Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2012 – 2017 годы
Шакировой Рушании Инсофовны
учителя татарского языка и литературы
МБОУ «Тихоновская СОШ»
Менделеевского муниципального района
Республики Татарстан
Пояснительная записка
«Любое обучение человека есть не что иное,
как искусство содействовать стремлению
природы к своему собственному развитию.»
И.Песталоцци
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности обучающихся, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.
Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.
Тема самообразования: «Применение инновационных технологии с целью повышения качества знаний русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы».
Сущность моей практической работы заключается в создании условий для формирования творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Считаю актуальным использования в обучении разумное сочетание различных приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы и умозаключения, выдвигать гипотезы.
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь задачами современного образования: содействовать развитию универсальных умений, позволяющих учащимся самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы. Добиваюсь организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие школьника, используя две системы обучения: традиционную и развивающую.
Цель: обеспечить высокий уровень качества знаний учащихся школы, привить им навыки самостоятельной учебной деятельности, необходимые для успешного продолжения образования. . На своих уроках создаю условия для формирования нового стиля мышления, для которого характерны открытость, альтернативность принимаемых решений и развития таких качеств ученика как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность и результаты своей деятельности.
Задачи:
-развитие познавательного интереса к предмету татарский язык и литература;
-развитие мышления, памяти, внимания;
-содействовать формированию умения приобретать знания, то есть учить учиться;
-создание ситуации успеха для каждого ребенка;
-способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения.
Принципы:
-научность и доступность;
-системность и последовательность;
-посильность;
-сознательность и активность школьников в овладении знаниями.
Методы обучения:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские,
- репродуктивные,
- объяснительно-иллюстративные.
Приёмы обучения:
-постановка проблемных вопросов, учебных и языковых задач;
-ассоциативные загадки;
-контроль, самоконтроль, самообучение учащихся;
-выборные, игровые, занимательные компоненты урока;
-похвала, поощрение, создание ситуации успеха.
При работе с учебником использую различные приемы:
- найти ответ на вопрос;
- задать вопрос к информации;
- выделить главное;
- составить план ответа;
- составить схему;
- классифицировать;
- проанализировать рисунок;
Большое внимание на уроках выделяю к словарной работе.
Самыми успешными являются приемы:
- составить кроссворд или диалог;
- на определенную букву алфавита составить рассказ или сказку и т.д.
Вышеперечисленные приемы позволяют лучше запомнить большой объем языковой номеклатуры .
Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к предмету, помогают им усвоить любой учебный материал.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжетов.
Придаю большое значение методической оснащенности урока- максимальное внимание уделяю оформлению кабинета, пополняю копилку наглядного и дидактического материала.
Этот материал поддерживает интерес школьников к татарскому языку и литературе, активирует познавательный интерес учащихся. Наглядные пособия обеспечивают восприятие программного материала и прочное усвоение знаний.
Через практические работы на моих уроках учащиеся учатся выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию, понимать, как различные части информации связаны между собой; делать определенные выводы.
При проверке знаний использую различные формы: тестирование, фронтальный опрос, словарные диктанты.
Каждый урок заканчиваю рефлексией (личностным отношением к прошедшей работе)
Личная карта учителя
Год рождения: 1975 г.
1. Образование: высшее, в 1998 году окончила Казанский педагогический колледж Республики Татарстан по специальности «Преподавание в начальных классах,татарский язык и литература», квалификация учитель;
в 2002 году Казанский государственный педагогический университет, учитель татарского языка и литературы по специальности «Татарский язык и литература»
2. Предмет: татарский язык и татарская литература
3. Педагогический стаж: (по специальности)— 14 лет, в данной должности — 14 лет , в данной организации —7лет
4. Должность: учитель татарского языка и татарской литературы
5. Прохождение курсов: ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», в объеме 108 часов, по теме «Актуальные проблемы преподавания татарского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО», свидетельство № 669, выдано 19.02. 2016 г.
6. Тема самообразования: «Применение инновационных технологии с целью повышения качества знаний русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы».
7.Методическая тема: «Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы »
8. Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, олимпиад, участие в школьных, районных и республиканских конкурсах, проведение вечеров, предметных недель.
9. Творческие замыслы: участие в районном МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям.
