Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куженерская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»: на заседании ШМО «___»__________2022 года Протокол № ____ Руководитель ШМО: _________ /Э.Н.Иванова/ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: ___________/Е.В.Казакова / «___» ___________2022 г | «Утверждаю» Директор МБОУ «КООШ» __________/С.Н.Михайлова/ Приказ №______ от «___» ____________2022 г. |
Индивидуальная адаптированная
образовательная программа для обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по логопедии для 4 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработала:
Шабалина Т.Г.,
учитель- логопед
I квалификационной
категории
п. Куженер
2022 г.
Пояснительная записка.
Рабочая адаптированная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей.
Рабочая адаптированная программа по логопедии составлена согласно следующим нормативным документам:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 23.07.13)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012.- 31с.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвещение, 2008.
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки эффективных методик преодоления речевых нарушений Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Е.В. Мазановой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Задачи:
Развитие фонематических процессов, грамматического строя речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
Создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (обще-интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и общей координации движений, мелкой моторики.
В основе программы лежат следующие принципы.
― принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
― принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
― принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, т.е. взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний, умений и навыков в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с семьей.
Общая характеристика учебного предмета
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование разнообразной наглядности.
Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
Темы занятий и количество часов соответствует программе логопедических занятий специальных (коррекционных) школ VIII вида. Было добавлено 4 часа за счет проведения обследования речи на изучение родственных слов с целью обогащения активного словаря детей.
Адаптированная программа разработана для обучающейся 4 - го класса А. И. имеющей рекомендации ПМПК – обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Данная программа предусматривает обучение детей с ОВЗ совместно с другими обучающимися 2 часа и 1час индивидуально по 40 минут, всего 102 часа. Программа разработана на один год обучения.
Виды и формы организации учебного процесса
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы обучения, дифференцированный и индивидуальный подход при выполнении некоторых заданий.
Результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Логопедия» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания других обучающихся;
– объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении
–понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
–эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
–формировать внутреннюю позицию обучающегося;
Предметными результатами изучения курса «Логопедия» является формирование следующих умений:
Минимальный уровень:
- записывать под диктовку предложения с изученными орфограммами;
- составлять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделять из текста предложения на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- пользоваться различными способами словообразования;
- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
- использовать в речи различные конструкции предложений.
- строить связные высказывания, устанавливать логику (связность, последовательность);
- определять основной мысли текста после предварительного его анализа;
- читать текст про себя, выполнять задания учителя;
- определять главных действующих героев, умение давать элементарную оценку их поступкам.
- составлять и распространять предложений, установливать связи между словами с помощью учителя, ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
Планируемые результаты.
Выпускник научится:
- составлять и распространять предложение с помощью учителя.
- устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя
- ставить знаки препинания в конце предложения с помощью учителя
- анализировать слова по звуковому составу с помощью учителя
-списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями.
Выпускник получит возможность научиться
- самостоятельно составлять и распространять предложения, сокращать их.
- устанавливать связи между словами самостоятельно.
- самостоятельно ставить знаки в конце предложения.
- писать текст и предложения под диктовку,
- анализировать свою работу и работу товарищей.
Программа предусматривает безотметочную систему оценивания.
Методы оценки эффективности программы:
- проверочные работы:
- творческие работы;
- индивидуальные задания;
- диктанты;
Программа может быть дополнена, изменена по ходу работы над ней.
Содержание программы.
Обследование учащихся -7 часов.
Звуковой анализ - 5 часов. Звуки и буквы. Алфавит.
Слоговая структура слова - 2 часа. Слоги. Слогообразующая роль гласных.
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными- 13 часов. Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И, А-Я, У-Ю, О-Ё в слогах и словах. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь». Итоговое занятие по теме «Твердые и мягкие согласные». Занимательная логопедия.
Мягкий знак - 3 часа. Разделительный «ь». Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».
Дифференциация звонких и глухих парных согласных - 12 часов.
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация Б-П, В – Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С в слогах, словах и предложениях. Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные».
Ударение– 6 часов. Выделение ударных гласных. Безударные гласные, выделение безударной гласной в корне.
