| Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» комитета по образованию администрации Егорьевского муниципального района Московской области 140300, Московская область, Егорьевский район, д. Клеменово, ул. Фабричная, д. 3 Телефоны: 55-134 (факс), 55-121, 55-155. Email: olgagroshik@mail.ru |
Индивидуальный план
самообразования
воспитателя
Кукушкиной Елены Ивановны
Пояснительная записка
«Образованный человек тем
и отличается от необразованного,
что продолжает считать свое
образование незаконченным»
(К. Симонов)
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности школьника. Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование воспитателя.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятиию, выступлению, родительскому собранию, , общешкольному мероприятию, конкурсам и др. у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Воспитатель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на воспитанниках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ воспитателя как несовременного человека.
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в группу к «лучшему» педагогу. Квалифицированный воспитатель в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в определении нагрузки.
Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим педагогм!
Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план воспитателя можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Самообразование воспитателя есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого педагога.
Источники самообразования.
В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Определим источники знаний:
телевидение;
газеты, журналы;
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
Интернет;
видео, аудио;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
путешествия.
Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Результат самообразования
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов;
педагогических разработок;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
• программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
• педагог обладает готовностью к педагогическому
творчеству;
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:
1. Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2. Творческая визитка педагога:
Ф.И.О. педагога;
образование, специальность;
стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
При оформлении работы следует учитывать:
творческий подход;
степень обоснованности содержащегося материала;
глубину и практическую значимость материала;
наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
способ подачи материала.
АЛГОРИТМ 1
работы педагога над индивидуальной
научно-методической темой (проблемой)
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
ознакомление с литературой;
ознакомление с нормативно-правовыми документами;
изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
обоснование выбора темы;
актуальность и новизна;
выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
формулирование цели и задач работы;
разработка календарного плана индивидуальной работы.
4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7.Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Индивидуальный план самообразования
Кукушкиной Елены Ивановны, воспитателя МСКОУ «Клеменовская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Образование:
Среднее профессиональное образование, Зарайское педагогическое училище, специальность по диплому «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», диплом с отличием ЖТ № 834269, выдан 27 июня 1987 г.
Высшее профессиональное образование, Коломенский педагогический институт, специальность по диплому «Педагогика и методика начального обучения», диплом ЦВ № 000779, выдан 14 июля 1993г.
Обучение на курсах
Курсы повышения квалификации для воспитателей и социальных педагогов «Модернизация воспитательного процесса как условие развития коррекционной школы-интерната», 240 часов, в Аналитическом научно-методическом центре «Развитие и коррекция», свидетельство В/КШ № 01/11, выдано 14 мая 2012 г.
Курсы повышения квалификации «Система воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида», 72 часа, в АСОУ г. Москва, с 21 сентября по 07 декабря 2013 г. Удостоверение о повышении квалификации, № 16406-13, г. ,Москва 2014г.
Компьютерные курсы:
«Начинающий пользователь iBM PC», в Педагогической академии последипломного образования, 72 ч, № 9790 2006 г.
«Новые информационные технологии», в ГОУ ВПО Московский государственный областной университет, 72 ч, сертификат № 0040 от 09. 02. 2009 г.
Квалификационная категория: высшая
Педагогический стаж работы: 27 лет
Общешкольная тема:
«Внедрение современных технологий с учётом обеспечения коррекционного компонента, развитие компенсаторных возможностей учащихся и совершенствование работы педагогов на основе личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса»
Тема методического объединения воспитателей:
«Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников посредством программы «Разговор о правильном питании», с целью укрепления их здоровья, разностороннего развития и успешной социализации»
Индивидуальная тема самообразования:
«Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития»
Срок работы над темой: 5 лет (с 2013 по 2018 гг.)
Цели:
повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем изучения и внедрения современных воспитательных технологий:
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей, воплощение творческого замысла.
Задачи:
Моровоззренческая:
сформировать взгляды на проблемы сегодняшнего дня и помочь воспитанникам и родителям разобраться в них;
своевременно изучать нормативные акты, законы и постановления РФ и РМ
Общедидактическая подготовка:
знание классики моровой дидактики;
знакомство с трудами педагогов-новаторов
овладение современными технологиями воспитания
Частная методическая подготовка:
Знание теории воспитания;
внедрение в воспитательный процесс современных технологий;
разработка воспитательных занятий с применением современных воспитательных технологий
распространение собственного педагогического опыта
Психолого-педагогическая подготовка:
изучение социальной психологии ребенка;
учет индивидуальной, возрастной психологии ребенка;
учет здоровья учащихся;
изучение психолого-педагогической методической литературы по проблеме.