Цели:
уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе,
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла,
использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,
развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений,
ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы в изучении татарского языка, литературы,
формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
Задачи:
продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание татарского языка, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания татарского языка и литературы ,
изучение психологических и возрастных особенностей школьников,
проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми,
создание условий:
для проявления творческих способностей учащихся на уроках,
для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.
разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ,
разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
разработка, апробирование и рецензирование методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ,
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей математики, а также через участие в жизни школы.
Направления самообразования:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2012 – 2017 год | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС общего образования. Изучение психолого – педагогической литературы. «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений». Новинки учебных пособий по татарскому языку и литературе. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | 2012 – 2017 год
| Выступление на семинаре учителей татарского языка и литературы |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2012 – 2017 год | Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС. Выступления на заседаниях ШМО «Проектные работы на уроках татарского языка и литературы» (из опыта работы), «Требования к современному уроку» . Участие в неделях открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). Участие в олимпиадах, конкурсах. Публикации в Социальной сети работников образования разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2012-2017 год | Участие в работе районного МО учителей татарского языка и литературы и в районных семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах Ведение персонального сайта / Участие в работе школьного сайта Открытые уроки на школьном и районном уровне. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Ведение профессионального портфолио. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2012-2017 год
| Участие в конкурсах для учителей татарского языка и литературы Посещение и публикации на сайтах «ns портал», в интернет-портале "ProШколу.ru" , электронный журнал «Магариф.РФ».Публикации творческих и практических работ учащихся в проекте для одарённых детей «Алые паруса» социальной сети nsportal.ru |
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования: Татарский язык - Примерная программа по татарскому языку. Основное начальное образование, размещённой на сайте - Минобрнауки РТ - Авторские программы общеобразовательных учреждений по татарскому языку для 1-4 классов. Татарская литература: - Программа по литературе (1-4 классы) 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 5. Повышать квалификацию на курсах для учителей. 6.Успешно пройти аттестацию. | 2013г.-2014 г. 2013г-2014г 2013г-2014г 2015г-2016г 2016 г
2016г-2017г |
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района. 11. Выступать с докладами, с творческим отчётом на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования» на заседаниях МО | Программы и учебно-тематические планы.
Учебные рабочие программы, Тестирующие Программы, Методико-дидактические материалы
Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных
2012г-2017г |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по татарскому языку, литературе. 3.Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять. 4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. | 2012г-2017г Комплекты методико-дидактических электронных материалов
|
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | |
Результаты педагогической деятельности
Результаты сдачи ГИА
Учебный год | Предмет | Численность участников ГИА | Качество обученности по итогам ГИА (% учащихся, получивших оценки «4» и 5» по итогам ГИА, в общей численности участников ГИА) | Успеваемость по итогам ГИА (% учащихся, не набравших минимальное количество баллов и получивших оценку «2», в общей численности участников ГИА) |
| | | | |
2013-2014 | татарский язык | 12 | 25 | 1 |
2015-2016 | татарский язык | 6 | 33,3 | 1 |
Результаты республиканского тестирования учащихся 4, 6, 8, 10 классов
