Пояснительная записка
Ф.И.О.
Дата рождения 16. 04. 2015 г.
Адрес проживания: г. Смоленск,
Мать: Ф.И.О г.р
Место работы:
Отец: Ф.И.О г.р.
Место работы:
Рекомендации ПМПК.
Предоставление специальных условий образования обучающемуся с ОВЗ:
Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития.
Уровень образования: дошкольный.
Специальные методы обучения: в соответствии с программой.
Специальные учебные пособия: в соответствии с программой.
Организация пространства: в соответствии с ФГОС.
Тьюторское сопровождение обучающегося: осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП.
Направления коррекционной работы:
Педагог-психолог: формирование, развитие и коррекция коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений, игровой деятельности.
Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи.
Учитель-дефектолог: формирование и развитие продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, ФЭМП,
познавательной активности, пространственных ориентировок, развитие крупной и мелкой моторики.
Посещает группу компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) с августа 2020 года.
Цель образовательной программы: возможная коррекция и компенсация недостатков развития.
Задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия;
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования;
Формирование представлений ребенка о себе, об окружающем предметном и социальном мире. (согласно АОП для воспитанников с ОВЗ (ЗПР).
Осуществление коррекции недостатков в развитии психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь).
Формирование элементарных математических представлений. (согласно АОП для воспитанников с ОВЗ (ЗПР).
- Формирование лексико-грамматических средств языка.
- Развитие навыков связной речи.
- Развитие фонематического восприятия
- Подготовка к обучению элементам грамоты.
Программно-методическое обеспечение:
1. «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения» . Программно – методическое пособие. Под общей редакцией Т.Г. Неретиной. М. БАЛАС 2004г.
2. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» книги 1 и 2- Под общей ред. С.Г.Шевченко.
3. "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников", Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева;
4. «Коррекция нарушений речи» программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др.,
Краткая психолого-педагогическая характеристика
Мальчик воспитывается в полной семье.
Посещает дошкольное учреждение, группу компенсирующей направленности ОВЗ (ЗПР) 5-7 лет с августа 2020года. С момента поступления в группу адаптация проходила сложно, ребенок постоянно показывал свое негативное отношение к взрослым и детям. В настоящее время поведение воспитанника характеризуется неустойчивостью. В основном, в течение дня Клим ходит бесцельно по группе, с детьми не общается и не играет. К любой коррекционно-образовательной деятельности привлечь очень сложно, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Иногда отказывается от занятий, выполнять какое-либо задание самостоятельно не способен. Требует от взрослого помощи, но сам делать ничего не хочет и не пытается. Клим не умеет управлять своим поведением. Характер деятельности неустойчивый.
Состояние психических процессов и познавательной деятельности. Восприятие не соответствует возрасту. Зрительное и слуховое восприятие нарушено; в восприятии пространственных и временных отношениях не ориентируется; целостный образ предмета не сформирован; Память: зрительная, слуховая, моторная ниже возрастной нормы.
Произвольное и непроизвольное запоминание не развито.
Наглядно-действенное мышление не соответствует возрасту. Наглядно-образное не развито. Словесно-логическое мышление отсутствует. Помощь не использует.
Речевое развитие: словарный запас не соответствует возрастной норме, грамматический строй речи сформирован недостаточно, связная речь отсутствует, наблюдается эхолоалия. Фонематический слух не сформирован; полиморфное нарушение звукопроизношения.
Уровень развития внимания резко снижен, постоянные длительные отвлечения, страдает концентрация (частые «застревания»), трудная переключаемость. Работоспособность низкая.
Математические представления. Счет в ограниченном пределе, не осознанный, не соотносит цифру и число. В числовом ряду не ориентируется.
Низкий уровень крупной и мелкой моторики. Нарушена точность движения и координация. Карандаш нужно постоянно вставлять в руку и удерживать
Обучаемость. Интерес ребенка к получению знаний носит неустойчивый характер и не соответствует возрастной норме. Практически не обучаем.
Эмоционально-волевая сфера незрелая, значительно ниже возрастной нормы.. Не способен выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к результату и оценке. Не способен действовать без внешней стимуляции. Часто отказывается от деятельности при наличии трудностей. Характерны аффектный фон настроения, эйфоричность.
Содержание работы
Первый блок
ОО Познавательное развитие и ОО Речевое развитие (формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи) в процессе ознакомления с окружающим миром.
ЦЕЛИ:
1. Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью воспитанника.
2. Корригировать и развивать психические процессы.
3. Формировать интерес к окружающему миру, любознательность.
ЗАДАЧИ:
1. Уточнение, расширение, обогащение представлений о себе, окружающем предметном и социальном мире по лексическим темам.
2. Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни.
3.Осуществлять коррекцию недостатков в развитии психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) и способствовать их дальнейшему формированию.
4.Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью.
5. Формирование лексико – грамматических средств языка.
- обогащать, уточнять словарь предметов, глаголов, наречий, подбор определений;
- подбор употребление притяжательных местоимений;
-подбор и употребление синонимов, антонимов;
- продолжать учить обобщать, группировать предметы и называть их одним словом.
