Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного среднего (полного) общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:
Примерные программы по учебным предметам. Математика10-11 классы : проект. — 3-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2011. 64 с. — (Стандарты второго поколения).
Общая характеристика учебного предмета.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
Обучение математике в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общественной культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного процесса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в старшей школе на индивидуальное изучение отводит 3 учебных часов в неделю, 34 нед., всего 102 уроков.
Согласно проекту Базисного учебного (образовательного) плана, в 11 классе параллельно изучаются предметы «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математическом деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Содержание учебного предмета
1. Тригонометрические функции (10 часов)
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функций у=cosx , y=sinx, y=tgx и их графики
Уметь: находить область определения тригонометрических функций, находить множество значений тригонометрических функций, определять четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Знать свойства тригонометрических функций
и уметь строить их графики. Уметь выполнять преобразования графиков.
2. Векторы в пространстве (4 часа)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Уметь: выполнять сложение, вычитание векторов в пространстве, умножение вектора на число, решать простейшие задачи с применением векторов.
3. Метод координат в пространстве (10 часов)
Декартовы координаты в пространстве. Координаты точки и вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения.
Знать: понятия координат точки и вектора, скалярного произведения, формулу вычисления углов между двумя прямыми, формулы расстояние между двумя точками, расстояния от точки до плоскости.
Уметь строить точку по координатам и находить координаты точки, изображенной в заданной системе координат, использовать координатный метод в практической деятельности для решения различных задач, решать несложные задачи на движение.
4. Производная и ее геометрический смысл (10 часов)
Понятие о пределе и непрерывности функции. Понятие о производной функции. Производные основных элементарных функций. Физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику.
Знать: понятие производной, производные элементарных функций, правилами дифференцирования, формулу уравнения касательной к графику.
Уметь: находить производные элементарных функций, пользуясь таблицей производных и правилами дифференцирования. Понимать геометрический смысл и механический смысл производной.
5. Цилиндр, конус, шар (10 часов)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Конус. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Знать: понятие цилиндра и конуса, основания, высоты, боковой поверхности, образующей; понятие шара и сферы.
Уметь: распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; строить простейшие сечения; использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
6. Применение производной к исследованию функций» (10 часов)
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.
Знать: понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций.
Уметь: исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
7. Объемы тел (10 часов)
Понятие об объеме тел. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды, конуса. Отношение объемов подобных тел. Формула объема цилиндра. Объем шара и площадь сферы. Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Знать: формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды объема цилиндра и конуса; формулы площади поверхностей цилиндра и конуса; формулы объема шара и площади сферы.
Уметь: решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (площадей, объемов); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
8. Первообразная и интеграл (10 часов)
Первообразная. Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Знать: понятие первообразной, формулу Ньютона-Лейбница.
Уметь: вычислять первообразные элементарных функций, используя справочные материалы; вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной.
задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
.
9. Элементы теории вероятностей (10 часов)
Перестановки. Сочетания. Перемещения. Понятие вероятностей события. Независимые события.
Уметь: решать комбинаторные задачи, решать ряд вероятностных задач, решать задачи на применение теоремы о вероятности суммы двух несовместных событий и на нахождение вероятности произведения двух независимых событий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
10. Повторение (18 часов)
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ урока | Дата | РАЗДЕЛ | ТЕМА УРОКА | ВИД КОНТРОЛЯ |
По плану | Факти-чески |
1 | | | Повторение курса алгебры и начал анализа 10 класса (3 ч) | Повторение материала 10класса | текущий |
2 | | | Повторение материала 10 класса | текущей |
3 | | | Повторение материала 10 класса | текущий |
4 | | | Глава 1. Тригонометри-ческие функции (10ч) | Область определений и множество значений тригонометрических функций. | текущий |
5 | | | Область определений и множество значений тригонометрических функций. | текущий |
6 | | | Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. | текущий |
7 | | | Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. | предварительный |
8 | | | Свойства функции и ее график. | текущий |
9 | | | Свойства функции и ее график. | текущий |
10 | | | Свойства функции и ее график. | текущий |
11 | | | Свойства функций и ее график. | текущий |
12 | | | Свойства функции и её график. | текущий |
13 | | | Обратные тригонометрические функции | текущий |
14 | | | Глава 2. Векторы в пространстве (4ч) | Понятие вектора в пространстве. | текущий |
15 | | | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. | текущий |
16 | | | Умножение вектора на число. | текущий |
17 | | | Компланарные векторы. | текущий |
18 | | | Глава 3. Метод координат в пространстве (10 ч) | Координаты точки и координаты вектора | текущий |
19 | | | Простейшие задачи в координатах | текущий |
20 | | | Простейшие задачи в координатах | текущий |
21 | | | Простейшие задачи в координатах | предварительный |
22 | | | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | текущий |
23 | | | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | текущий |
24 | | | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | текущий |
