СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная коррекционная программа на воспитанника с ОВЗ (ЗПР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

индивидуальная коррекционная программа на ребенка-инвалида на основе  Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная коррекционная программа на воспитанника с ОВЗ (ЗПР)»

Пояснительная записка


Ф.И.О.

Дата рождения 16. 04. 2015 г.

Адрес проживания: г. Смоленск,

Мать: Ф.И.О г.р

Место работы:

Отец: Ф.И.О г.р.

Место работы:

Рекомендации ПМПК.

Предоставление специальных условий образования обучающемуся с ОВЗ:

Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития.

Уровень образования: дошкольный.

Специальные методы обучения: в соответствии с программой.

Специальные учебные пособия: в соответствии с программой.

Организация пространства: в соответствии с ФГОС.

Тьюторское сопровождение обучающегося: осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП.

Направления коррекционной работы:

Педагог-психолог: формирование, развитие и коррекция коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений, игровой деятельности.

Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи.

Учитель-дефектолог: формирование и развитие продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, ФЭМП,

познавательной активности, пространственных ориентировок, развитие крупной и мелкой моторики.

Посещает группу компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) с августа 2020 года.

Цель образовательной программы: возможная коррекция и компенсация недостатков развития.

Задачи:


  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия;

  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям.

  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования;

  • Формирование представлений ребенка о себе, об окружающем предметном и социальном мире. (согласно АОП для воспитанников с ОВЗ (ЗПР).

  • Осуществление коррекции недостатков в развитии психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

  • Формирование элементарных математических представлений. (согласно АОП для воспитанников с ОВЗ (ЗПР).

  • Развитие графомоторных навыков.

  • Речевое развитие (согласно АОП для воспитанников с ОВЗ (ЗПР).


- Формирование лексико-грамматических средств языка.

- Развитие навыков связной речи.

- Развитие фонематического восприятия

- Подготовка к обучению элементам грамоты.




Программно-методическое обеспечение:

1. «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения» . Программно – методическое пособие. Под общей редакцией Т.Г. Неретиной. М. БАЛАС 2004г.

2. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» книги 1 и 2- Под общей ред. С.Г.Шевченко.

3. "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников", Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева;

4. «Коррекция нарушений речи» программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др.,


















Краткая психолого-педагогическая характеристика

Мальчик воспитывается в полной семье.

Посещает дошкольное учреждение, группу компенсирующей направленности ОВЗ (ЗПР) 5-7 лет с августа 2020года. С момента поступления в группу адаптация проходила сложно, ребенок постоянно показывал свое негативное отношение к взрослым и детям. В настоящее время поведение воспитанника характеризуется неустойчивостью. В основном, в течение дня Клим ходит бесцельно по группе, с детьми не общается и не играет. К любой коррекционно-образовательной деятельности привлечь очень сложно, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Иногда отказывается от занятий, выполнять какое-либо задание самостоятельно не способен. Требует от взрослого помощи, но сам делать ничего не хочет и не пытается. Клим не умеет управлять своим поведением. Характер деятельности неустойчивый.

Состояние психических процессов и познавательной деятельности. Восприятие не соответствует возрасту. Зрительное и слуховое восприятие нарушено; в восприятии пространственных и временных отношениях не ориентируется; целостный образ предмета не сформирован; Память: зрительная, слуховая, моторная ниже возрастной нормы.

Произвольное и непроизвольное запоминание не развито.

Наглядно-действенное мышление не соответствует возрасту. Наглядно-образное не развито. Словесно-логическое мышление отсутствует. Помощь не использует.

Речевое развитие: словарный запас не соответствует возрастной норме, грамматический строй речи сформирован недостаточно, связная речь отсутствует, наблюдается эхолоалия. Фонематический слух не сформирован; полиморфное нарушение звукопроизношения.

Уровень развития внимания резко снижен, постоянные длительные отвлечения, страдает концентрация (частые «застревания»), трудная переключаемость. Работоспособность низкая.