Слова, обозначающие предметы - 11 часов. Различение одушевленных и не одушевлённых предметов. Существительные единственного и множественного числа. Изменение существительных по родам. Слова антонимы и синонимы.
Слова, обозначающие действие предмета - 8 часов. Изменение слов, обозначающих действия, по родам и числам. Употребление глаголов с различными приставками. Подбор к словам-действиям антонимов и синонимов.
Слова, обозначающие признак предмета - 11 часов. Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина, форма, вкус, материал). Образование относительных и притяжательных прилагательных. Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением. Подбор прилагательных с противоположным и близким значением. Итоговое занятие по теме: « Слова, обозначающие признак предмета».
Предлоги - 6 часов. Изучение пространственных предлогов без, под, над, около, перед. Закрепление знаний о предлогах.
Родственные слова - 6 часов. Родственные слова. Подбор родственных слов.
Предложение - 8 часов. Словосочетание и предложение. Выделение предложений в тексте. Работа с деформированным предложением. Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. Восстановление деформированного текста. Пересказ текста по вопросам и плану.
Подведение итогов: написание обучающимися диктанта. Занимательная логопедия. Разгадывание ребусов, шарад и т.д.
Оценка эффективности программы:
В результате регулярных занятий улучшится артикуляционная и мелкая моторика, обогатится и активизируется словарный запас учеников, речь станет более четкой и выразительной, будет легче усваивается программа по русскому языку, станет меньше ошибок в устной и письменной речи.
Для оценки овладения личностных результатов обучающихся взята трехбалльная система:
0 баллов –нет продвижения; 1 балл –минимальное продвижение; 2 балла –среднее продвижение; 3 балла –значительное продвижение.
Предметные результаты. Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
Учебно – тематическое планирование 4 класс.
№ п/п | Тема. | Кол-во часов. |
1 | Обследование речи | 3 |
2 | Звуковой анализ. | 5 |
3 | Слоговая структура слова. | 2 |
4 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными. | 13 |
5 | Мягкий знак. | 3 |
6 | Дифференциация звонких и глухих парных согласных. | 12 |
7 | Слова, обозначающие предметы. | 11 |
8 | Слова, обозначающие действие предмета. | 8 |
9 | Слова, обозначающие признак предмета. | 11 |
10 | Предлоги. | 6 |
11 | Родственные слова. | 6 |
12 | Предложение. | 8 |
13 | Текст. | 5 |
14 | Обследование. | 3 |
Итого: | | 102 |
Календарно- тематическое планирование.
4 класс ( 102 часа )
1четверть
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов | Лексическая тема | Дата |
По плану | Факт. |
Обследование 7ч. |
1. | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 1 | | | |
2. | Обследование связной речи. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. | 1 | | | |
3. | Обследование словарного запаса. | Выявить соответствует ли словарь возрастной категории. | 1 | | | |
4. | Обследование грамматического строя речи. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 1 | | | |
5. | Обследование слоговой структуры слова. | Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | | | |
6. | Обследование чтения. | Выявить наличие нарушений чтения. | 1 | | | |
7. | Обследование письма. | Выявить наличие нарушений письма. | 1 | | | |
Звуковой анализ - 5 ч. |
8. | Предложение. Слово. | Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово». | 1 | Школа | | |
9. | Звуки и буквы. Алфавит. | Закрепить навыки дифференциации звуков и букв. | 1 | Школа | | |
10. | Звуки и буквы. Алфавит. | Закрепить навыки дифференциации звуков и букв. | 1 | Игрушки | | |
11. | Гласные звуки и буквы. | Закрепить умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. | 1 | Игрушки | | |
12. | Согласные звуки и буквы. | Закрепить умение различать согласные на слух, в произношении и на письме. | 1 | Игрушки | | |
Слоговая структура слова - 2 ч. |
13. | Слоги. Слогообразующая роль гласных. | Закрепить умение делить слова на слоги. | 1 | Времена года | | |
14. | Слоги. Слогообразующая роль гласных. | Закрепить умение делить слова на слоги. | 1 | Времена года | | |
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными- 13 ч. |
15. | Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в слогах. | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | 1 | Осенние изменения в природе | | |
16. | Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в словах. | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | 1 | Осенние изменения в природе | | |
17. | Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в слогах. | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | 1 | Перелетные птицы | | |
18. | Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в словах. | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | 1 | Перелетные птицы | | |
19. | Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в слогах. | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | 1 | Зимующие птицы | | |
20. | Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в словах. | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | 1 | Зимующие птицы | | |
21 | Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в слогах. | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | 1 | Мебель | | |
22. | Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словах. | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | 1 | Мебель | | |
23. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е». | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | 1 | Профессии родителей | | |
24. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь». | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | 1 | Профессии родителей | | |
25. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь». | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | 1 | Профессии | | |
26. | Итоговое занятие по теме «Твердые и мягкие согласные». | Проверить уровень знаний учащихся. | 1 | Профессии | | |
27. | Занимательная логопедия. | Повышение мотивации к учебной деятельности. | 1 | Одежда | | |
Мягкий знак - 3 ч. |
28. | Разделительный «ь» перед гласными е, е, ю, я, и. | Показать разницу слитного и раздельного произношения гласных и согласных в слогах и словах. | 1 | Одежда | | |
29. | Дифференциация смягчающего и разделительного «ь». | Тренировать в различении смягчающего и разделительного «ь». | 1 | Обувь | | |
30. | Дифференциация смягчающего и разделительного «ь». | Тренировать в различении смягчающего и разделительного «ь». | 1 | Домашние животные | | |
Дифференциация звонких и глухих парных согласных - 12 ч. |
31. | Звонкие и глухие согласные. | Закрепить умение различать звонкие и глухие согласные на слух, в произношении и на письме (в сильной позиции). | 1 | Детеныши домашних животных | | |
32. | Дифференциация В - Ф в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Семья | | |
33. | Дифференциация В-Ф в предложении. | Закрепить умение различать звонкие и глухие согласные на слух, в произношении и на письме (в сильной позиции). | 1 | Семья, родственники | | |
34. | Дифференциация Г-К в слогах и словах. | Закрепить умение различать звонкие и глухие согласные на слух, в произношении и на письме (в сильной позиции). | 1 | Семья, родственники | | |
35. | Дифференциация Г-К в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Зима | | |
36. | Дифференциация Д-Т в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Зимние явления | | |
37. | Дифференциация Д-Т в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Транспорт Виды транспорта | | |
38. | Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Транспорт Виды транспорта | | |
39. | Дифференциация Ж-Ш в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Охрана здоровья (части тела человека) | | |
40. | Дифференциация З-С в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Охрана здоровья (части тела человека) | | |
41. | Дифференциация З-С в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Охрана здоровья (части тела человека) | | |
42. | Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные». | Проверить уровень знаний учащихся. | 1 | Родной край | | |
Ударение - 6ч. |
43. | Ударение. Выделение ударных гласных. | Закрепить умение выделять безударный гласный. | 1 | Родной край | | |
44. | Ударение. Выделение ударных гласных. | Закрепить умение выделять безударный гласный. | 1 | Озера Марий Эл | | |
45. | Безударные гласные. - выделение безударной гласной в корне; - подбор проверочных слов. | Закрепить умение определять безударный гласный в слове, подбирать родственные слова, находить проверочное слово к данному, правильно записывать их под диктовку. | 1 | Озера Марий Эл | | |
46. | Безударные гласные. - выделение безударной гласной в корне; - подбор проверочных слов. | Закрепить умение определять безударный гласный в слове, подбирать родственные слова, находить проверочное слово к данному, правильно записывать их под диктовку. | 1 | Реки Марий Эл | | |
47. | Безударные гласные. - выделение безударной гласной в корне; - подбор проверочных слов. | Закрепить умение определять безударный гласный в слове, подбирать родственные слова, находить проверочное слово к данному, правильно записывать их под диктовку. | 1 | Новый год | | |
48 | Занимательная логопедия. | Повышение мотивации к учебной деятельности. | 1 | Новый год | | |
3 четверть
Слова, обозначающие предметы- 11 ч. |
49 | Слова, обозначающие предметы. | Закрепить понятие о словах , обозначающих предмет. | 1ч | Рождество | | |
