Согласовано:
«_____»_______________20__г.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«Центр психолого-медико-социального сопровождения «Дар»
Территориальная областная психолого-медико-педагогическая комиссия
Индивидуальная программа
Димы
4 лет
«Формирование действий с предметами и сенсорных представлений
ребенка с ДЦП»
Составитель: учитель-дефектолог
Авдюкова С.О.
Реж
Пояснительная записка.
Данная программа составлена для Дмитрия 4 лет. ДОУ не посещает.
У мальчика детский церебральный паралич – самостоятельно не передвигается, с трудом выполняет изолированные движения руками, говорит только отдельные слова и невнятно, мелкая моторика нарушена, инструкции понимает частично, в работу включается с помощью взрослого. Развитие познавательной деятельности на низком уровне – не сформированы понятия утро, день, ночь; цвета и формы знает не все; трудности общения.
Цель программы:
Создание условий для развития действий с предметами и сенсорных представлений.
Задачи:
Формирование произвольных движений рук.
Развитие зрительного, тактильного и кинестетического восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Материал занятий подобран в соответствии с программой для дошкольных образовательных учреждений, автор М.А Васильева.
Содержание программы включает занятия на знакомство с различными материалами: соленым тестом, пластилином, пальчиковыми красками, обучение действиям с предметами и простейшим играм, подготовительные упражнения с карандашом и развитие представлений о схеме тела.
Программой предусматривается усложнение заданий от элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету, до учета этих признаков и свойств в изобразительной и другой доступной ребенку продуктивной деятельности.
На каждом занятии планируется закрепление умения здороваться, прощаться, называть цвета, формы, проведение игр на развитие мелкой моторики в сухих пальчиковых бассейнах, использование сенсорных мешочков и различных массажеров для рук.
Данная программа рассчитана на 8 занятий, которые будут проводиться один раз в неделю.
Тематическое планирование.
Тема | Содержание | Кол-во час. | Формы работы | Методическое обеспечение |
1.Противопо-ложные понятия. | Учить рисовать прямые линии пальчиковой краской. Развивать концентрацию внимания. | 1 | Рассматривание машин, называние цветов. Строим гараж для машин. Поддувание – сдуем с дорожки песочек. Рисование дорожек пальчиками. | Машинки: красная, синяя, зеленая. |
2.Действия с молоточком, резинкой. | Учить определять на ощупь свойств. предметов. Развивать тактильные ощущения, пространственную ориентировку. | 1 | Рассматривание игрушек – зайчиков из разных материалов: пластмасса, мех. Игра «Ах, да, зайчик» - понюхай как пахнет (мыло-зайчик). Игра в сухом бассейне. Поддувание – сдуем с зайчика песочек. Укладывание зайчика спать «А-а-а». | Сухой бассейн. Игрушки |
3.Формирова-ние пространствен-ных представлений. | Формировать представление об окружающем мире. Развивать собственные ощущения ребенка. | 1 | Игра с водой – теплой, холодной. Рассматривание кусочка льда: потрогаем, подуем на него, приложим к щеке. Что случилось со льдом? Игра в сухом бассейне. | Сухой бассейн. Лед, вода. |
4. Развитие представлений о схеме тела. | Формирование понятий: длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький. | 1 | Длинный – короткий, Игра с атласными ленточками. Высокий – низкий. Игра «Строим башню (домик)». Мелкая моторика – лепка из соленого теста. Общая моторика. Шаги – бег. Игра «Платочки». Упражнение для рук в сухом бассейне «Пили пила». | Сухой бассейн. Носовой платочек. |
5.Закрепление названий форм предметов. | Учить выполнять имитационные движения. Развивать моторику рук. | 1 | Игра с молоточком «Тук, тук, я стучу, новый домик колочу». Отстукивание молоточком, затем кулачком каждого слова потешки. | Деревянный молоточек. Сухой бассейн. |
6. Подготовительные упражнений с карандашом. | Учить работать с бумагой: складывать, склеивать, рвать. | 1 | Изготовление корабликов из цветной бумаги, называние цветов. Игра с корабликами. | Цветная бумага, Клей. |
7.Различение величин предметов. | Развитие памяти – умение слушать, запоминать, следовать инструкциям. | 1 | Зарядка. Работа с сенсорным мешочком. Аппликация «Мухомор», катаем шарики из пластилина. Называние частей суток. Правая, левая рука. | Альбом, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин. |
8.Развитие зрительно-моторной координации. | Обучение счету, распознанию цветов. Развитие воображения. | 1 | Зарядка. Чтение сказки «Курочка Ряба». Аппликация «Курочка и яичко». счет до пяти. Называние частей суток. Правая, левая рука. | Ножницы, цветная бумага, клей, альбом. |
Планируемый результат:
К концу сопровождения Дима может научиться:
- понимать и выполнять инструкции взрослого,
- работать с разными материалами (пальчиковыми красками, соленым
тестом, сухим бассейном),
- доводить начатое дело до конца.
Используемая литература:
1.Закревская О.В. Развивайся малыш!: Система работы по профилактике отставания и
коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М.: Издательство ГНОМ и
Д, 2008.
2.Нарисуй по образцу. Папка дошкольника. «Весна – Дизайн». Киров, 2005. – 12 карточек.
3.Соколова Е.И. Готовимся к школе: времена года, календарь.
Задачи,игры, упражнения для детей 5 – 7 лет. Изд. Академия
развития. Ярославль, 2004. – 32 с.
4.Тренируем руку и пальчики. Сост.Т.Давыдова. ООО «Стрекоза»,– 33 с.
5.Цвет, форма, величина. Папка дошкольника. «Весна – Дизайн».
Киров, 2005. – 40 карточек.
6.Шер Б. 101 игра, развивающая интеллект / Б.Шер; пер.с англ. Е.А.Бакушева. – 2-е изд.
Минск: «Попурри», 2008. – 288 с.