Учебный год | Предмет | Класс | Численность участников республиканского тестирования, % от общей численности учащихся | Численность обучающихся, не справившихся с тестированием, % от обшей численности участников тестирования | Средний балл |
2013-2014 | Татарский язык | 4 класс | 5/100% | - | 4 |
2014-2015 | Татарский язык | 4класс | 5/100% | - | 4 |
2015- 2016 | Татарский язык | 6 класс | 5/100% | - | 3,8 |
Результаты обучающихся на основе годовых оценок по преподаваемому предмету аттестуемого педагогического работника (для учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения, других педагогических работников, ведущих учебные занятия)
Учебный год | Предмет | Качество обучения (% обучающихся на «4» и «5» в общей численности обучающихся у аттестуемого педагогического работника) | Успеваемость (%) |
2013-2014 2014-2015 2015-2016 | Татарский язык | 58,95 64,61 66,74 | 100 100 100 |
2013-2014 2014-2015 2015-2016 | Татарская литература | 59,01 61,76 75,86 | 100 100 100 |
Научно-методическая деятельность
Распространение педагогического опыта за период (3-5 лет), предшествующий аттестации
Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия
№ | Тема, класс (группа, курс) | Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и др.) |
1 | 6 класс, «Туган ягым-Татарстан» | школьный | Открытый урок по татарскому языку на базе МБОУ «Тихоновская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района РТ в рамках заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла |
2 | 5-9класслар “Герой-шагыйрь» | школьный | Внеклассное мероприятие посвященное М.Джалилю на базе МБОУ «Тихоновская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района РТ в рамках предметной недели |
3 | 5-11класслар “Тукай – сүнмәс йолдыз ул” | школьный | Внеклассное мероприятие по татарскому языку на базе МБОУ «Тихоновская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района РТ в рамках предметной недели |
4 | 5-10класслар “ Иң татлы тел – туган тел, анам сөйләп торган тел “ | школьный | Внеклассное мероприятие по татарскому языку на базе МБОУ «Тихоновская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района РТ в рамках дня родного языка. |
5 | 1-4 класс «Әкияттә кунакта” (“В гостях у сказки”) | школьный | Внеклассное мероприятие по татарскому языку на базе МБОУ «Тихоновская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района РТ в рамках предметной недели. |
6 | 7класс тел бәйгесе “Туган телем-иркә гөлем “ | школьный | Внеклассное мероприятие по татарскому языку на базе МБОУ «Тихоновская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района РТ в рамках предметной недели |
7 | 5класс “Туган көн-күңелле бәйрәм” | школьный | Открытый урок по татарскому языку на базе МБОУ «Тихоновская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района РТ в рамках заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла |
8 | 5-11класслар “Без- Тукай шәкертләре” | школьный | Внеклассное мероприятие посвященное Г.Тукаю на базе МБОУ «Тихоновская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района РТ в рамках предметной недели |
9 | 6 класс “Туган ягым” | районный | Открытый урок на семинар-совещании в рамках районного методического объединения учителей татарского языка, организованный Управлением образования Менделеевского муниципального района на базе МБОУ «Тихоновская СОШ» |
10 | 2-11 класслар “Тукай безнең күңелләрдә” | районный | Внеклассное мероприятие на семинар-совещании в рамках районного методического объединения учителей татарского языка, организованный Управлением образования Менделеевского муниципального района на базе МБОУ «Тихоновская СОШ» |
Проведение, участие в семинарах
№ | Тема выступления | Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения |
1 | «Системно-деятельностный подход на уроках татарского языка и литературы» | районный | Семинар-совещание в рамках районного методического объединения учителей татарского языка, организованный Управлением образования Менделеевского муниципального района на базе МБОУ «Тихоновская СОШ» |
Методические публикации
№ | Тема (название), вид публикации, количество страниц | Уровень (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Где напечатана (наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации | Год издания |
1 | Размещение методического материала на личном сайте | федеральный | http://multiurok.ru/mul-tiurok-141 [email protected] | 2016 г. |
2 | Разработка урока по татарскому языку в 6 классе (по учебнику Хайдаровой Р.З.) | федеральный | http://multiurok.ru/mul-tiurok-141 [email protected] | 2016 г. |
3 | Сценарий музыкально- литературного вечера к 130 летию татарского поэта Габдуллы Тукая | федеральный | http://multiurok.ru/mul-tiurok-141 [email protected] | 2016 г. |