25 | | | Вычисление углов между прямыми и плоскостями. | текущий |
26 | | | Движения | текущий |
27 | | | Решение задач | текущий |
28 | | | Глава 4. Производная и её геометрический смысл (10 ч) | Производная. | текущий |
29 | | | Производная степенной функции. | текущий |
30 | | | Производная степенной функции. | текущий |
31 | | | Правила дифференцирования. | текущий |
32 | | | Правила дифференцирования. | предварительный |
33 | | | Правила дифференцирования. | текущий |
34 | | | Производные некоторых элементарных функций. | текущий |
35 | | | Производные некоторых элементарных функций. | текущий |
36 | | | Геометрический смысл производной. | текущий |
37 | | | Геометрический смысл производной. | текущий |
38 | | | Глава 5. Цилиндр, конус, шар (10ч) | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. | текущий |
39 | | | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. | текущий |
40 | | | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. | предварительный |
41 | | | Конус. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. | текущий |
42 | | | Конус. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. | текущий |
43 | | | Конус. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. | предварительный |
44 | | | Сфера и шар. Уравнение сферы. | текущий |
45 | | | Сфера и шар. Уравнение сферы. | текущий |
46 | | | Сфера и шар. Уравнение сферы. | текущий |
47 | | | Площадь сферы. | текущий |
48 | | | Глава 6. Применение производной к исследованию функций (10ч) | Возрастание и убывание функции. | текущий |
49 | | | Возрастание и убывание функции. | текущий |
50 | | | Экстремумы функции. | текущий |
51 | | | Экстремумы функции. | текущий |
55 | | | Применение производной к построению графиков функций. | текущий |
53 | | | Применение производной к построению графиков функций. | текущий |
54 | | | Применение производной к построению графиков функций. | предварительный |
55 | | | Наибольшее и наименьшее значение функции. | текущий |
56 | | | Наибольшее и наименьшее значение функции. | предварительный |
57 | | | Выпуклость графика функции, точки перегиба. | текущий |
58 | | | Глава 7. Объемы тел (10ч) | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. | текущий |
59 | | | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. | предварительный |
60 | | | Объем прямой призмы и цилиндра. | текущий |
61 | | | Объем прямой призмы и цилиндра. | текущий |
62 | | | Объем наклонной призмы. | текущий |
63 | | | Объем пирамиды. | предварительный |
64 | | | Объем конуса. | текущий |
65 | | | Объем шара. | текущий |
66 | | | Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. | текущий |
67 | | | Площадь сферы. | текущий |
68 | | | Глава 7. Интеграл (10ч) | Первообразная. | текущий |
69 | | | Первообразная. | предварительный |
70 | | | Правила нахождения первообразной. | текущий |
71 | | | Правила нахождения первообразной. | текущий |
72 | | | Правила нахождения первообразной. | предварительный |
73 | | | Площадь криволинейной трапеции и интеграл. | текущий |
74 | | | Площадь криволинейной трапеции и интеграл. | текущий |
75 | | | Площадь криволинейной трапеции и интеграл. | предварительный |
76 | | | Вычисления интегралов. Вычисление площадей с помощью интегралов. | текущий |
77 | | | Вычисления интегралов. Вычисление площадей с помощью интегралов. | текущий |
78 | | | Глава 8. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (10 ч) | Комбинаторные задачи. | текущий |
79 | | | Перестановки. | текущий |
80 | | | Размещения | текущий |
81 | | | Сочетания и их свойства | предварительный |
82 | | | Биномиальная формула Ньютона | текущий |
83 | | | Вероятность события. | текущий |
84 | | | Сложение вероятностей | текущий |
85 | | | Вероятность противоположного события. | текущий |
86 | | | Условная вероятность | текущий |
87 | | | Вероятность произведения независимых событий. | предварительный |
88 | | | Глава 11. Итоговое повторение (15 ч) | Повторение. Решение иррациональных уравнений. | текущий |
89 | | | Повторение. Решение показательных, логарифмических уравнений и неравенств. | текущий |
90 | | | Повторение. Решение показательных, логарифмических уравнений и неравенств. | текущий |
91 | | | Повторение. Решение показательных, логарифмических уравнений и неравенств. | предварительный |
92 | | | Повторение. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла. Основные тригонометрические тождества | текущий |
93 | | | Повторение. Преобразования простейших тригонометрических выражений. | текущий |
94 | | | Повторение. Тригонометрические функции, их свойства и графики | текущий |
95 | | | Повторение. Решение тригонометрических уравнений и неравенств. | текущий |
96 | | | Повторение. Решение тригонометрических уравнений и неравенств. | текущий |
97 | | | Повторение. Производные основных элементарных функций. | текущий |
98 | | | Повторение. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | текущий |
99 | | | Повторение. Первообразная . Формула Ньютона-Лейбница. | текущий |
100 | | | Повторение. Решение уравнений и неравенств с параметрами. | текущий |
101 | | | Повторение. Решение задач по теме : "Многогранники" | предварительный |
102 | | | Повторение. Решение задач по теме : "Тела вращения" | предварительный |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Бурмистрова Т.А. Геометрия. 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010.
Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса /Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2010.
Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. – М.: Просвещение, 2010.
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
Единый государственный экзамен 2010. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Федеральный институт педагогических измерений, М:АСТ «Астрель»,2010.
Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю., Математика. Подготовка к ЕГЭ-2014. Учебно-тренировочные тесты. Учебно-методическое пособие./Ростов-на-Дону: Легион-М,2012.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10-11. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение, 2010г.
Зив Б.Г., Мейлер В.М., Бахинский А.Г. Задачи по геометрии.- М.:Просвещение, 2008г.
Звавич Л.И. и др. Алгебра и начала анализа: 3600 задач для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.
Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в вузы. Книга 1. Алгебра. М. : ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2003.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике //«Вестник образования» -2004 - № 14 - с.107-119
Электронные пособия
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2013.
8