СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный и дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный и дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников»

«Индивидуальный и дифференцированный подход

в физическом воспитании дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профессионализма и компетенции педагогов дошкольного образования, которые находятся рядом с детьми, заботятся о них, любят, играют и учат познавать себя и окружающий мир.

На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения.

Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. При организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми согласно принципу индивидуального подхода необходимо учитывать возрастные, половые особенности детей, их физическое и психическое развитие, уровень двигательной активности. Педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, строится на основе полученных в ходе диагностики данных об уровне здоровья, физической подготовленности и развития.

В существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному.

Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.

В физкультурно-оздоровительной работе данный подход представляет собой форму организации оздоровительных мероприятий, при которой педагог изучает, анализирует и классифицирует различные данные по заболеваемости, физическому развитию и подготовленности детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы детей, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания.

Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья. О состоянии здоровья детей судят на основе данных медицинских осмотров и анализа медицинских карт.

Как считает М.А. Рунова для реализации индивидуального и дифференцированного подхода при организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных показателя:

1. состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;

2. уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;

3. уровень двигательной активности, под которым понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.


В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности и хорошую физическую подготовленность.


Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью.


Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить физкультурно-оздоровительную работу, различающуюся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.


Рассмотрим примеры дифференциации по половому признаку. У мальчиков и девочек по-разному функционирует мозг, по-разному организованы психические процессы. Игнорируя эти отличия, бесполовое образование снижает воспитательный и учебный эффект, тормозит установление полоролевого поведения.

По данным исследований М.А.Руновой средний объем двигательной активности детей за время пребывания в дошкольном учреждении у мальчиков 5 лет составляет 12650 движений, девочек – 11800 движений; мальчиков 6 лет – 13800 движений, у девочек – 13200.

В исследованиях, характеризующих возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, отмечается ее зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.

Многие исследователи в своих работах отмечают, что содержательная сторона самостоятельной двигательной деятельности мальчиков и девочек имеет свою специфику, объясняя это разными интересами детей разного пола. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры более спокойного характера: с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

Л.В. Карманова отмечает, что уже в пятилетнем возрасте наблюдается значительное различие между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. По ее мнению, это также можно объяснить тем, что девочки предпочитают данные упражнения, в то время как мальчики их практически не используют в самостоятельной деятельности.

Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно выполняют их.

В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, со скакалкой. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек езде на велосипеде.


Целесообразно осуществлять дифференцированное воспитание мальчиков и девочек по следующим направлениям:

1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.

2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств), элементов спортивной гимнастики и акробатики.

3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).


По-моему мнению, раздельное проведение занятий лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.


Учёт половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями можно вести по таким направлениям, как:

• подбор упражнений,

• нормирование физической нагрузки,

• методика обучения сложным двигательным действиям,

• педагогическое руководство двигательной деятельностью,

• участие детей в играх и соревнованиях,

• их двигательные предпочтения,

• взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений,

• система поощрений и наказаний,

• требования к качеству выполнения заданий,

• инвентарь и оборудование,

• расстановка и уборка снарядов,

• диагностика физического состояния.


Для организации и проведения физкультурных занятий я предлагаю следующие варианты двигательной деятельности:

- занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия;

- “интегрированный вариант” проведения занятия.


Первый вариант занятий имеет свои разновидности, например:

1. в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы;

2. все дети занимаются вместе, а некоторые упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.


Второй вариант, это занятия, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный полоролевой характер.

На занятиях этого типа детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий - для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность - для девочек. При разработке комплексов упражнений я учитываю двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье) и девочек (упражнения с мячом и скакалкой, танце вальные движения).


Нормирование физической нагрузки в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, типе конституции. В этой связи в группе всегда можно выделить несколько мальчиков, которым повышать физическую нагрузку следует постепенно. Учитывая уровень физической подготовленности детей, не следует забывать о половых отличиях в реакции организма дошкольников на физическую нагрузку. Руководитель физического воспитания должен помнить, что упражнения, требующие проявления силы, должны очень осторожно использоваться в физическом воспитании дошкольников вообще, и особенно у девочек.

Методика обучения сложным двигательным действиям. Как отмечалось ранее, существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (метание). И наоборот, есть упражнения, легкие для овладения для девочек и требующие много времени и усилий у мальчиков (прыжки на скакалке).

Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей на прогулке и в свободной деятельности.

Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее эффективность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков.

Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большей двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи с этим педагог должен определить, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях (в основном мальчикам) следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично эту проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в секциях. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большего пространства.

Следует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной активности. Именно на них следует обращать больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения большей двигательной, либо сразу присоединяются к организованной двигательной активности.

Участие детей в играх и соревнованиях. На совместных занятиях нужно подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального содержания, интересные и для девочек и для мальчиков. При этом необходимо учитывать уровень трудности выбираемого ребенком задания.

Двигательные предпочтения детей. Дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Мальчики любят спортивные игры. Например, с мячом мальчики пытаются играть в футбол, это проявляется в сильных ударах по мячу, в то время как девочки любят повторять упражнения из «школы мяча». Ленты, скакалки, обручи - предметы девочек. Так как центр тяжести у девочек находится ниже, они легче справляются с упражнением на равновесие. Как справедливо отмечает Н.Бочарова, необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью и наоборот.

Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений. В процессе занятий физическими упражнениями педагогу периодически необходимо делить детей на группы, подгруппы, пары. Часто при делении на команды используется методический прием, когда капитаны сами выбирают себе партнеров. У дошкольников преобладают игровые объединения однородные в отношении пола входящих в них детей, поэтому при стихийном образовании команд они чаще всего бывают однополыми

Система поощрений и наказаний. Поощряя или наказывая дошкольников, необходимо учитывать различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчика очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Для мальчика важно знать, хорошо ли он выполнил задание, для девочки - понравилась ли она. Однако и для мальчиков, и для девочек важно, чтобы сначала педагог похвалил за старания, тогда ребенок готов обсуждать свои даже неудачные результаты.

Требования к качеству выполнения заданий. Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Инвентарь и оборудование. Инвентарь и оборудование физкультурного зала должны предусматривать удовлетворение потребности ребенка в движении, обусловленное его полом. В зале должны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятельных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.

Расстановка и уборка снарядов. Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей девочки всегда расставляют и убирают только мелкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т.д.), а мальчики группой в несколько человек - тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, маты и т.д.).

Диагностика физической подготовленности. Значительные индивидуальные различия в проявлении в двигательных способностей дошкольников подтверждает необходимость учета типа конституции в оценивании их двигательных возможностей. При оценке физической подготовленности дошкольников следует ориентироваться на конституциональный тип ребенка, а не только на его пол. Определенную информацию о физической подготовленности ребенка можно получить из расчета прироста результатов тестирования.

ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

В современной системе образования много проблем. Одна из них - это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению и сохранению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Анализ литературы позволил выявить то, как необходим в нашем современном мире индивидуальный подход к детям во всех видах деятельности, особенно в физическом воспитании. О здоровье и полноценном развитии мы должны заботиться с самого раннего возраста, т.к. это даст полноценное развитие в дальнейшем и развитию как личности.

Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка. Более активные дети имеют и более развитое мышление. А пассивные дети и соображают медленнее. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Индивидуальность обусловлена общими законами развития человека, законами функционирования его организма, законами отражения и регуляции. Индивидуализация предполагает создание условий для максимально свободной реализации задатков дошкольников и заключается в акцентированном воздействие на «сильные» и «слабые» стороны их подготовленности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!