План индивидуального развития учителя истории и обществознания
в условиях введения ФГОС ООО и профессионального стандарта учителя
Составила Белова А.В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназии №125» Советского
района г. Казани.
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
С.И. Гессен.
Актуальность: Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. А для этого учитель должен самосовершенствоваться каждый день, он не должен отставать от современных тенденций. Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.
Учителю как никогда раньше сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства
Профессиональная компетентность - многофакторное явление. Ее составляющими являются не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, которые являются ядром профессионализма, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной, но более от общей культуры педагога, ценностных ориентаций, представления о смысле своей деятельности и себе как специалисте, готовность к постоянному повышению профессионального мастерства
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Проблема проекта: индивидуальный творческий план самообразования и развития учителя.
Цель проекта: Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога.
Задачи проекта:
Изучение и использование учителем в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий.
Изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности.
Дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и ИКТ.
Овладеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, - лабораторными и иными видами работ.
Участие в профессиональных конкурсах.
Обмен опытом через публикации, выступления, открытые уроки.
Ожидаемый результат: освоение учителем нормативно – правовой, психолого –педагогической, информационно – методической основы для успешной реализации ФГОС ООО И ИКС (историко-культурного стандарта).
Тема образовательного учреждения «Профессиональный стандарт педагога в условиях введения ФГОС ООО»
Тема самообразования: «Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения и профессионального стандарта педагога».
1.Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства
Вопросы, по которым изучается литература | Литература, нормативно - правовые документы | Задачи использования литературных источников | Сроки | Ожидаемый результат | Критерии эффективности |
Нормативно-правовая база | Приказ No 4133 от 17.05. 2012 год Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 2014 г.– сайт Министерство образования и науки РФ Федеральный закон №122, Источник: http://www.menobr.ru/professionalnyy-standart-pedagoga Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог» | Знакомство с основополагающим документом | Апрель- ноябрь 2017 | Разработка рабочей документации | Соответствие профессиональной деятельности нормативно-правовой базе |
Деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС | Изучение нормативных документов, методической литературы. Создание • рабочей программы, • поурочное планирование, • конспекты уроков, • подборки дидактического материала, контрольных работ, тестовых заданий, комплексных работ. | Получение необходимой информации для подготовки к работе по ФГОС | Апрель- ноябрь 2017 | Системный подход к организации учебного процесса | Научная организация труда учителя |
Общая методология, принципы, концептуальные основы, функции и структура государствен ных образователь ных стандартов общего образования второго поколения | Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М: Просвещение, 2009. (Стандарты Второго поколения) | Изучение базового документа, необходимого для создания рабочих программ | Апрель- ноябрь 2017 | Тезисный план | Выступление на МО с тезисами |
Научная основа предмета | Литература по предмету, монографии известных ученых. | Посещение библиотеки, использование различны информационных ресурсов Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке. | Постоянно | Расширение научных знаний по предмету | Успешная сдача профессионального тестирования |
2.Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию обновленного учебно - воспитательного процесса
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Ожидаемый результат | Критерии эффективности |
Создание методических разработок уроков с применением новых технологий в соответствии с требованием ФГОС | Апрель- ноябрь 2017 | Методические разработки уроков | Открытые уроки. |
Корректировка и уточнение рабочих программ. | Апрель- ноябрь 2017 | Календарно-тематические планы в соответствии с содержанием рабочих программ по предметам. | Успешное прохождение внешней экспертизы руководителя МО и зам. директора |
Составление (выбор) комплексных проверочных работ | В течение года | Методические рекомендации по содержанию и проведению комплексных проверочных работ | Заседание МО учителей в течение учебного года |
Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся) | Апрель- ноябрь 2017 | Портфолио обучающихся | Заседание ШМО учителей «Реализация технологии ПОРТФОЛИО в образовательном процессе в в условиях введения ФГОС» |
Разработка сценариев уроков в соответствии с требованием ФГОС | Ежедневно | | Самоанализ и анализ уроков на заседаниях МО в течение года |
4.Участие в работе школьной методической службы
Мероприятие | Сроки | Выполняемые виды работ (решаемые задачи) | Форма представления результатов работы |
Открытый урок по истории | В течении всего времени | Урок истории, разработанный в соответствии с требований и ФГОС | Сценарий урока |
Посещение открытых уроков педагогов школы | В течение года | Анализ открытых уроков | Анализ открытых уроков |
Участие в проведении предметной недели по предмету | ноябрь 2017 | Подготовка и проведение мероприятий в рамках предметной недели | Подготовка к проведению предметной недели |
Заседание МО | 1 раз в триместр | методическая взаимопомощь, представление опыта работы | Заседание МО |
Конференция школьников | Апрель 2017 | Подготовка обучающихся, педагогическое сопровождение участников конференции | Участие учеников в конференции |
Подборка информационных ресурсов Интернета | Апрель- ноябрь 2017 | Создание методической копилки учителя истории и обществознания | Заседание МО |
5.Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Темы курсов (семинаров, круглых столов и др.) | Место прохождения курсов, участия в семинарах и др. мероприятиях | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
«Совершенствование профессионализма учителя истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС ООО» | ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» | 2015 | Проектная работа |
| | 2018(предполагаемая дата курсов повышения квалификации | |
Ожидаемые результаты:
• Повысить качество преподавания предмета.
• Повысить качество образования учащихся.
• Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
• Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
• Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьной странице портала Прошколу.ru.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО, педсоветах, педчтениях.
Овладение и активное применение основных компетенций педагога по профессиональному стандарту
Повышение уровня необходимых ИКТ – компетенций: обще пользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
• Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
• Результаты работы над темой самообразования поместить на школьной странице портала Прошколу.ru . Педсовет.ru. Учительский портал. Конференцзал.ru.
• Обобщить опыт по исследуемой теме
Список литературы к изучению, Интернет-ресурсы
1. Концепция ФГОС общего образования/ Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., Просвещение, 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
5. Проектная деятельность в основной и старшей школе/ Под ред. А.Б. Воронцова, - М., Просвещение, 2010.
6. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. I: От прошлого к будущему. Новосибирск, 1998; Т. II: Теория и методология. Словарь. - Новосибирск, 1998.
7. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории // Преподавание истории и обществознания школе. – 2008. – № 5.
8.Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей. - М.: Просвещение. 2014.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Издательский центр Академия.
10. www.ed.gov.ru, www.standart.edu.ru, www.isiorao.ru, www.school-collection.edu.ru, www.school.edu.ru
11.Файзуллина А.Р., Саглам Ф.А. Методы и формы организации учебной деятельности на уроках истории. - ПИШ. – 2014. - № 9.
12Фокеева И. М. Всероссийский съезд: штрихи к профессиональному портрету учителя истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2013. - № 4.
13. Фокеева И. М. Профессиональная деятельность учителей истории: региональный контекст // Методист. – 2002. – № 5.
14.Фокеева И.М. Структура и содержание исторического образования в Республике Татарстан // Преподавание истории и обществознания в школе. № 5. 2014 г.
15. Северина О.А. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся.2011 г. Издательство «Учитель».
16. Северина О.А. Гражданско-правовое воспитание школьников. 8-11 классы. Методические рекомендации. Глобус, 2010 г.
17. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников. АРКТИ, 2012 г.
18. Леонтович А.В, Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 класс. Вако, 2016 г.
19. Формирование личностных компетенций учащихся. Учитель, 2013 г.
20. Григорьев Д. В, Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС
21. Чернышева О.А. Обществознание. 5-11 классы. Проектная деятельность. Методика, технология, результаты. Легион, 2015 г.
22.Чернова М.Н. История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы): Спектакли, Викторины, Уроки Мужества. Айрис-Пресс, 2009 г.
23. Кучерук И. В. Технология игрового обучения истории в школе. Феникс, 2010 г.