Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средне – Кушкетская средняя образовательная школа имени О.Н.Исаева»
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Прокопьевой Марии Викторовны
2016
Образование: высшее.
Татарский государственный гуманитарно - педагогический университет 2008 г.
Квалификация: учитель математики по специальности «Математика»
Квалификационная категория –соответствие занимаемой должности учителя математики 2013г.
Курсы повышения квалификации:
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», 96 часов, «Профессиональная компетентность учителя математики в условиях реализации ФГОС ОО»,
Тема самообразования:
"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий".
Работа над темой начата: 1.09.2016 году
Предполагается закончить работу над темой: 1.09.2019 году.
Пояснительная записка.
| Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой |
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Считаю, что опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.
Цели:
развитие индивидуальности учеников;
выявление и развитие способностей каждого ученика;
формирование положительной мотивации учения у школьников;
повышение своего методического уровня;
получение прочных и глубоких знаний учащимися;
подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.
Задачи:
Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики;
Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
Изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Основные направления самообразования:
а) методическое:
переосмысление содержания своей работы в свете инновационных
технологий обучения;
изучение(корректирование) методики преподавания математики в
классах со слабоуспевающими обучающимися;
б) профессиональное:
изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей
и требований;
расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, вебинары, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план;
групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей математики, а также через участие в жизни школы.
Ожидаемый результат самообразования:
повышение качества преподавания предмета
разработка сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках математики;
разработка и проведение открытых уроков,
обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях МО
Решение поставленных задач будут осуществляться через применения активных форм обучения:
нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка);
постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций;
использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.;
использование опорных схем;
нетрадиционные виды уроков (урок-конкур, урок-игра);
игровые приемы;
выполнение школьниками заданий творческого характера (кроссворды, ребусы, предметные рисунки, презентации);
контроль знаний и умений учащихся в форме тематического зачета, теста, листов самоконтроля, онлайн тестирования.
План по самообразованию
Основные направления | Действия и мероприятия | Дата реализации |
Профессиональное | Работа с документацией. | Систематически |
Изучение методической литературы, подготовка УМК по предметам. Разработка календарно -тематического планирования по предмету. | ежегодно август |
Разработка или подбор контрольных работ, зачетных работ для текущего и промежуточного и итогового контроля. | |
Повышение квалификации. | 2017г. |
Психолого-педагогические | 1.Чтение научно-методической литературы. 2. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии, инновационным технологиям. | Систематически |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. | Систематически |
2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | Систематически |
3. Организовать работу с одарёнными детьми. | |
4.Подготовка учащихся к олимпиадам по математике | Сентябрь-ноябрь |
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы. | Систематически |
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | Систематически |
7. Проводить самоанализ профессиональной деятельности. | |
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. | |
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района. | По плану |
10. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по проведению ОГЭ и ЕГЭ по математике. | |
Научно-познавательный | 1.История развития чисел. 2.Решение треугольников | 2016-2017 2017-2018 |
| | |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер). 3.Обзор в Интернете информации по математики и педагогики | В течение всего периода 2016-2017 Систематически |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии. | Систематически |
| | |
Литература для самообразования учителя математики:
Очерки по истории математики. Бурбаки Н.
Математика Древнего Китая. Березкина Э.
Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. Ван дер Варден.
История математики от Декарта до 19-го столетия.
История арифметики. Депман И.
История цифр. Числа, символы, слова. Меннингер К.
Арифметика и алгебра в древнем мире. Выгодский М.
Удивительные математические головоломки. Адам Харт-Дэвис.
Кентерберийские головоломки. Дьюдени Г.
Занимательная математика. Гамов Г., Стерн М.
Математические развлечения. Ржевский С.
Старинные задачи. Баврин И., Фрибус Е.
Математическая мозаика. Лойд С.
Очерки о математических загадках на смекалку. Кордемский Б.
Математические чудеса и тайны. Гарднер М.
Психология математических способностей школьников. Крутецкий В.
.Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология/ М., 2002.
Оганесян В. А. и др., Методика преподавания математики в средней школе, М., Просвещение, 1980.
Килина Н. Г. О повышении эффективности урока// Математика в школе. – 1980- №6.
Перельман Я. И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия/ М., 2002.
Перельман Я. И. Веселые задачи/ М., 2005.
Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика/ Волгоград, 2003.
Иченская М. А. Отдыхаем с математикой/ Волгоград, 2006.
Фальке Л. Я. Народное образование. «Час занимательной математики», М., .2005
План работы со способными учащимися
№ п/п | Наименование дел | Срок проведения |
1 | Планирование деятельности, заданий и исследовательских работ на новый учебный год | сентябрь |
2 | Работа в сети Интернет. тестирование | октябрь |
3 | Подготовка к олимпиадам | ноябрь |
4 | Подготовка сообщений по предмету | В течение года |
5 | Привлечение к участию в социальных проектах | В течение года |
6 | Подготовка к участию в районных конкурсах | В течение года |
7 | Привлечь к участию в предметной неделе. | октябрь |
8 | Проведение предметной недели | октябрь |
9 | Подведение итогов | Апрель - май |
План работы со слабоуспевающими учащимися
№ п/п | Наименование дел | Срок проведения |
1. | Проведение систематической тематической диагностики знаний, умений и навыков | В течение года |
2. | Ведение статистики по ликвидации пробелов в знаниях по предмету в рамках подготовки к ОГЭ. | В течение года |
3. | Проведение индивидуальных занятий по ликвидации пробелов | По необходимости |
4. | Составление индивидуальных заданий на уроках с учётом развития ребёнка | Постоянно |
5. | Стимулирование учащихся (похвала, благодарности) | Постоянно |
6. | Закрепление за слабым учеником сильного, контролирующего его работу | В случае необходимости |
7. | Выяснение причин отставания | По необходимости |