50 | Слова, обозначающие понятия. | Закрепить умение различать слова по их отношению к родовым категориям. | 1ч | Рождество | | |
51 | Различение одушевленных и не одушевлённых предметов. | Учить различать предметы по вопросам «кто это?», «что это?» | 1ч | Красная книга | | |
52 | Слова, обозначающие один и много предметов. | Закрепить умение образовывать множественное число имени существительного | 1ч | Красная книга | | |
53 | Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. | Учить образовывать множественное число имени существительного в родительном падеже. | 1ч | Зима. Зимние забавы | | |
54 | Существительные мужского рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (он). | 1ч | Зима. Зимние забавы | | |
55 | Существительные женского рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (она). | 1ч | Жизнь диких животных зимой | | |
56 | Существительные среднего рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (оно). | 1ч | Жизнь диких животных зимой | | |
57 | Слова, обозначающие большой и маленький предмет. | Учить образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | 1ч | Детеныши диких животных | | |
58 | Слова-предметы, имеющие противоположное значение. | Учить подбирать слова-предметы, имеющие противоположное значение (антонимы). | 1ч | Детеныши диких животных | | |
59 | Слова-предметы, близкие по значению. | Учить подбирать слова-предметы, близкие по значению (синонимы). | 1ч | День защитника Отечества | | |
Слова, обозначающие действие предмета-8 ч. |
60 | Слова, обозначающие действия предметов. | Закрепить умение правильно употреблять грамматическую форму глагола. | 1ч | Столица республики Марий Эл | | |
61 | Изменение слов, обозначающих действия, по родам. | Учить правильно согласовывать имена существительные с глаголами в роде. | 1ч | Столица республики Марий Эл | | |
62 | Изменение слов, обозначающих действия, по числам. | Учить образовывать множественное число глаголов. | 1ч | Заочная экскурсия по Набережной г. Йошкар – Ола. | | |
63 | Сопоставление форм одного и того же глагола. | Учить правильно употреблять грамматическую форму глагола, ставя соответствующие вопросы. | 1ч | Заочная экскурсия по Набережной г. Йошкар – Ола. | | |
64 | Употребление глаголов с различными приставками (-за; -вы). | Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками. Учить образовывать новые по значению слова-действия, используя приставки. | 1ч | Экология в нашем крае | | |
65 | Употребление глаголов с различными приставками (-при; -от). | Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками. Учить образовывать новые по значению слова-действия, используя приставки. | 1ч | Экология в нашем крае | | |
66 | Слова-действия, имеющие противоположное значение. | Учить подбирать слова-действия с противоположным значением (антонимы). | 1ч | Посещение музея. | | |
67 | Слова-действия, близкие по значению. | Учить подбирать близкие по значению слова-действия (антонимы). | 1ч | Деревья | | |
Слова, обозначающие признак предмета - 11 ч. |
68 | Слова, обозначающие признаки предметов. | Закрепить представление о словах , обозначающих признак предмета. | 1ч | Деревья | | |
69 | Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | 1ч | Деревья | | |
70 | Выделение ведущих признаков предметов (форма, вкус). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | 1ч | 8 Марта | | |
71 | Выделение ведущих признаков предметов (материал). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | 1ч | 8 Марта | | |
72 | Выделение ведущих признаков предметов (качества характера). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | 1ч | Весна, сезонные изменения природы | | |
73 | Образование относительных прилагательных. | Учить образовывать имена прилагательные от существительных с помощью суффиксов. | 1ч | Весна, сезонные изменения природы | | |
74 | Образование притяжательных прилагательных. | Учить образовывать имена прилагательные от существительных. | 1ч | Весна, сезонные изменения природы | | |
75 | Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением. | Учить образовывать прилагательные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1ч | День птиц | | |
76 | Подбор прилагательных с противоположным значением. | Учить подбирать прилагательные, обозначающие противоположные признаки (антонимы). | 1ч | Кустарники | | |
77 | Подбор прилагательных, близких по значению. | Учить подбирать слова-признаки, близкие по значению (синонимы) | 1ч | Кустарники | | |
78 | Итоговое занятие по теме: « Слова, обозначающие признак предмета». | Закрепить полученные знания. | 1ч | Ядовитые ягоды и грибы | | |
Предлоги - 6 ч. |
79 | Предлог БЕЗ. | Уточнить конкретно-пространственное значение предлогов. | 1ч | Ядовитые ягоды и грибы | | |
80 | Предлог ПОД. | Уточнить конкретно-пространственное значение предлогов. | 1ч | День космонавтики | | |