Математические представления. Счет в ограниченном пределе, не осознанный, не соотносит цифру и число. В числовом ряду не ориентируется.

Низкий уровень крупной и мелкой моторики. Нарушена точность движения и координация. Карандаш нужно постоянно вставлять в руку и удерживать

Обучаемость. Интерес ребенка к получению знаний носит неустойчивый характер и не соответствует возрастной норме. Практически не обучаем.

Эмоционально-волевая сфера незрелая, значительно ниже возрастной нормы.. Не способен выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к результату и оценке. Не способен действовать без внешней стимуляции. Часто отказывается от деятельности при наличии трудностей. Характерны аффектный фон настроения, эйфоричность.
























Содержание работы

Первый блок

ОО Познавательное развитие и ОО Речевое развитие (формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи) в процессе ознакомления с окружающим миром.

ЦЕЛИ:

1. Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью воспитанника.

2. Корригировать и развивать психические процессы.

3. Формировать интерес к окружающему миру, любознательность.

ЗАДАЧИ:

1. Уточнение, расширение, обогащение представлений о себе, окружающем предметном и социальном мире по лексическим темам.

2. Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни.

3.Осуществлять коррекцию недостатков в развитии психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) и способствовать их дальнейшему формированию.

4.Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью.

5. Формирование лексико – грамматических средств языка.

  • Развитие лексики

- обогащать, уточнять словарь предметов, глаголов, наречий, подбор определений;

- подбор употребление притяжательных местоимений;

-подбор и употребление синонимов, антонимов;

- продолжать учить обобщать, группировать предметы и называть их одним словом.

  • Развитие грамматического строя.

- развивать и повышать уровень языковой компетенции (точность воспроизведения фраз, простых и сложных предложений);

- учить правильно употреблять в речи существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;

- учить правильно понимать и употреблять в речи предложно-падежные формы существительных (родительный, дательный, предложный);

- учить согласовывать прилагательные, числительные в роде, числе, падеже с существительными;

- употребление местоимений мой, моя, мое, мои.

Употребление конструкций:

- винительного падежа – «кто? – что делает? – что?» (Маша ест яблоко.)

- дательного падежа - «кто? – что делает? – что? – кому?» (Мама дала яблоко дочке.)

- согласование глаголов в ед. и мн. числе.

Обучение навыкам словообразования

- образование названий животных;

- образование и употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме с помощью суффиксов -чик-, -чок-, -чек-, -ка-, -ик-;

- образование относительных прилагательных от существительных;

- образование приставочных глаголов (-пере-, -у-, -за-, -в-, -с-, -вы-, -под-).

  • Развитие связной речи.

- составление рассказа по образцу педагога;

- составление коротких рассказов по алгоритму;

- составление сравнительных и описательных рассказов;

- пересказ коротких текстов;

- составление сложносочиненных предложений с союзами и, а.

- составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что;

- составление предложений по демонстрируемому действию;

- описательных рассказов по предметной картинке;

- по вопросам педагога;

- по мнемо-таблицам, таблицам-подсказкам;

- ответы полным предложением;

- разучивание загадок, стихов;

- формирование умения составлять простое предложение по модели –

«кто? – что делает?»

6. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.

7. Формирование основ экологических знаний в процессе ознакомления с природой.

Второй блок.

ОО Речевое развитие

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Обучение элементам грамоты.

Основная цель: развитие и формирование звуковой культуры речи.

Задачи:

  • Учить различать неречевые и речевые звуки.

  • Обучать навыкам элементарного звукового анализа.

  • Формировать фонематическое восприятие и развивать фонематический слух.

  • Познакомить с понятиями «звук», «слово», «слог», «буква». Учить дифференцировать эти понятия.

  • Познакомить с печатными буквами, учить соотносить звук и букву.

  • Познакомить с опознавательными признаками гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса.

  • Познакомить с условными обозначениями гласных и согласных звуков. Учить определять наличие звука в слове (начало, середина, конец).

  • выделение звука из слова.