Этика и культура:
выступление с сообщениями, докладами на МО, педагогических советах, научно-методических семинарах и конференциях;
оказание методической помощи коллегам;
пополнение копилки собственных методических материалов
публикации научно- методических материалов
участие в конкурсах
профессиональная деятельность в сети Интернет
Основные вопросы, намеченные для изучения темы по самообразованию:
2013-2014 учебный год
Изучение методологических основ современных воспитательных технологий:
Внедрение вышеназванных технологий в воспитательный процесс
Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации
Изучение нормативных документов
Методическая деятельность
Распространение собственного педагогического опыта
Профессиональное развитие
2014-2015 учебный год
Изучение методологических основ современных воспитательных технологий:
Внедрение вышеназванных технологий в воспитательный процесс
Изучение нормативных документов
Методическая деятельность
Распространение собственного педагогического опыта
Профессиональное развитие
2015 - 2016 учебный год
Изучение методологических основ современных воспитательных технологий:
Шоу-технологии;
Технология КТД;
Библиотерапия
Внедрение вышеназванных технологий в воспитательный процесс
Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации
Изучение нормативных документов
Методическая деятельность
Распространение собственного педагогического опыта
Профессиональное развитие
2016 - 2017 учебный год
Изучение методологических основ современных воспитательных технологий:
Внедрение вышеназванных технологий в воспитательный процесс
Изучение нормативных документов
Распространение собственного педагогического опыта
Распространение собственного педагогического опыта
Профессиональное развитие
2017-2018 учебный год
Теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
Изучение нормативных документов
Использование современных технологий в воспитательном процессе
Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации
Распространение собственного педагогического опыта
Профессиональное развитие
Основные направления самообразования:
Профессиональное и методическое (педагогические воспитательные технологии, формы, методы и приемы воспитания),
Психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей),
Охрана здоровья,
Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
Правовое,
Эстетическое
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная),
Интернет;
медиа-информация на различных носителях,
семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом,
мастер-классы,
курсы повышения квалификации, выставки.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план
Групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений воспитателей, а также через участие в жизни школы.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
чтение конкретных педагогических периодических изданий,
чтение методической, педагогической и предметной литературы,
обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий,
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков и воспитательных занятий коллег,
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами,
распространение собственного педагогического опыта
систематическое прохождение повышения квалификации,
проведение открытых уроков для последующего анализа со стороны коллег,
организация внеурочной деятельности,
изучение воспитательных технологий,
общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете,
публикации научно-методического материала
работа с сайтами: школьным, персональным, мини сайтом в сети работников народного образования.
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста.
Ожидаемый результат самообразования:
повышение качества воспитательного процесса;
разработка рабочих программ, конспектов воспитательных занятий, сценариев внеклассных мероприятий с применением современных воспитательных технологий;
разработка и апробирование дидактических материалов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах, семинарах, и конференциях с самообобщением опыта.
Публикации научно-методических статей.
