Индуизм как новый этап духовной жизни Древней Индии. Древние культы Брахмы, Вишну и Шивы. Кастовая система индийского общества и индуизм
Выполнил Гармашев Александр
Индуизм
Во второй половине I тыс. до н.э. брахманизм переходит в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования — от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны.
Брахма
Бог Брахма - в индуистской мифологии верховный бог главной триады богов наряду с Вишну и Шивой. Почитается как создатель Вселенной в отличие от Вишну, ее сохранителя, и Шивы - разрушителя. Согласно сказаниям, Брахма рождается из яйца, плавающего в первобытном океане. Он делит яйцо на две половинки, из которых возникают небо и земля, а затем весь видимый мир и живые существа: боги, люди, животные и растения. Дни и ночи жизни Брахмы определяют ритм жизни всей Вселенной. Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки.
Вишну
Вишну (санскр. «вездесущий», «предвечный») - один из высших богов индуистской мифологии, составляющей вместе с Брахмой и Шивой божественную триаду — тримурти. Вишну хранит мироздание, созданное Брахмой и обреченное на разрушение Шивой. Вишну обычно изображают многоруким темнокожим божеством, восседающим на троне в свободной позе. Его атрибуты — палица, чакра (индийское метательное оружие), раковина и лук. Вишну одет в желтые шелковые одежды и увенчан диадемой, на шее его благоуханные гирлянды а на руках — браслеты.
Шива
Шива - разрушитель вселенной, но он же воссоздаёт ее заново. Тришула (трезубец) в правой руке Шивы символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас. Дамара (священный барабан), который прикреплён к трезубцу, символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Горло Шивы характерного синего цвета. Течение Ганги в волосах Шивы символизирует нектар бессмертия, полумесяц в волосах обозначает, что Шива полностью контролирует Свой ум. Тело Шивы белого цвета – символ духовной чистоты. В середине Его лба находится третий глаз, - глаз мудрости способный видеть сквозь пространство и время. На лбу у Шивы - три полосы бхасмы - символ того, что Шива уничтожил три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (последствия прошлых поступков) и майю (иллюзию). Змея на теле Шивы есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве. Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно: землю, воду, огонь, воздух и эфир.
- Кто из вас, если бы жил в Древней Индии, хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?
- Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже?
СЛОВАРИК
Касты (варны) - группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями.
Законы Ману - сборник предписаний о долге, правилах поведения индийца в частной и общественной жизни.
Легенда о происхождении каст
- 1.Уста - брахманы жрецы
- 2.Руки - кшатрии воины
- 3.Бедра – вайшьи земледельцы
1
2
4
3
Каста - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству .
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст:
жрецов
знатных воинов
земледельцев
слуг.
Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы.
- Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы.
- Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться.
- Большинство народа - земледельцы, те, кто пашет землю и пасет скот, созданы из его бедер.
- А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног.
Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород.
Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином.
Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребенок или поросенок.
Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг - слугами.
У людей разных каст все должно быть несходно - и дом, и еда, и одежда.
Даже цвет одежды, каждой касте, подобрал особый:
- брахманам - белый, воинам - красный, земледельцам - желтый, слугам - черный.
- брахманам - белый,
- воинам - красный,
- земледельцам - желтый,
- слугам - черный.
брахман
воин
земледелец
земледелец
слуга
Брахманы
Высшая варна общества индуистов. Социальная группа существует во всех штатах Индии, к ней относят священослужителей, учителей, ученых и чиновников. Издревле к ней причисляли также жрецов и монахов.
Кшатрии
Вторая по значимости после брахманов социальная группа, в которую входят влиятельные воины, дворяне и правители. Их долгом было защищать брахманов, детей, женщин, пожилых людей и священных коров. Кшатриям характерны такие качества, как честолюбие, развитый ум, умелое владение оружием, сила и выносливость.
Вайшьи
Представители этой варны - земледельцы, торговцы и разводчики скота. Сейчас это предприниматели, они стараются избегать физического труда, занимаясь торговлей и управлением хозяйства.
Шудры
Представителями этого сословия являются наемные рабочие, которые выполняют самую грязную и тяжелую работу.