  • деление слов на слоги.

Третий блок.

ОО Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.

Цели: развивать математическое мышление, формировать количественные, пространственные и временные представления у дошкольников с ЗПР; приобщать детей к математическому материалу, развивать воображение, интеллект, эмоциональную сферу ребенка.

Задачи (по разделам программы)

  • Объединять одинаковые (по цвету, форме, величине) предметов в предметные множества (зеленые елочки» желтые грибочки, кружочки одного цвета и т. п.);

  • - одинаковых только по двум признакам (цвету и форме) предметов в предметные множества;

  • - одинаковых только по одному признаку (по форме) предметов в предметные множества.

  • 2. Составлять равные по количеству (от 3 до 5) множества предметов по подражанию и по словесной инструкции:

  • - равные по количеству множества предметов (от 3 до 6, 7, 8, 9, 10), подобранных по одному признаку (по цвету или форме);

  • - равны по количеству множеств предметов (от 3 до 10), сходных по одному-двум признакам (форме, величине, цвету) и расположенных горизонтально группами (по 2, по 3, по 4, по 5), по инструкции Возьми столько(же);

  • - равные по количеству множества предметов (сходных по всем признакам), расположенных вертикально, по инструкции Возьми (положи, поставь) столько (же).

  • Воспроизводить количество предметов наглядно пред­ставленного множества путем подбора такого же количества тех же предметов и использования терминов: сколько? – столько.

  • Сопоставлять две группы одинаковых предметов по инструкции Сравни.

  • Устанавливать равенства или неравенства с использованием терминов: равно, больше, меньше.

  • Иметь представление о больших и маленьких, о длинных и коротких, о высоких и низких, о широких и узких, о толстых и тонких, о тяжелых и легких предметах.

  • Выбирать предметы, имеющих форму круга (одинаковых по цвету – разных по цвету, одинаковых по величине (размеру) – разных по величине (размеру), одинаковых по цвету и размеру – разных по цвету и размеру); плоскостных фигур, имеющих форму квадрата; плоскостных фигур, имеющих форму треугольника, прямоугольника..

  • Располагать предметы: близко – далеко, внизу – вверху, слева – справа.

  • Сравнивать группы по количеству входящих в них предметов: устанавливать равенство и неравенство, пользуясь наложением и приложением.

  • Соотносить множества в пределах 5 зритель­но, брать нужное количество предметов группой в пределах 5.

  • Соотносить количество предметов в пределах 5 с количеством пальцев.

  • Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по высоте, ширине, длине, обозначать результат сравнения словами.

  • Ориентироваться в пространстве комнаты: далеко - близко (тут - там), внизу - наверху, рядом (около).

  • Раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо.

  • Выделять один и много предметов из множества, отвлекаясь от несущественных признаков - цвета, формы, величины, по подражанию, образцу, слову.

  • Составлять множества из единиц.

  • Сопоставлять группы предметов по количеству, устанавливать равенство и неравенство групп.

  • Брать предметы группой при соотнесении в пределах 5, соотносить один, два, три предмета с количеством пальцев.

  • Сравнивать два предмета контрастных и одинаковых размеров по высоте, длине, ширине.

  • Иметь представление о том, что такое далеко, близко, наверху, внизу, рядом, ориентируясь от себя.

  • Уметь опираться в деятельности на величину, форму, пространственное расположение предметов.

  • Пользоваться при сопоставлении по количеству, величине, форме приемами наложения и приложения, при обследовании величины и формы опираться не только на зрительное, но и на тактильно-двигательное восприятие.

  • Иметь представление представлений: один – много. Число и цифра

  • Иметь представление о количестве чисел 2-10. Знать число и цифру 1-10. Использовать термины: считай (один, два), сколько? – столько (показ на пальцах). Раскладывать на два меньших числа.

  • Владеть прямым и обратим счетом в пределах 10.

  • Сравнивать количества предметов в пределах 5. Фиксировать результаты сравнения: Тут и тут равно, одинаково. Тут 5 и тут 5. Или: Тут больше, тут меньше. Тут 5, а тут 3.