План
работы по самообразованию в 2014 - 2015 учебном году
Основные вопросы, намеченные для изучения темы по самообразованию
в 2014-2015 учебном году:
Изучение методологических основ современных воспитательных технологий:
Личностно – ориентированные технологии;
Сказкотерапия
Здоровьесберегающие технологии
Внедрение вышеназванных технологий в воспитательный процесс
Изучение нормативных документов
Методическая деятельность
Распространение собственного педагогического опыта
Профессиональное развитие
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план
Групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений воспитателей, а также через участие в жизни школы
Этапы работы по теме самообразования
в 2014 – 2015 учебном году
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | В течение года | Изучение Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ф 3 от 29 декабря 2012 г. Малофеев, Н. Н. Единая концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Дефектология, № 1. – 2010. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии – Издательство: Речь, 2004. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Оснорвы сказкотерапии– Издательство: Речь, 2007. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Прогрммно-методические материалы. – М. : ВЛАДОС, 2013 . |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | До 10 сентября В течение года | Составление плана работы по самообразованию в соответствии с целями и задачами Изучение методологических подходов: - Личностно-ориентированной технологии (Авторы: Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С.) - Сказкотерапия (Авторы: Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевав,. - Здоровьесберегающие технологии |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | Октябрь - апрель | - Открытое воспитательное занятие с использованием метода проектов, ИКТ, игровой, личностно-ориентированной технологий в группе 2.1 классов по теме «Забота о птицах» - Выступление на областном научно-практическом семинаре по теме «Использование сказкотерапии в коррекционно-воспитательной работе с детьми» МСКОУ «Клемёновская школа-интернат» - Выступление на педсовете по теме «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми» - Активный участник регионального семинара для воспитателей в МСКОУ «Клемёновская школа-интернат» в апреле 2015 г - Организация и проведение Дня Здоровья в октябре 2014 года - Организация и проведение Осеннего бала в ноябре 2014 г) - Организация и проведение месячника «Твои права» в декабре 2014 г - Выступление на ШМО воспитателей по теме «Виды помощи семьям и детям со стороны школы-интерната» - работа над научной статьёй по теме «Система мероприятий по профилактике аддиктивного поведения среди подростков в специальной (коррекционной) школе-интернат VIII вида» вида» - публикация вышеназванной научной статьи в учебно-методическом электронном журнале «Профилактика зависимостей» - Обучение на тренинге «Тайм-менеджмент» в рамках программы тренингов деловой сети «Профессионалы.ru.» 05. 12. 2014г - Реализация плана по созданию предметно-развивающей среды в игровой комнате» - Работа с персональным сайтом - Публикации на профессиональных сайтах: - Публикации в СМИ г. Егорьевска -Публикации на школьном сайте - Консультативная помощь воспитателям Обучение на тренинге «Тайм-менеджмент» в рамках программы тренингов деловой сети «Профессионалы.ru. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Май | |
Внедренческий | Распространение опыта работы | | Участие в семинарах, конференциях, в работе МО, педсоветах Участие во Всероссийском , международном конкурсах Публикации на сайтах Подготовка к публикации в сборнике методических статей |
Результат самообразования в 2013 – 2-14 учебном году:
Курсы повышения квалификации: «Система воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида». 72 часа, в ГБОУВПОМО Академия социального управления.
Обучение на семинаре по теме «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация», 16 часов, в ФГБОУ ДПО «ЦПК и ППС» на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова», сертификат, выдан 04 апреля 2014 г.
Открытое воспитательное занятие с использованием метода проектов, ИКТ в 8 классе по теме «Мир комнатных растений» в рамках ШМО воспитателй
Выступление с докладом «Использование проектного метода в экологическом воспитании школьников» на зональном семинаре по теме «Формирование навыков экологической культуры посредством общения с природой»
Выступление с докладом «Профилактическая работа воспитателя по недопущению употребления детьми ПАВ, наркосодержащих веществ, и алкогольной продукции» на муниципальном семинаре в форме круглого стола по теме Профилактика употребления наркотических, алкогольных и психоактивных веществ среди несовершеннолетних»
Выступление с докладом «Использование методов проектирования в воспитательной работе с детьми с лёгкой и умеренной умственной отсталостью» на международной научно-практической конференции по теме «Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях в условиях модернизации образования»
Выступление с докладом «Профилактика аддиктивного поведения: проблема, требующая обсуждения и решения» на международной научно-практической конференции по теме «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация»
Работа над научно – методической статьёй по теме «Из опыта работы с подростками по профилактике аддиктивного поведения: употребление ПАВ» для публикации в сборнике «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация»
Защита проекта на курсах повышения квалификации по теме «Воспитательное занятие с использованием метода проектов»
Участие в областном семинаре по теме «Проблемы духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Участие в международном конкурсе для педагогов «Внеклассное мероприятие» в СМИ «Завуч.Инфо» с проектом «Мир комнатных растений»
Организация конкурсной программы к Новому году (общешкольное мероприятие) с применение игровых технологий
Организация и проведение месячников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: «Безопасная дорога»; по гражданско-патриотическому воспитанию: «Моё отечество».
