I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. И тихонечко присаживаемся. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Эмоциональный настрой. | Быстрое включение в деловой ритм Личностные: Проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная Словесный Индивидуальный. | -Ребята, в страну мы путешествие на прошлом уроке? Верно, в Индию. Давайте вспомним. Блиц – опрос. 1) Где Индия? ( на карте). Один показывает на у доски, в или атласах. 2) воды Индию? (Показать на карте). Один показывает на у доски, в или атласах. 3) главных рек по Индии? (Показать на карте). Один показывает на у доски, в или атласах. 4) Где самые горы в мире? Как они называются? (Показать на в учебнике). -.Выполнение теста по вариантам по теме «Природа и люди Древней Индии».(Приложение) Взаимопроверка – сверка с экраном. Оцените себя. Критерии: 0-1 ошибка -5 2 ошибки - 4 ; 3 ошибки -3 4 и более – 2. Положите листочки на край парты. | Отвечают на вопросы.Показывают по карте. -в Южной Азии. - океан, море, залив. - Инд и Ганг. - на Индии, . -выполняют тест. Взаимопроверка. На экране. | Проявляют к материалу. Осознанно речевые в форме. Осознают пройденного материала. Личностные: - Уметь соблюдать дисциплину на уроке; - Уважительно относиться к одноклассникам; Коммуникативные: - Уметь слушать учителя. Умеют читать карту, местоположение Индии, ее моря и океан, указывают воды. Сравнивают и полученные данные. осуществляют и выделение информации; используют знаково-символические для учебной задачи | Вопросы, работа по карте. Тест. |
II. Мотивация. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу. -Мы продолжаем свое путешествие по Индии, представьте, что мы здесь познакомились с семьёй земледельцев, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле. Какой вопрос у вас возник к земледельцу. Почему его дети не могут стать воинами? - Так мы не из той касты, - ответил он. Какое новое слово? Помогите мне определить тему урока Тема урока: Индийские касты. Запишем тему урока в тетрадь. И так что мы сегодня должны с вами узнать? - Сегодня на уроке мы попытаемся узнать, что такое каста и какие касты существовали в Индии и в чём их различия. План: 1 . Миф о происхождении четырёх каст. 2. Характеристика каст. 3.Неравенство между кастами. 4. Будда – основатель религии буддизма. -Что такое каста? Каста определение стр.100 учебника Запишите в тетради. | Слушают учителя и отвечают на его вопросы Почему его дети не могут стать воинами? Предполагаемые ответы ребят: Что такое каста? Что представляет собой каста? Какие касты были в Индии, в чем различия между ними? Записывают тему урока в тетради. Работа с учебником Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи Владение диалоговой, устной формой речи(К). Познавательные: - участие в обсуждении - выстраивание причинно- следственных связей - определение темы урока Коммуникативные: - выработка общего решения - умение выражать свои мысли Регулятивные: целеполагание | Вопрос |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Миф о происхождении четырех каст | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с ап- пликацией, иллюстрациями, беседа | 1. Слово учителя «Миф о происхождении четырёх каст». (Слово сопровождается слайдами из презентации). задания: внимательно прослушать выделить для себя названия каст и их происхождение. Индийцы почитали бога Ганешу. Но у индийцев есть и другие боги, один из них Бог Брахма. (Показ портрета и рассказ о нём.) - Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Средством передвижения Брахмы является божественный лебедь. Индийцы всегда верили, что их боги разделили всех людей на несколько групп. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы – он умеют сражаться. Земледельцы, которые обрабатывают землю, пасут скот – появились из его бедер, а слуги, находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек, рожденный слугой, мог стать только слугой, ведь у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросенок. Неравенство было неоспоримым и только покорность даст при перерождении после смерти возможность изменить свое кастовое положение. Каждая группа, или каста, стала обладала своими особенностями и обязанностями. -Какие же касты существовали в Индии. Касты в Индии: 1. Брахманы – жрецы 2. Кшатри – правители, воины 3. Вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы 4. Шудры – слуги -«Неприкосаемые» -они не входили в кастовую систему.
