СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная работа со способными и одарёнными учащимися по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная работа со способными и одарёнными учащимися по математике»

Индивидуальная работа учителя со способными и одаренными детьми по математике



1.Психолого-педагогические основы работы с одаренными и способными учащимися



Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние и рассчитывать на особые социальные права. Такие дети должны быть объектом специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и расцвета нации связаны именно с одаренной молодежью. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, необычными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Согласно данным психологических исследований одаренными являются не более 5% детей. Вместе с тем, принимая во внимание генетически заложенные в каждом ребенке способности и многообразие видов одаренности, можно предположить, что потенциально каждый ребенок – одаренный.

Одаренные дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой личности и реализации одаренности во взрослой жизни становится неотложной задачей общеобразовательных учреждений.





Интеллектуальные способности



- познавательный интерес

- эрудиция

- нестандартность мышления

- способность к абстрагированию

- диалектическое видение

- богатая лексика



Творческий потенциал



- инициативность

- оригинальность

- целеустремленность

- настойчивость

- любознательность

- самоанализ

- неординарность подходов



Психофизические свойства



- высокий уровень национального сознания, духовной культуры

- чувство ответственности

- активность

- общечеловеческие качества



Мировоззренческие ценности



- интуитивность

- чувственное восприятие

естественные потребности в умственной работе

- природные задатки



Опыт работы с одаренными детьми показывает, что, на первом этапе их необходимо отыскать среди множества учеников. Каковы же их признаки?

-Очень любопытны, активно исследуют окружающий мир;

-В раннем возрасте способны прослеживать причинно -следственные связи, делать правильные выводы;

-Легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания;

-Не могут терпеть, когда им навязывают готовый ответ;

-Могут длительное время концентрировать свое внимание на одном деле;

-Присущее слишком развито чувство справедливости;

-Хорошо развитое чувство юмора;

-Постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока „ не под силу", и в решении некоторых из них добиваются успеха;

-Для них характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий событий;

-Чрезвычайно склонны к неречевых проявлений чувств, эмоций других людей;

-Часто обладают экстрасенсорными способностями;

-Отрицательно оценивают себя;

-Большинство из них спит меньше своих сверстников, они раньше отказываются от дневного сна.



Следующий этап - разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных школьников. Талантливые дети всегда хотят чего-то нового, более сложного, иначе они потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличаться от системы обучения других детей. Они работают с научной, статистической и энциклопедической литературой, развивающими кроссвордами, решают интересные задачи, выполняют эксперименты, посещают спецкурсы. Учителя-наставники, которые работают с одаренными детьми, активно используют индивидуальный подход, учитывающий в первую очередь способности учащихся. Такая работа должна быть систематической, особенно на первых порах, когда необходимо заложить основы, фундамент знаний. Дальнейшее развитие подростка зависит от его самостоятельной работы: ведь если в какой-то момент он не захочет САМ решать задачи с изюминкой, усилия наставника будут бесполезны.

Далее необходимо развить у одаренного ребенке психологию лидера. Важно, чтобы он не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли. С этой целью на уроках проводятся ролевые игры, брейн-ринги, праздники творчества, викторины, интеллектуальные ярмарки, группы возглавляют сильные ученики. Они помогают учителю организовывать открытые уроки и классные мероприятия.

Формирование творческой личности, развитие индивидуальных способностей и таланта является приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса школы.

В дошкольном возрасте оказывается специальная одаренность, признаками которой являются особые способности к определенному виду деятельности. Как правило, их классифицируют на следующие группы:



Математические способности — это способность образовывать на математическом материале обобщенных, свернутые, гибкие и обратные ассоциации и их системы. К составляющим таких способностей следует отнести:

- способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от реальных ситуаций и их количественных отношений и пространственных форм; оперирование структурами отношений и связей;

- способность к обобщению материала;

- способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

- способность к логическим рассуждениям, связанных с необходимостью доказывать, делать выводы;

- способность к переходу от прямого к обратного хода мысли;

- гибкость мышления независимо от влияния шаблонов.

Занятия по математике способствуют тренировке особого вида памяти, направленная на обобщение, создание логических схем, формализованных структур, воспитывают способность к пространственным представлениям.



Условия успешной работы с одаренными учащимися:

1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению.

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

4. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.



Принципы работы с одаренными детьми.

- индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся  высший уровень);

- принцип опережающего обучения;

- принцип комфортности в любой деятельности;

- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;

- возрастание роли внеурочной деятельности;

- принцип развивающего обучения;

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи.



Качества, которыми должен обладать учитель для работы с одаренными детьми .

1. Быть доброжелательным и отзывчивым.

2. Умение строить педагогическую деятельность на основе результатов

психодиагностики личности ребенка, учитывая его индивидуальные и возрастные

особенности.

3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития.

4. Иметь широкий круг интересов, хорошие организаторские способности;

5. Умение создавать ситуацию успеха, условия для самореализации личности ученика, стимулировать творчество ребенка;

6. Быть готовым к выполнению различных обязанностей, связанных с

обучением одаренных детей.

6. Иметь педагогическое и специальное образование.

7. Обладать чувством юмора.

8. Иметь живой и активный характер.

9. Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и к

постоянного самосовершенствования.

10. Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.

11. Быть целеустремленным и настойчивым.

12. Обладать эмоциональной стабильностью.

13. Уметь убеждать.

14. Иметь склонность к самоанализу.

15.Умение использовать в своей деятельности инновационные методы и

технологии обучения и развития детей.



Способствуют эффективной работе с одаренными детьми творческие методы, которые используются в педагогической деятельности:

- уважение к желание учащихся работать самостоятельно;

- умение удерживаться в процессе творческой деятельности;

- предоставление ребенку свободы выбора области применения своих способностей, методов достижения цели;

- индивидуальное применение учебной программы в зависимости от особенностей ученика;

- поощрение работы над проектами, предложенными самими учащимся;

- исключение любого давления на детей, создание раскрепощенной атмосферы;

- одобрение результатов деятельности детей в одной отрасли целью побудить желание испытать себя в других отраслях деятельности;

- подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;

- оказание авторитетной помощи детям, которые высказывают отличную от других точку зрения и в связи с этим испытывающим давление со стороны сверстников;

- извлечения максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей;

- терпимое отношение к возможному беспорядку;

- поощрение максимальной увлеченности в совместной деятельности;

- убеждения учеников, что учитель является их единомышленником, а не врагом.



2. Индивидуальная образовательная программа



Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения, в случае отсутствия такой программы среди опубликованных возможна корректировка существующих программ либо создание авторских программ. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоціним. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее совершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!