  • Сравнивать числа: Сравни числа 2 и 3. 2 меньше, а 3 боль­ше.

  • Выравнивать количества путем добавления: Тут 2, тут 3. Тут меньше, тут больше. Тут 2 и еще 1. Тут 3 и тут 3. Тут и тут равно (поровну); путем убавления: Тут 5, тут 4. Тут больше. Тут меньше. Пять, убрать 1. Тут 4 и тут 4. Тут и тут равно.

  • Владеть действием сложения в пределах 5 (на осно­ве состава чисел 2, 3, 4, 5), со значением слова плюс.

  • Иметь представление о плоскостных фигурах, имеющих форму овала; различать круг и овал.

  • Иметь представление о плоскостных фигурах, имеющих форму четырехугольника.

  • Иметь представление о временах года (зима, весна, лето, осень); о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

  • Выделять из множества 1, 2, 3, 4, 5 предметов по подражанию, образцу, слову.

  • Соотносить количество предметов в пределах 5 с количеством пальцев.

  • Называть числительные по порядку, последовательно указывая на предметы, расположенные в ряд.

  • Относить последнее числительное ко всей группе предметов, т. е. выделять итоговое число (всего три мяча).

  • Согласовывать в итоговом числе числительное с существительным (один мяч, два мяча, два гриба, пять грибов и г. п.).

  • Владеть порядковым счетом в пределах 10.

  • 21. Различать порядковый и количественный счет, отвечать на вопросы сколько? и который? (или какой по счету?).

  • Иметь представление о составе числа.

  • Раскладывать множества, состоящие из 2, 3, 4 предметов на равные группы.

  • Объединять и разъединять предметы с открытым результатом в пределах 5, с закрытым результатом в пределах 3.

  • Сопоставлять (соизмерять) предметы по длине, высоте, ширине путем прямого наложения и приложения.

  • Раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке по ширине (например, широкий, уже, уже, ... уже, самый узкий), толщине, высоте, длине, пользуясь определенной точкой отсчета.

  • Уметь обследовать форму зрительно и тактильно-двигательно.

  • Ориентироваться во времени и воспринимать пространственные отношения между объектами: далеко, близко, внизу, наверху, рядом.

  • Различать правую и левую руку, расположение предметов справа и слева от себя, направление слева направо (в процессе деятельности).

Четвертый блок.
Развитие мелкой моторики.

Развитие графомоторных навыков.

ЦЕЛЬ. Готовить руку воспитанника к письму.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование восприятия, зрительно- моторной координации.

2. Развитие внимания и памяти при выполнении графических и письменных заданий.

3. Обучение письму, печатанью букв, цифр, выполнению заданий в тетради в клетку; работе с линейкой, трафареткой.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

- развитие мелкой моторики;

- координация речи с движениями.

Пятый блок.

Развитие психических процессов

Развитие восприятия

* Развитие всех видов восприятия при работе с математическим материалом.

* Учить соотносить, сравнивать и различать предметы по цвету и форме;

*Учить различать параметры величины, расставлять предметы по величине от меньшего к большему и наоборот;

*Учить включать в ряд;

*Учить ориентироваться в пространстве, на себе, на листе бумаги, в тетради;

* Учить находить элементы картин;

* Учить узнавать предметы в пересекающемся, зашумленном изображении;

* Учить конструировать из разных предметов (палочки, кубики, ленточки, пуговицы, фигуры)

Развитие внимания

* Развивать концентрацию, переключение, объем, распределение внимания;

Развитие памяти

* Развивать слуховую и зрительную память;

Развитие мышления

* Развивать наглядно-образное мышление;

- исключать и обобщать на основе выделения существенных признаков (наглядный уровень)

* Развивать наглядно-образное мышление

- сравни предметы (выделять признаки сходства и различия предметов);