Участие в работе школьного МО воспитателей
Консультативная помощь воспитателям
Участие в открытом международном онлайн-фестивале тьюторских технологий, практик и исследований для родителей и специалистов, МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» с 01 октября по 28 октября 2013 года
Диплом победителя 1 степени международного педагогического конкурса «Сердце отдаём детям» в Центре дистанционного развития креативности Teachers.kz в номинации: Презентация к воспитательному занятию «В гостях у самовара»
Диплом победителя 3 степени общероссийского конкурса Лучшее из опыта работы» в ИМЦ МАУНЕД "МАГИСТР" в номинации Разработка воспитательного занятия с презентацией «Покров Пресвятой Богородицы»
Адреса сайтов в сети Интернет, на которых опубликованы собственные методические разработки:
План
работы по самообразованию в 2014 - 2015 учебном году
Основные вопросы, намеченные для изучения темы по самообразованию в 2013-2014 учебном году
Изучение методологических основ современных воспитательных технологий:
Внедрение вышеназванных технологий в воспитательный процесс
Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации
Изучение нормативных документов
Методическая деятельность
Распространение собственного педагогического опыта
Профессиональное развитие
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план
Групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений воспитателей, а также через участие в жизни школы
Этапы работы по теме самообразования
в 2013 – 2014 учебном году
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Повышение квалификации Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Сентябрь - декабрь Сентябрь В течение года | Курсы повышения квалификации для воспитателей в АСОУ по теме «Система воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Изучение Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ф 3 от 29 декабря 2012 г. Малофеев, Н. Н. Единая концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Дефектология, № 1. – 2010. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2010 Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2010. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Прогрммно-методические материалы. – М. : ВЛАДОС, 2013 . Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств-М.: НИИ школ, технологий, 2005. 204 с.: ил. Арутюнов Ю.С., Борисов И.В., Вербицкий А.А., Соловьева А.А. Деловая игра. Методика конструирования деловой игры. – М.: Мысль, 1988. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. - М., 1990 Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., Педагогика, 1978. - 269 с. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | До 10 сентября Октябрь Декабрь Январь Март | Составление плана работы по самообразованию в соответствии с целями и задачами Изучение методологических подходов: - Проектной технологии ( Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др.) - Игровых технологий (Авторы: Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, В.Н.Бурков, .А.Вербицкий, Б.Н.Герасимов, Р.Жуков, В.Ф.Комаров, М.М. Крюков, А.Л.Лифшиц, В.Я. Платов, Н.В.Сыскина, И.М. Сыроежин, А.П.Панфилова, В.С. Шмаков, Г.П.Щедровицкий.) Игровые технологии (Авторы:П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин. - ИКТ (Автор: Селевко Г.К.) |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | Октябрь - апрель | - Открытое воспитательное занятие с использованием метода проектов, ИКТ в 8 классе по теме «Мир комнатных растений» - Выступление на зональном семинаре по теме «Использование проектного метода в экологическом воспитании школьников» - Защита проекта на курсах повышения квалификации по теме «Воспитательное занятие с использованием метода проектов» - Выступление на международной научно-практической конференции по теме «Использование методов проектирования в воспитательной работе с детьми с лёгкой и умеренной умственной отсталостью» - Участие в международном конкурсе для педагогов «Внеклассное мероприятие» в СМИ «Завуч.Инфо» с проектом «Мир комнатных растений» - Организация конкурсной программы к Новому году (общешкольное мероприятие) с применение игровых технологий |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Май | Участие в работе школьного МО воспитателей Участие в семинарах, научно-практических конференциях Участие в международных конкурсах Работа с персональным сайтом Работа с мини сайтом в сети работников образования Публикации в сети Интернет Участие в работе школьного сайта Консультативная помощь воспитателям |
Внедренческий | Распространение опыта работы | | Участие в семинарах, конференциях, в работе МО, педсоветах Участие во Всероссийском , международном конкурсах Публикации на сайтах Подготовка к публикации в сборнике методических статей |
Результат самообразования в 2014 – 2-15 учебном году: не составляла!!!
В 2-14-2015 уч годуПубликации на профессиональных сайтах:
1. Методический материал: «Ко Дню Победы» 27.10.2014г. Образовательный портал «Музыкальный сад» http://www.musical-sad.ru
2. Учебный материал: «Рабочая программа по воспитательной работе для 8 класса» 01.10.2014г. Сайт «Конспекты-уроков.рф» (Международнй открытый каталог)
http://конспекты-уроков.рф
Курсы повышения квалификации: «Система воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида». 72 часа, в ГБОУВПОМО Академия социального управления.
