Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.
Главная ценность для педагогов– это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Вот почему педагоги создают особенные педагогические технологии, одной из которых является «Индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других;
Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность;
Образование – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие.
Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;
Индивидуальный образовательный маршрут это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Цель:
создание комплексной технологии индивидуального сопровождения как особой культуры психологической и педагогической поддержки, помощи в решении задач развития, обучения и социализации учащихся.
Итак, индивидуальный образовательный маршрут:
- связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
- обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;
- оформлен как индивидуальная образовательная программа.
Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом, обучающимся и его родителями. Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому обучающемуся.
Проектировать индивидуальные образовательные маршруты не просто, так как спектр индивидуальных различий среди обучающихся чрезвычайно широк. Поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей обучающихся (адресатов).
Основанием может быть:
- возрастная категория;
- пол обучающихся;
- физические и психофизические особенности;
- социальный фактор;
- уровень владения обучающимися учебно-предметными знаниями и умениями;
Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга. Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его освоения обучающимися. Варьируется также логика преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.
Выбор ИОМ может осуществляться в трех плоскостях:
Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута
- Исследования обучающихся, анализ состояния:
- диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;
- дифференциация обучающихся;
- Постановка совместно с обучающимся цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута.
- Отбор содержания образовательного маршрута
- Определение модели образовательного процесса
- Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.
- Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.
- Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
- Подведение итогов работы
Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.
Школа I ступени:
? определение готовности к обучению в школе,
? обеспечение адаптации к школе,
? повышение заинтересованности школьников к учебной деятельности,
? развитие познавательной и учебной мотивации,
? развитие самостоятельности и самоорганизации,
? поддержка в формировании желания и «умения учиться»,
? развитие индивидуальных способностей учащихся,
? формирование предметных компетентностей и универсальных учебных действий.
Школа II ступени:
? адаптация к новым условиям обучения,
? помощь в решении личностных проблем и проблем социализации,
? формирование жизненных навыков,
? помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками,
? создание условий для развития мотивационных, когнитивных и инструментальных ресурсов личности ребенка как основы его учебных компетентностей,
? реализация личностного потенциала на основе формирования у подростков способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории и профессионального самоопределения,
? сопровождение предпрофильной подготовки.