4 | Презентация на тему "Туган ягым" | федеральный | http://multiurok.ru/mul-tiurok-141 [email protected] | 2016 г. |
5 | Рабочая программа дополнительного часа по татарскому языку для 8 класса | федеральный | http://multiurok.ru/mul-tiurok-141 [email protected] | 2016 г. |
6 | «Туган көн - күңелле бәйрәм», разработка урока по татарскому языку в 5 классе | федеральный | http://multiurok.ru/mul-tiurok-141 [email protected] | 2016 г. |
Результаты участия в конкурсах (конкурс в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)
№ | Название конкурса | Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень) | Результат | Год участия |
-
| «Учитель цифрового века» Общероссийский проект «Школа цифрового века» | Общероссийский | Диплом участника | 2012-2013учебный год |
Результаты участия обучающихся (воспитанников) в конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой педагогическим работником) как в очной, так и в дистанционной форме
Вид, название мероприятия | Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень) | Результат (занятое место) | Дата проведения | Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов) |
Межрегиональный игровой конкурс «Зирәк Тиен-Мудрая белка» | Межрегиональный | участник | 11.04. 2013 | Сертификаты участников |
Межрегиональный игровой конкурс «Зирәк Тиен-Мудрая белка» | Межрегиональный | 3 место | 11.04. 2013 | Диплом |
Межрегиональная предметная олимпиада, КФУ, интернет –тур | Межрегиональный | Сундукова Э. (10 кл)-28 из 40(70%) Зарипова Л (10кл)- 17из 40 (43%) Ахмедшина А. (9кл) -18 из 40 (45%) Рэйс С. (9кл) -27 из 40 (68%) | 12.12. 2013г | Сертификаты участников |
КФУ Интернет –тур Международная олимпиада по татарскому языку и литературе | Международный | Сундукова Э. (10 кл)-28 из 40(70%) Зарипова Л (10кл)- 32из 40 (80%) Ахмедшина А. (9кл) -27 из 40 (68%) | декабрь,2013г. | Сертификаты участников |
Межрегиональный игровой конкурс «Зирәк Тиен-Мудрая белка» | Межрегиональный | участник | 11.04. 2014 | Сертификаты участников |
Межрегиональная предметная олимпиада КФУпо татарскому языку для 10 класс,интернет-тур | Межрегиональный | Участники Залалтдинов А. Ахмедшина А. Сибгатуллина Яна | 28.10. 2014г | Сертификаты участников |
III Международная олимпиада по татарскому языку и литературе КФУ интернет –тур | Международный | Участники Ефимов С, Муртазина Л., Максимова В. Меньшокина Ульяна. Рэйс А. Ахмедшина Аделия Залалтдинов Азат Сибгатуллина Яна | декабрь,2014г | Сертификаты участников |
Всероссийская олимпиада по татарскому языкознанию «Йомшак Керпе» | Всероссийский | Ахмедшина А. диплом 1степени ; Максимова В. диплом 2 степени; Муртазина Л. диплом 2 степени; Шакиров Р. диплом 2степени; Семёнова С. диплом 2степени; | Октябрь, 2014 | Диплом победителя |
Международная дистанционная олимпиада по татарскому языку для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных стран «ТатарТеле.инфо | Международный | Участник 4 класс Корнева У. Семёнова С. Шакиров Р.и | декабрь,2014 г. | Сертификаты участников |
ЕГЭ/ОГЭ олимпиада по татарскому языку kladznanyi.ru | всероссийский | 1место | декабрь,2014 г. | Диплом |
Всероссийская олимпиада по татарскому языку(1 тур)для 1-11классов «ИнтеллектУм» | Всероссийский | 1степени 3степени | 2014 | Диплом победителя |
IV Всероссийском конкурсе чтецов им. Г. Тукая, ЦДТ Менделеевского муниципального района | Районный | 1степени 3степени | 2014 | Диплом победителя |
Международная олимпиада по татарскому языку «Татар теле.инфо» . | Международный | диплом | 2015 | Диплом победителя |
Всероссийский конкурс чтецов им. Г. Тукая, посвященный 70-е летию Победы в ВОВ . | Районный | участник | 2015 | Сертификаты участников |
II Всероссийской олимпиаде по татарскому языкознанию «Йомшак Керпе» . | Всероссийский | 1 степени 2 степени | 2015 | Диплом победителя |
Конкурс чтецов посвященный к дню рождения Г. Тукая « Нэфис сүз” | Районный | участник | 2015 | Сертификат участника |
Конкурс рисунков, «Культура татарского народа», г.Менделеевск | Районный | 3 степени | 2015 | Диплом |
Межрегиональная предметная олимпиада КФУ | Межрегиональный | призер | 2015 | Сертификат призера |
IV Международная олимпиада по татарскому языку и литературы | Международный | участник | 2015 | Сертификаты участников |
Международная олимпиада по татарскому языку для 1-11 классов "Татар Теле. ИНФО". | Международный | диплом | 2015 | Диплом победителя |
Международная дистанционная олимпиада по татарскому языку и литературе «Беренчелек» | Международный | 2 степени | 2016 | Дипломы |
Список использованной литературы:
Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2008.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. 2009 г.
Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006.
551