Обучение на семинаре по теме «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация», 16 часов, в ФГБОУ ДПО «ЦПК и ППС» на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова», сертификат, выдан 04 апреля 2014 г.
Открытое воспитательное занятие с использованием метода проектов, ИКТ в 8 классе по теме «Мир комнатных растений» в рамках ШМО воспитателй
Выступление с докладом «Использование проектного метода в экологическом воспитании школьников» на зональном семинаре по теме «Формирование навыков экологической культуры посредством общения с природой»
Выступление с докладом «Профилактическая работа воспитателя по недопущению употребления детьми ПАВ, наркосодержащих веществ, и алкогольной продукции» на муниципальном семинаре в форме круглого стола по теме Профилактика употребления наркотических, алкогольных и психоактивных веществ среди несовершеннолетних»
Выступление с докладом «Использование методов проектирования в воспитательной работе с детьми с лёгкой и умеренной умственной отсталостью» на международной научно-практической конференции по теме «Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях в условиях модернизации образования»
Выступление с докладом «Профилактика аддиктивного поведения: проблема, требующая обсуждения и решения» на международной научно-практической конференции по теме «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация»
Работа над научно – методической статьёй по теме «Из опыта работы с подростками по профилактике аддиктивного поведения: употребление ПАВ» для публикации в сборнике «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация»
Защита проекта на курсах повышения квалификации по теме «Воспитательное занятие с использованием метода проектов»
Участие в областном семинаре по теме «Проблемы духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Участие в международном конкурсе для педагогов «Внеклассное мероприятие» в СМИ «Завуч.Инфо» с проектом «Мир комнатных растений»
Организация конкурсной программы к Новому году (общешкольное мероприятие) с применение игровых технологий
Организация и проведение месячников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: «Безопасная дорога»; по гражданско-патриотическому воспитанию: «Моё отечество».
Участие в работе школьного МО воспитателей
Консультативная помощь воспитателям
Участие в открытом международном онлайн-фестивале тьюторских технологий, практик и исследований для родителей и специалистов, МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» с 01 октября по 28 октября 2013 года
Диплом победителя 1 степени международного педагогического конкурса «Сердце отдаём детям» в Центре дистанционного развития креативности Teachers.kz в номинации: Презентация к воспитательному занятию «В гостях у самовара»
Диплом победителя 3 степени общероссийского конкурса Лучшее из опыта работы» в ИМЦ МАУНЕД "МАГИСТР" в номинации Разработка воспитательного занятия с презентацией «Покров Пресвятой Богородицы»
Адреса сайтов в сети Интернет, на которых опубликованы собственные методические разработки:
Имею практический выход в форме:
Доклад (где, название) | Реферат (где, название) | Статья (где напечатана, название) |
| | |
| | |
| | |
Работая над темой самообразования посетила:
Уроки | Внеклассные мероприятия |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
С собственным опытом выступала:
Мероприятие | Тема выступления | Дата |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Проект!!!
Цель исследования:
Изучить основные аспекты и условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования метода проектов в воспитательной деятельности.
Достижение поставленной цели и необходимо решить следующие задачи:
Освоить основные шаги деятельностного метода обучения.
Разрабатывать уроки русского языка, литературного чтения и окружающего мира с активным применением деятельностного метода обучения.
Освоить совместно с учащимися основные этапы работы над учебным проектом.
Внедрять элементы основные этапы работы над учебным проектом в ход урока.
Научить организовывать работу с источниками информации по теме проекта.