Неприкасаемые
Люди, которые не попали в 4 варны по каким-то причинам. Согласно индуизму, они вели неблагочестивую жизнь в прошлом перерождении. Чаще всего бездомные, нищие люди, которые осуществляют самую унизительную и грязную работу. Они попрошайничают и воруют, живут в трущобах.
Люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией(Хиджры) в Индии также относятся к неприкасаемым
Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы.
Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома обещал им за это богатый подарок, обычно корову.
Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости - посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь.
Индийцы дума ли, что зерна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса - к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность пошлют дождь, чтобы снова был хороший урожай на полях.
Так и кормили друг друга люди и боги.
Жизнь брахмана делилась на периоды:
учения
обзаведения семьей
отшельничества
Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить.
А это целая наука, которой брахманы обучались старательно и долго.
Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому исполнялось семь лет.
Он приводил его в дом к учителю - тоже брахману - и оставлял жить там.
Мальчик должен был слушаться учителя и почитать его, как отца с матерью.
Повернуться к учителю спиною считалось недопустимым. Подойти к нему можно было только с не покрытой головой и без сандалий, а здороваясь, ученики так низко кланялись, что касались ног учителя.
Во время урока учитель сидел на возвышении, а ученики перед ним на земле, подстелив циновки.
Они повторяли все, что он говорил - слово за словом, стараясь выучить наизусть целые книги. Ученики выполняли и работы по дому, вставая с восходом солнца, подкладывали дрова в очаг, пасли коров.
Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту.
После того как брахман выучился и обзавелся семьей, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам для себя и для других.
Нередко брахманы жили при царском дворе как жрецы и советники. В подарок от царей они иногда получали землю. Но сами в поле не работали - для этого использовали слуг или рабов.
Когда у брахмана появлялись внуки и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельники.
Он строил в лесу шалаш, спал на голой земле и питался лишь лесными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевного покоя. Некоторые истязали свое тело, голодали, неделями и месяцами стояли с поднятой рукой или на одной ноге, молчали годами.
Они верили, что после таких мучений им будет обеспечена лучшая посмертная участь, они попадут на небеса.
4. Касты знатных воинов, земледельцев и слуг.
Индийские цари сами были из касты знатных воинов и окружали себя людьми из этой касты.
Воины участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука. Воины считали, что их предками были древние цари и герои, такие, как Рама.
Уже поэтому они намного выше простых земледельцев, а тем более слуг.
Но и земледельцы, которые имели свои дома, поля и скот, с пренебрежением относились к слугам-беднякам.
Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам, прося их о помощи.
Хозяину своему он должен был подчиняться беспрекословно и почитать всех людей более высоких каст, особенно брахманов.
Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли "неприкасаемыми". Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачугах за ее пределами, а питались отбросами. С ними никто не садился за один стол - все равно что с каким-нибудь грязным животным. "Неприкасаемые" носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошел и не прикоснулся.
И когда они входили в деревню убрать мусор или сделать другую черную работу, то люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных существ.
6. Неравенство между кастами казалось
индийцам естественным и вечным.
Тех, кто противился такому порядку, постигало суровое наказание.
Если человек из низшей касты осмеливался поднять руку на брахмана, царь приказывал отрубить ему эту руку.
Если он обращался к брахману с поучениями, ему пронзали язык раскаленным железом или в глотку лили кипящее масло
Религия давала людям лишь одно утешение: если простые земледельцы и слуги будут покорны своей участи, то после смерти они могут родиться воинами, царями и даже брахманами.
Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда, основатель религии буддизма, учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение
Расскажите легенду, используя картинки…
Буддизм
VI – V века до нашей эры
- Основатель религии - Будда - принц Гаутама, жил в VI в. до н.э.
- Покинул дом и семью, чтобы постичь суть жизни и найти путь к преодолению человеческих страданий.
- Создал свое учение
Будда
ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ
- Не делайте зла, творите добро,
- очищайте ум от дурных мыслей.
- Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу
- Самая великая победа – над собой
- Гнев побеждается отсутствием гнева , недоброе – добрым, скупость - щедростью, ложь – правдой
Будда
«ДА –НЕТ»
1.Бог создавший касты в Индии – это Брахма.
2. Из ступней бога вышла каста воинов.
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.
4.В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.
6. После уроков по индии , я захотел больше узнать об этой стране.