- «Дорисуй предмет» ; "На что это похоже"?, "Продолжи узор", "Составь фигуру", "Найди закономерность", «Подбери заплатку», «Классификации», «Систематизация» (хлопни в ладоши, когда услышишь название ягоды и т.д.), «Раздели на группы»

*Развитие элементов логического мышления:

- устанавливать причинно-следственные связи

- группировать предметы по одному общему признаку;

- исключать лишний предмет;

- классифицировать предметы по свойствам, а так же родовым понятиям;

- устанавливать закономерности;

Взаимодействие специалистов


Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием специалистов дошкольного учреждения. Каждый из специалистов – воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель изучают ребенка, выявляют особенности его развития. Опираясь на основную образовательную программу, составляют свою рабочую программу, индивидуальную работу, образовательный маршрут.

Взаимосвязь с воспитателями.

Учитель-дефектолог и воспитатель для организации обследования используют специальное время, а также в процессе повседневной жизни - в игре, режимных моментах, в общении со сверстниками и взрослыми.

Совместно анализируют результаты обследования и обсуждают пути коррекционно-развивающего обучения и воспитания, продумывают индивидуальный образовательный маршрут по всем разделам программы и видам деятельности.

В течение года воспитатели осуществляют индивидуальную, подгрупповую и фронтальную воспитательную, образовательно-коррекционную деятельность, в которой закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения и навыки, переносит их в повседневную жизнь ребенка (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание НОД (художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность), а так же в режимные моменты. Совместно подготавливаются и проводятся родительские собрания, праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

2. Тесное взаимодействие с родителями.

Помочь родителям ребенка-инвалида стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Разъяснять родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Проводить семинары-практикумы по выполнению домашнего задания. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка - инвалида.

3. Взаимосвязь с психологом.

Развитее эмоционально-волевой сферы (сдерживание непосредственных побуждений, удержание цели, стремление к получению результата, заинтересованность в оценке и др.); развитие психических процессов, развитие эмоций.

4. Взаимосвязь с музыкальным руководителем.

Музыкальный руководитель регулирует (повышение или понижение) эмоционального тонуса, снимает психоэмоциональное возбуждение, развитие коммуникативных навыков общения.

Общая и мелкая моторика, просодическая сторона речи (темп, ритм, высота, тембр, сила голоса, развитие правильного речевого дыхания, логическое ударение) развивается и закрепляется в НОД по логоритмики.

5. Взаимосвязь с инструктором по ФИЗО.

Укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков, развитие правильного дыхания, развитие ручной моторики. Инструктор по физической культуре сочетает в НОД физическое и интеллектуальное развитие (ФЭМП, развитие пространственно-временных понятий), развитие психических процессов (слухового внимания (произвольного и активного), памяти (речевой, зрительной, слуховой, моторной). С помощью комплекса специальных упражнений помогает воспитанникам понижать мышечную напряженность или наоборот, повышает мышечной тонус воспитанников. Ослабляет агрессивные и отрицательные реакции в поведении воспитанника.

6. Взаимосвязь с медицинским работником.

Медицинский работник проводит индивидуальное изучение ребенка, ведет систематический контроль за соматическим и психическим состоянием здоровья ребенка в ДОУ. Проводит консультативную работу с родителями и педагогами дошкольного учреждения. Контролирует своевременное посещение ребенком-инвалидом других медицинских специалистов. Осуществляет связь с врачом психоневрологом.

7. Взаимосвязь с логопедом.

Всестороннее развитие речевой деятельности в соответствии с индивидуальной программой, разработанной на ребенка-инвалида. В коррекционно-логопедическую деятельность входит:

- развитие и совершенствование крупной и мелкой моторики;

- Развитие и совершенствование артикуляционной моторики;

- развитие фонематического слуха и восприятия:

- формирование произносительных умений и навыков;

- развитие лексических и грамматических языковых средств;

- развитие элементарных навыков связной речи;

- развитие коммуникативных навыков.

Создание оптимальных условий для развития путем тесного взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения способствует решению всех коррекционно-развивающих задач в образовании и воспитании ребенка-инвалида.