Основные вопросы, намечаемые для изучения | Этапы проработки материала |
Основные этапы работы над учебным проектом | 2011-2012 |
Создание сайта класса с целью организации дистанционной работы над проектами. Работа с дополнительными источниками по проблеме исследования | 2012-2013 |
Создание коллективного учебного проекта «Тайна имен нашего класса. Совпадения и расхождения» | 2013-2014 |
Как правильно руководить индивидуальными учебными проектами учащихся? Презентация и публикация готовых проектов. | 2014-2015 |
Изучаемая литература | Год изучения |
Закирова- Зиева Е. Мини-проекты как один из способов реализации деятельностного подхода./ Начальная школа, №22, 2010. – с.38-42 | 2011 |
Макарова Е.Н. Проектная деятельность в начальных классах. - festival.1september.ru/articles/417564/ | 2011 |
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. | 2012 |
Чернявская Т.И. Проектная деятельность в начальных классах. – Фестиваль «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/articles/511157/ | 2012 |
Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Пахомова Н.Ю.,М.,» АРКТИ»,2003 | 2012 |
Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования в образовательном процессе. Сборник статей под редакцией Пахомовой Н.Ю., М.: МИОО , 2005 | 2013 |
Учебное проектирование в учебно – воспитательном процессе школы. Сборник статей. Редакторы – составители: Пахомова Н. Ю.,Суволокина И.В., -М.: МИОО , 2006 | 2013 |
Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г. | 2014 |
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. | 2014 |
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005. | 2014 |
По теме самообразования сотрудничаю:
ФИО учителя | Образовательное учреждение |
Амирова Миляуша Мидхатовна | СОШ №13, г.Набережные Челны |
Маркова Элина Баязитовна | СОШ №28, г.Набережные Челны |
Усманова Надежда Владимировна | СОШ №15, г. Набережные Челны |
Харисова Зилина Исламгалиевна | Мари-Суксинская СОШ , Актанышский р-н ,РТ |
Сошина Александра Викторовна | СОШ №10, г.Йошкар-Ола, РМЭ |
Обучение на курсах данные на 2014 – 2015 учебный год !!!!!!
Курсы повышения квалификации для воспитателей и социальных педагогов «Модернизация воспитательного процесса как условие развития коррекционной школы-интерната», 240 часов, в Аналитическом научно-методическом центре «Развитие и коррекция», свидетельство В/КШ № 01/11, выдано 14 мая 2012 г.
Курсы повышения квалификации: «Система воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида». 72 часа, в ГБОУВПОМО Академия социального управления. Свидетельство. Удостоверение ????, выдано ???
Обучение на семинаре по теме «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация», 16 часов, в ФГБОУ ДПО «ЦПК и ППС» на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова», сертификат, выдан 04 апреля 2014 г.
Результаты
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Доклад
Защита исследовательской работы
Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения
Брошюра,
листовка,
буклет
Открытое занятие
Проведение семинара
Обучения коллег новым методикам
Практикум (тренинг)
Лекция
Этапы работы по теме «Технология проектной деятельности»
в 2013 – 2014 учебном году
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Сентябрь - декабрь Сентябрь В течение года | Курсы повышения квалификации для воспитателей в АСОУ по теме «Система воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Изучение Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ф 3 от 29 декабря 2012 г. Малофеев, Н. Н. Единая концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Дефектология, № 1. – 2010. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2010 Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2010. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2012, № 8 Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Прогрммно-методические материалы. – М. : ВЛАДОС, 2013 . |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | До 10 сентября | Составление плана работы по самообразованию в соответствии с целями и задачами Работа по теме «Проектные технологии во внеурочной деятельности» |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | Октябрь - апрель | - Открытое воспитательное занятие с использованием метода проектов в 8 классе по теме «Мир комнатных растений» - Выступление на зональном семинаре по теме «Использование проектного метода в экологическом воспитании школьников» - Защита проекта на курсах повышения квалификации по теме «Воспитательное занятие с использованием метода проектов» - Выступление на международной научно-практической конференции по теме «Использование методов проектирования в воспитательной работе с детьми с лёгкой и умеренной умственной отсталостью» Участие в международном конкурсе для педагогов «Внеклассное мероприятие» в СМИ «Завуч.Инфо» с проектом «Мир комнатных растений» |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Май | Участие в работе школьного МО воспитателей Участие в семинарах, научно-практических конференциях Участие в международных конкурсах Работа с персональным сайтом http://myschoolsite.jimdo.com/ Работа с мини сайтом в сети работников народного образования http://nsportal.ru/kukushkina-elena-ivanovna Участие в работе школьного сайта Консультативная помощь воспитателям |
Внедренческий | Распространение опыта работы | | Участие во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» (проект «Говорят не знавшие войны»). Публикации на сайтах «Завуч.Инфо» Публикация в сборнике методических рекомендаций «Формирование УУД у младших школьников» |
Личный план самообразования учителя.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей . В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.