| Знакомятся с терминами: каста, брахманы, воины, земледельцы, слуги. Слушают учителя. Презентация. Слайд Слушают учителя. Отвечают на вопрос: жрецы, воины, земледельцы, слуги.4 касты. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа, наглядного материала
Ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П). Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К). Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р). | Беседа по вопросам Презентация Иллюстрации. |
Характеристика каст. | Групповая. Словесный. Работа с текстом, рассказ | Работая в парах ,предлагаю каждой паре «совершить экскурсию» в одну из каст, затем рассказать об увиденном, заполнив таблицы рабочих листах. Работа в парах. Пара №1 Брахманы. п. 2,3 Пара № 2 Воины п.4 Пара № 3 Земледельцы п. 4 Пара № 4 Слуги. п 4 Пара № 5 Неприкасаемые. п 5. -Таблица(приложение, слайд). Понятие: отшельник запись в тетради. -выступление пар. | Характеризуют условия и образ жизни, занятия людей разных каст индийского общества. Стр.102 учебник | Коммуникативные: принимают участие в работе пары ; договариваются, приходят к общему решению. Личностные: - Уважительно относиться к одноклассникам. Коммуникативные: - Представлять и сообщать конкретное содержание в письменной форме. Регулятивные: - Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями. Владеют различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) (П) и следуют этическим нормам и правилам ведения диалога (Л). Умеют сознательно организовывать (Р) свою познаватель- ную деятельность, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа | Рассказ, работа с учебником. Заполнение раздаточного листа. Таблица |
Физкультминутка. | | Учитель: Давайте прогуляемся по индийским джунглям. Повторяйте за мной движения: 1) Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз). 2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра). ). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо). 4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом). 5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя). 6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
| Делают под музыку. | | |
Неравенство между кастами. | Фронтальный. Словесный. Рассказ учителя. |
Итак, как же выглядело общество Индии? Составим небольшой кластер. На доске слова, приведите их в систему. От наивысшей касты к низшей. брахманы, воины, земледельцы, , слуги.. Неприкасаемые. Учитель: Если человек из низшей касты осмеливался поднять руку на брахмана, царь приказывал отрубить ему руку. Если он обращался к брахману с поучениями, ему лили в горло кипящее масло или пронзали язык раскалённым железом. Религия давала людям лишь одно утешение: если простые земледельцы и слуги будут покорны своей участи, то после смерти они могут родиться воинами, царями и даже брахманами.
| Слушают учителя. Составляют кластер. | Познавательные: - построение задачи - формулировка и аргументация своего мнения и позиции - построение логической цепи рассуждений, - создание творческого продукта(кластер) | Кластер |
Будда. Буддизм | Индивиду-альная, фронтальная. Словесный, творческий. Сообщение, работа с текстом, беседа | Предлагает послушать сообщение о Будде, задать вопросы выступающему. Организует работу с текстом учебника, вопросам (см. 105 вопросы.) Вы познакомились с кастовым делением индийского общества, вы узнали какое положение занимали люди, относящиеся к той или иной касте. Вопросы: Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет) Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? (потому что их создал бог, и значит так должно быть вечно). И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям. В V век до н.э. жил Будда – основатель религии буддизма. Работа с понятием «буддизм». Буддизм – одна из мировых религий, возникла в Индии в V в. до н.э., ее основатель - Будда, последователи – буддисты. (Сообщение уч-ся) Настоящее имя Будды - Сиддхартха Гаутама. Легенда гласит, в V в. до н.э. жил в Индии юный царевич Гаутама. Он обитал в прекрасном дворце, думая, что жизнь повсюду также прекрасна. Но однажды царевич покинул стены дворца. Работа с источником:(стр.103)Легенда о Будде. Вопрос: Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение. | Характеризуют основателя новой религии – Будду, особенности буддизма Словарь стр.301 Запись в тетради. Работа с учебником. | Коммуникативные: готовят сообщения, используя информацию, полученную из ресурсов Интернета; высказывают свое мнение. Позновательные: умеют осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках . Регулятивные: ориентируются в учебнике и словаре. Коммуникативные: владеют устной и письменной речью; умеют строить монологическое контекстное высказывание. | Сообщение, беседа по вопросам Учебник, словарь. |
4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | | Учитель: «Вспомните задачи урока. Мы справились? Как проверить? Предлагаю поразмышлять над некоторыми жизненными ситуациями, связанными с индийскими кастами. Нужно обсудить в паре и дать общий ответ. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами, но отец их говорит, что это невозможно. Почему? | | Познавательные: умеют самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров, действия в новом учебном материале. | Решение задачи |
V. Закрепление знаний и способов действий V1.Итоги урока Рефлексия. | Фронтальная, парная. Словесный. Беседа Фронтальная | - Ребята, а сейчас мы узнаем, внимательны ли вы были сегодня на уроке. Давайте поиграем в игру «Верно, не верно» Условие игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх. 1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. + 2. Из ступней бога вышла каста воинов. - 3. Жрецы - брахманы были самой высшей и главной кастой. + 4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. 5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. + 6. Религия буддизма учит, главное достоинства человека, а не его происхождение. + Самооценка и оценка деятельности учащихся на уроке: (смайлик) | | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: - Уметь оценивать свою работу. | Игра по вопросам Игра «Верно, не верно». Смайлики |
V11. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. П.21стр.104 Культурные достижения. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Конфуции (по ресурсам Интернета) | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания ,параграф, сообщение |