СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа развития ребенка 5 лет с ОНР 2-3 уровня речевого развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная программа развития первого периода обучения ребёнка 5 лет с ОНР, 2-3 уровня речевого развития у ребенка с ринолалией, с дизартрией средней степени, спастико-паретической формы. Выполнила: учитель-логопед Растунина И.С. Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи, 2-3 уровень речевого развития у ребенка с ринолалией, с псевдобульбарной дизартрией средней степени, спастико-паретической формы. Цель логопедического сопровождения: создание условий для развития коммуникативной стороны речи Задачи на первый период учебного года: 1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. 2. Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата 3. Уточнить артикуляцию гласных, губных, губно-зубных звуков. 4. Развивать речевое дыхание и силу голоса. 5. Развивать фонематический слух. 6. Постановка звуков: губно-зубных, задненебных 7. Коррекция нарушений слоговой структуры слов 8. Уточнение и обогащение активного и пассивного словаря по лексическим темам недель. 9. Учить использовать простые предлоги во фразовой речи. 10. Развивать регулятивную и коммуникативную функции речи. 11. Учить использовать простые распространенные предложения. Развивать умение вступать в диалог со сверстниками и поддерживать диалог со взрослыми. Учить составлять описательный рассказ, используя картинный план. Логопедическое сопровождение на первый период обучения 1. Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата Задачи: Воспитывать потребность в правильных и красивых произвольных движениях. -Учить понимать свои мышечные ощущения и менять их в соответствии с вербальным сигналом. -Учить осуществлять взаимоконтроль при выполнении заданий в парах. Методы и приемы: - массаж и самомассаж мышц артикуляционного аппарата -Пассивная и активная артикуляционная гимнастика. -Артикуляционно-пальчиковые сказки. -Использование призов для поддержания интереса к выполнению упражнений. -Зрительный контроль: зеркало, картинки. -Пиктограммы, сюжетно-дидактические игры Виды помощи: Стимулирующая: создание игровой ситуации. Направляющая: зрительный контроль, зрительно-двигательный контроль. использование иллюстраций, показ, использование обучающей игрушки Использование звуковых символов (по Ткаченко) Обучающая: механическая помощь, совместное выполнение упражнений. Прогноз: Ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения в соответствии с вербальным сигналом и даёт задания другому ребёнку при работе в парах 2. Развитие речевого дыхания и силы голоса. Задачи: -Формировать умение увеличивать объём, плавность и направленность речевого дыхания в зависимости от предлагаемой ситуации. -Учить изменять силу голоса в соответствии с определённой речевой ситуацией. Методы и приемы: -Упражнения и игры: «Листопад», «Футбол», «Гармошка», «Буря в стакане», сдувание со стола мелких пушинок, бумажек -Пропевание гласных звуков, постепенно увеличивая громкость. -Произношение постепенно удлиняющихся цепочек гласных и слогов на одном выдохе. -Игры: Громко-тихо; Виды помощи: Стимулирующая : сопровождение упражнения рифмовкой Зрительный и тактильный контроль вдоха и выдоха Направляющая: показ, зрительный, слуховой и тактильный контроль. Обучающая: совместное выполнение упражнений Прогноз: Ребёнок произвольно выполняет вдох носом и длительный выдох ртом, контролирует направленность воздушной струи. Ребёнок умеет изменять силу голоса в соответствии с определённой речевой ситуацией. 3. Развитие фонематического восприятия Задачи: Учить дифференцировать искажённое и правильное произношения звука в чужой речи. -Развивать зрительное и слуховое восприятие. -Развивать слуховую и зрительную память Методы и приемы: Игры и упражнения на узнавание и выделение звука. Игра «Капризный телефон» Воспроизведение звуковых рядов в определённой последовательности Виды помощи Обучающая: показ образца выполнения задания, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Направляющая: использование символов звуков (по Ткаченко), схемы характеристики звука. утрированное произношение нужного звука в слове, зрительный контроль артикуляции звука. Прогноз Ребёнок дифференцирует искажённое и правильное произношения звуков раннего онтогенеза в чужой речи. Ребёнок самостоятельно воспроизводит звуковые ряды из 3 звуков. 