Карта урока
Фамилия, имя __________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________
Задание 1
Подчеркните однокоренные слова, обозначьте орфограмму.
Как вы понимаете смысл названия части речи?
Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.
Вон у чулана шеста неделя стоит не навешана; так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается
к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Вывод . К чему «приложено» прилагательное?
_____________________________________________________________________________
Задание 2
Работа с текстом.
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.
Вывод . Для чего в речи используются прилагательные?
___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 3
Работа с текстом
Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.
- Выпишите из текста только прилагательные, которые характеризуют лося:
По цвету: _______________________________________________________
Форме: _____________________________________________________________
Размеру,__________________________________________________________________-
Весу: _______________________________________________________________________
Авторской оценке (отношение автора):________________________________________________
Вывод: для чего же служат прилагательные?
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 4.
Вставьте окончания в имена прилагательные, определите род, число и падеж.
Глух…., ритмичн.. ..стук ( ), лесн... царь ( ),
лесн... птица ( ), длинн... клюв ( ), голуб... небо ( .), ярк ……, красн……. перышки ( ), вредн.. ( ) насекомые, больн…. ( ) деревья.
Вывод: как изменяются прилагательные?_________________________________________________
Задание 5.
Составь слово.
___________________________________________________________________________
Задание 6.
Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.
Распустился красивый цветок. Цветок красив.. Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.
Вывод:_Каким членом предложения могут являться имена прилагательные?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 7.
Прочитайте текст, укажите определения в тексте. Впишите в предложения подходящие,
на ваш взгляд, прилагательные; подчеркните их как члены предложения.
Весна но хол…дно. П…года ненас(?)ная. Небо ……… . Из …………………… облаков пада….т то снег, то дождь. Ду…т .. вет..р и раскачивает ………. ветви деревьев. Везде лужи ……. воды и ………. сугробы снега. И всё-таки на душе радос(?)но потому что в..сна наступила.
З адание 8.
К ластер. Фоторобот части речи.
Имя прилагательное
Задание 9. Рефлексия
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы.
На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________. И сейчас у меня ____________ настроение.
Задание 10. Лист самооценки
1. На уроке я работал активно- пассивно
2. Своей работой на уроке доволен – не доволен
3. Урок для меня показался коротким – длинным
4. За урок я не устал - устал
5. Моё настроение стало лучше – стало хуже
6. Материал урока мне был понятен – непонятен
полезен – бесполезен
интересен – скучен
лёгким – трудным
1 группа
1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.
Прилагательные: свежий, ранний, поздний, чудесный. летний,
(2 группа
1.Наступило (…)лето. 2. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи.
Прилагательные:, зеленый, , солнечный. знойный, высокий
(3 группа
1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи.
Прилагательные: зеленой, голубой,. маленький, мрачный
(1 ряд) Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.
Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь.
Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.
Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.
ряд) Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.
Взять приставку от слова, являющегося в предложении сказуемым Сильная волна набежала на берег.
Добавить корень подлежащего из предложения Вход посторонним запрещён.
Добавить суффикс прилагательного заманчивый и окончание прилагательного красные.
(3 ряд) Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.
Взять основу слова, являющегося в предложении сказуемым Следователь наблюдает за ходом расследования.
Добавить суффикс существительного Следователь
Добавить суффикс прилагательного интересный и окончание прилагательного красные.