Заключение.

Таким образом, коррекционно – развивающая деятельность с ребенком - инвалидом строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи. Организация предметно – развивающей среды способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка. Тесное взаимодействие педагогов и родителей помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

Форма работы с ребенком-инвалидом.

Групповая, индивидуальная.

Предполагаемый результат.

К концу 1-го полугодия:

  1. Сенсорное развитие. Ребенок демонстрирует знание сенсорных эталонов и умение ими пользоваться. Доступно: различение и называние основных цветов спектра и ахроматических цветов; различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур. Осуществляет мыслительные операции, оперируя наглядно воспринимаемыми признаками, сам объясняет принцип классификации, исключения лишнего, сериационных отношений. Сравнивает элементы сериационного ряда по длине, ширине, высоте, толщине. Осваивает параметры величины и сравнительные степени прилагательных (длиннее - самый длинный).

  2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Проявляет интерес к окружающему, любит экспериментировать вместе со взрослым.

  3. Формирование элементарных математических представлений. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям. Считать до 10 (количественный, порядковый счет). Называет числа в прямом (обратном) порядке в пределах 10. Соотносить цифру (0-9) и количество предметов. Называть состав чисел в пределах 5 из двух меньших. Выстраивать «числовую лесенку». Освоить в пределах 5 состав числа из единиц. Пользоваться цифрами и арифметическими знаками. Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть; различать, называть и сравнивать геометрические фигуры. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов. Знать название текущего месяца, последовательность всех дней недели, времен года.

  4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Формируются представления о себе, о своей семье, своем доме. Иметь представление о некоторых социальных и профессиональных ролях людей. Освоить некоторые правила и нормы общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях. Знать некоторые стихотворения, песни. Иметь элементарные представления о многообразии стран и народов мира. Иметь представления о жизни растений и животных в среде обитания. Пониматьт цикличность сезонных изменений в природе. Обобщать с помощью взрослого представления о живой природе (растениях, животных, человеке) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют). Быть осведомленным о необходимости сохранения природных объектов и собственного здоровья.

Речевое развитие

Развитие речевого общения с взрослыми и детьми. Проявлять инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задавать вопросы, рассказывать о событиях, начинать разговор, приглашать к деятельности). Освоить умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий. Использовать разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми в разных видах деятельности: договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве. Владеть вежливыми формами речи. Изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

Лексическая сторона речи.

Выполнять операцию классификации деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда - кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь - зимняя, летняя, демисезонная; транспорт - пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.). Дифференцировать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия. Овладеть группами обобщающих слов разного уровня абстракции, уметь объяснить их. Использовать в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социального явления. Употреблять в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы.

Грамматический строй речи.

Правильно использовать предложно-падежную систему языка. Уметь сделать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания. Частично овладеть словообразовательными умениями. Грамматически правильно использовать в речи существительные в родительном падеже и несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе и т. д.).

Строить сложносочиненные предложения в соответствии с содержанием высказывания. Восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания с помощью педагога.

Готовность к обучению грамоте.

Осуществлять звуковой анализ односложных слов из трех-четырех звуков (со стечением согласных) и двух-трехсложных слов из открытых слогов и моделирование с помощью фишек звуко-слогового состава слова. Интонационно выделять звуки в слове, определяеть их последовательность и количество. Давать характеристику звуков (гласный — согласный, согласный твердый — согласный мягкий). Определять количество и последовательность слов в предложении; Выделять предлог в составе предложения. Ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты. Выполнять штриховки в разных направлениях, обводки. Читать слова и фразы

Связная речь (диалогическая и монологическая). Составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Говорить от лица своего и лица партнера, другого персонажа. Проявлять активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые обсуждаются в настоящий момент. Интеллектуальные задачи решать с использованием словесно-логических средств.

С 20.12.21 по 30.12.2021 проводится промежуточная диагностика, после чего планируется дальнейшая коррекционная работа.


















































25