4. Звукопроизношение Задачи: -Уточнение артикуляции гласных звуков -Уточнение артикуляции задненебных и губно-зубных звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. -Постановка звука -Автоматизация звуков в слогах, в словах. Методы и приемы: Создание сюжетно-игровой ситуации для вызывания звука. -Звуковые волны (по Ястребовой), звуковые дорожки, лабиринты, лото. Виды помощи Стимулирующая: использование звуковых дорожек; проблемные, игровые ситуации Направляющая: Использование изображения символа звука, ассоциация звука с предметным образом. Обучающая: Механическая помощь Прогноз Ребенок самостоятельно «пропевает» гласные звуки без зрительного контроля. Ребёнок правильно произносит звук в слогах и словах при зрительном контроле 5. Коррекция нарушений слоговой структуры слов Задачи: - Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов на невербальном и вербальном материале -Воспитывать чувство уверенности при выполнении задания. -Стимулировать желание ребёнка самому активно участвовать в учебном процессе. -Учить осуществлять взаимоконтроль при выполнении заданий в парах. Методы и приемы: Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (музыкальные инструменты, шумовые коробочки, аудиозаписи, различные предметы)- Воспроизведение ритмического рисунка различными способами (отхлопывание, отстукивание, прошагивание, использование музыкальных инструментов, рисование, выкладывание) -Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов - Упражнения с пальцами (Пальчики здороваются; Колечки; Игра на пианино) Виды помощи Стимулирующая: игровая ситуация, сюрпризный момент. Направляющая: вопросы логопеда. Обучающая: совместное выполнение упражнений; показ образца выполнения задания Прогноз Ребёнок узнаёт на слух различные неречевые звуки. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок различными способами. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок с помощью звуков и слогов. Ребёнок даёт задания другому ребёнку при работе в парах 6. Уточнение и обогащение словаря Задачи Обогащать пассивный и активный словарь за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного и вкусового анализаторов. -Воспитывать интерес и внимание к слову в собственной речи и речи окружающих. Методы и приемы: Упражнения и игры «Узнай по описанию (по действию)», « Какой? Какая? Какое? Какие?» «Кто, что делает?»; «Цепочка слов»; Загадки. Настольно-печатные игры (Лото; Лабиринты; Вкладыши) -Словесные игры («Подбери слова», «Подбери картинки») -«Кто больше слов назовёт» Виды помощи Стимулирующая: создание игровой ситуации, использование атрибутики, сюрпризный момент. Направляющая: использование иллюстраций, символов, схем, игрушек, вопросы логопеда. Обучающая: совместное выполнение заданий; показ образца Прогноз Ребёнок подбирает признаки и действия к предметам по лексическим темам первого периода самостоятельно или используя направляющую помощь. 7. Формирование связной речи Задачи Учить употреблять предлоги В,НА, ПОД -Уточнить понимание пространственной ориентировки относительно себя и относительно других предметов, оптико-пространственной ориентировки; -Уточнить пространственное расположение предметов, выраженное предлогами; -Учить составлять предложения с предлогом по наглядной ситуации; - Формировать коммуникативные навыки, через оречевление выполняемых действий, строить общение с учётом ситуации. - Учить выслушивать собеседника, не перебивая его речь, сдерживать себя, ожидая возможности вставить реплику, стараясь говорить понятно. -Учить планировать свои высказывания, используя схему для описательных рассказов. Методы и приемы Игры: « Прятки «(Где предмет?), « Кто, где живёт»; «Поезд». -Выполнение инструкций и их оречевление. -Использование схем предлогов (по Ткаченко) -Сюжетно-дидактическая игра -Инсценировки сказок и стихотворений-диалогов. -Игры-инсценировки Виды помощи Стимулирующая: создание проблемной ситуации.Направляющая: утрированное произношение предлога в словосочетании и в предложении, использование схемы предлога, картинок; вопросы логопеда. Обучающая: показ образца выполнения задания; совместное выполнение задания. Прогноз Ребёнок правильно употребляет предлоги В, НА, ПОД в специально созданной речевой ситуации Ребёнок отвечает на вопросы полным предложением, задаёт вопросы (Кто это? Что это? Что делает? Какой? Какая?

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!