофе, орехи, хмель, джут, каучук. (Н)

  Индия является крупнейшим производителем и экспортером чая. (В)

  Занимает 3 место в мире по объему добычи морской рыбы и 2 место по вылову речной рыбы. (В)

  Собирают по 2-3 урожая в год. (В)

 

10. Составление таблицы «Экспорт - импорт»

- Заполните таблицу и сравните экспорт и импорт Индии.

 

Импорт Индия Экспорт 

продукты питания текстиль

нефть ювелирные изделия

машины драгоценные камни

удобрения швейные изделия

химикаты чай

продовольственные товары

машины

полезные ископаемые  

- Какие страны являются торговыми партнерами Индии? (США, Россия, Китай, Япония, Сингапур, страны ЕС).

 

11. Викторина «Промышленность Индии»

- Наряду с развитием традиционного для экономики страны сельского хозяйства достаточно быстрыми темпами развивается промышленность. Современная Индия из страны легкой и пищевой промышленности превратилась в страну с развитой тяжелой промышленностью.

 

  Какой вид топливных полезных ископаемых преобладает в топливно-энергетическом балансе страны? (каменный уголь)

  Какой тип электростанций производит наибольшее количество энергии? (ТЭС)

   Назовите крупнейший центр металлургии. (Бокаро)

   Назовите главную отрасль цветной металлургии. (алюминиевая)

   Какую продукцию выпускает машиностроение?

   Назовите отрасли химической промышленности Индии.

   Назовите основные отрасли легкой промышленности Индии. (джутовая и текстильная)

   Какие отрасли пищевой промышленности очень распространены в Индии? (производство сахара, чая, маслодельная)

   По уровню развития какой отрасли промышленности Индии является лидером среди развивающихся странах? (атомной)

   К развитию каких отраслей промышленности Индия приступила первой среди развивающихся стран мира? (атомная энергетика, аэрокосмическая промышленность, запуск космического спутника Земли)

 

12. Блиц-опрос «Транспорт Индии»  

- Дороги - зеркало любой страны. Индийские дороги - сплошные гонки, без отдыха, шумные и агрессивные, часто-густо без соблюдения каких-либо правил и, что самое страшное, без права на ошибку. Здесь жизнь и смерть ходят рядом, особенно ночью. На автодорогах, рядом с современными видами транспорта, везде встречаются рикши, велорикши, слоны, скот и т. д.

 

  Назовите основные виды транспорта Индии.

  Какие реки судоходны?

  Какой вид транспорта осуществляет внешние перевозки?

  Сколько аэропортов насчитывается сейчас в Индии? (454)


 

  IV. Итог урока

- «Индия представляет собой целый мир, слишком большой и разнообразный, чтобы его описать. Даже я, прожившая здесь всю жизнь, проехавшая тысячи миль, посетившая известные и труднодоступные места и встречавшаяся с миллионами индийцев, не могу сказать, что видела и познала всю эту необычную страну или хотя бы часть ее», - так писала о своей родине в книге «Вечная Индия» ее бывший премьер-министр Индира Ганди.

 

    Пусть Бенгалии Земля, воды, воздух и поля

Благодатны будут, благодатны, Боже!

Пусть Бенгалии дома, рынки, нивы, закрома

Изобильны будут, изобильны, Боже!

Пусть бенгальцев упованья, мысли, речи и желанья

Справедливы будут, справедливы, Боже!

Пусть бенгальцев всех сердца бьются в лад и до конца

В единенье будут, в единенье, Боже!

(Рабиндранат Тагор)

     

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!