81 | Предлог НАД. | Уточнить конкретно-пространственное значение предлогов. | 1ч | Кочующие птицы | | |
82 | Предлог ОКОЛО. | Уточнить конкретно-пространственное значение предлогов. | 1ч | Кочующие птицы | | |
83 | Предлог ПЕРЕД. | Уточнить конкретно-пространственное значение предлогов. | 1ч | Перелетные птицы | | |
84 | Закрепление знаний о предлогах. | Закрепить умение выделять предлоги в предложении. | 1ч | Перелетные птицы | | |
Родственные слова - 6 ч. |
85 | Родственные слова. Подбор родственных слов. | Учить подбирать родственные слова, имеющие одинаковый корень. | 1ч | Река М. Кокшага | | |
86 | Родственные слова. Подбор родственных слов. | Учить подбирать родственные слова, имеющие одинаковый корень. | 1ч | Река М. Кокшага | | |
Предложение - 8 ч. |
87 | Предложение: Словосочетание и предложение. | Формировать понятие о предложении как речевой единице. Учить отличать сочетание слов от законченного предложения. | 1ч | Насекомые вредные и полезные | | |
88 | Выделение предложений в тексте. | Закрепить умение выделять законченную мысль. Тренировать в наблюдении интонацией понижения голоса в конце фразы, соотнося это с правилом обозначения границ предложения на письме. | 1ч | Насекомые вредные и полезные | | |
89 | Работа с деформированным предложением. | Закрепить умение составлять грамматически правильное предложение. | 1ч | Садовые цветы | | |
90 | Повествовательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1ч | Луговые цветы | | |
91 | Вопросительное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1ч | Бытовая техника | | |
92 | Восклицательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1ч | Бытовая техника | | |
93 | Сложное предложение: сложносочинённое. | Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений, используя союзы «и», «а», «но». | 1ч | Рабочие инструменты | | |
94 | Сложноподчинённое предложение. | Познакомить учащихся со сложносочиненным предложением ( с союзом «потому что», «чтобы»). | 1ч | Рабочие инструменты | | |
Текст - 5 ч. |
95 | Восстановление деформированного текста. | Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. | 1ч | Грибы | | |
96 | Восстановление текста с пропущенными словами. | Закрепить умение определять тему текста, умение точно употреблять слова в тексте. | 1ч | Грибы | | |
97 | Пересказ текста по вопросам. | Формировать умение связно излагать текст, используя опорные слова. | 1ч | Лето | | |
98 | Пересказ текста по плану. | Закреплять умение создавать повествовательный текст, последовательно излагать части рассказа. | 1ч | Летние каникулы | | |
99 | Занимательная логопедия. | Проверить знания детей и заинтересовать их русским языком. | 1ч | Летние каникулы | | |
Обследование. 3 ч. |
100-102 | Фронтальное обследование. | | 3ч | | | |
Список использованной литературы для учителя:
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.. 1999 г.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, Просвещение, 1991.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – Москва, Просвещение, 1991.
Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. М.,1957 г.
Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. – Ярославль, Академия развития, 2003.
Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль, Академия развития, 2003.
Козырева Л.М. Как образуются слова. – Ярославль, Академия развития, 2001.
Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. – Ярославль, Академия развития, 2001.
Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. – Ярославль, Академия развития, 2001.
Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. – Ярославль, Академия развития, 2001.
Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – Ярославль, Академия развития, 2003.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
Перспективное планирование логопедической работы в классах коррекции. - Биробиджан, 2002
Планирования логопедических занятий с учащимися общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ VIII вида/О.Г.Иванова, М.В. Храпатая, Е.С. Москвина и др.- Йошкар - Ола.-2003.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
Рамзаева Т.Г. Общеобразовательная программа начальной школы (1-4) по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2001.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Русский язык. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ. 1-4 классы. - Москва, АСТ - АСТРЕЛЬ, 2001.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1983 г.
Учебная литература для учащейся
Козырева Л.М. Как образуются слова. – Ярославль, Академия развития, 2001
Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль, Академия развития, 2003.
Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. – Ярославль, Академия развития, 2001.
Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – Ярославль, Академия развития, 2003.