- развивать и повышать уровень языковой компетенции (точность воспроизведения фраз, простых и сложных предложений);
- учить правильно употреблять в речи существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;
- учить правильно понимать и употреблять в речи предложно-падежные формы существительных (родительный, дательный, предложный);
- учить согласовывать прилагательные, числительные в роде, числе, падеже с существительными;
- употребление местоимений мой, моя, мое, мои.
Употребление конструкций:
- винительного падежа – «кто? – что делает? – что?» (Маша ест яблоко.)
- дательного падежа - «кто? – что делает? – что? – кому?» (Мама дала яблоко дочке.)
- согласование глаголов в ед. и мн. числе.
Обучение навыкам словообразования
- образование названий животных;
- образование и употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме с помощью суффиксов -чик-, -чок-, -чек-, -ка-, -ик-;
- образование относительных прилагательных от существительных;
- образование приставочных глаголов (-пере-, -у-, -за-, -в-, -с-, -вы-, -под-).
- составление рассказа по образцу педагога;
- составление коротких рассказов по алгоритму;
- составление сравнительных и описательных рассказов;
- пересказ коротких текстов;
- составление сложносочиненных предложений с союзами и, а.
- составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что;
- составление предложений по демонстрируемому действию;
- описательных рассказов по предметной картинке;
- по вопросам педагога;
- по мнемо-таблицам, таблицам-подсказкам;
- ответы полным предложением;
- разучивание загадок, стихов;
- формирование умения составлять простое предложение по модели –
«кто? – что делает?»
6. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.
7. Формирование основ экологических знаний в процессе ознакомления с природой.
Второй блок.
ОО Речевое развитие
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Обучение элементам грамоты.
Основная цель: развитие и формирование звуковой культуры речи.
Задачи:
Учить различать неречевые и речевые звуки.
Обучать навыкам элементарного звукового анализа.
Формировать фонематическое восприятие и развивать фонематический слух.
Познакомить с понятиями «звук», «слово», «слог», «буква». Учить дифференцировать эти понятия.
Познакомить с печатными буквами, учить соотносить звук и букву.
Познакомить с опознавательными признаками гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса.
Познакомить с условными обозначениями гласных и согласных звуков. Учить определять наличие звука в слове (начало, середина, конец).
выделение звука из слова.
деление слов на слоги.
Третий блок.
ОО Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.
Цели: развивать математическое мышление, формировать количественные, пространственные и временные представления у дошкольников с ЗПР; приобщать детей к математическому материалу, развивать воображение, интеллект, эмоциональную сферу ребенка.
Задачи (по разделам программы)
Объединять одинаковые (по цвету, форме, величине) предметов в предметные множества (зеленые елочки» желтые грибочки, кружочки одного цвета и т. п.);
- одинаковых только по двум признакам (цвету и форме) предметов в предметные множества;
- одинаковых только по одному признаку (по форме) предметов в предметные множества.
2. Составлять равные по количеству (от 3 до 5) множества предметов по подражанию и по словесной инструкции:
- равные по количеству множества предметов (от 3 до 6, 7, 8, 9, 10), подобранных по одному признаку (по цвету или форме);
- равны по количеству множеств предметов (от 3 до 10), сходных по одному-двум признакам (форме, величине, цвету) и расположенных горизонтально группами (по 2, по 3, по 4, по 5), по инструкции Возьми столько(же);
- равные по количеству множества предметов (сходных по всем признакам), расположенных вертикально, по инструкции Возьми (положи, поставь) столько (же).
Воспроизводить количество предметов наглядно представленного множества путем подбора такого же количества тех же предметов и использования терминов: сколько? – столько.
Сопоставлять две группы одинаковых предметов по инструкции Сравни.
Устанавливать равенства или неравенства с использованием терминов: равно, больше, меньше.
Иметь представление о больших и маленьких, о длинных и коротких, о высоких и низких, о широких и узких, о толстых и тонких, о тяжелых и легких предметах.
Выбирать предметы, имеющих форму круга (одинаковых по цвету – разных по цвету, одинаковых по величине (размеру) – разных по величине (размеру), одинаковых по цвету и размеру – разных по цвету и размеру); плоскостных фигур, имеющих форму квадрата; плоскостных фигур, имеющих форму треугольника, прямоугольника..
Располагать предметы: близко – далеко, внизу – вверху, слева – справа.
Сравнивать группы по количеству входящих в них предметов: устанавливать равенство и неравенство, пользуясь наложением и приложением.
Соотносить множества в пределах 5 зрительно, брать нужное количество предметов группой в пределах 5.
Соотносить количество предметов в пределах 5 с количеством пальцев.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по высоте, ширине, длине, обозначать результат сравнения словами.
Ориентироваться в пространстве комнаты: далеко - близко (тут - там), внизу - наверху, рядом (около).
Раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо.
Выделять один и много предметов из множества, отвлекаясь от несущественных признаков - цвета, формы, величины, по подражанию, образцу, слову.
Составлять множества из единиц.
Сопоставлять группы предметов по количеству, устанавливать равенство и неравенство групп.
Брать предметы группой при соотнесении в пределах 5, соотносить один, два, три предмета с количеством пальцев.
Сравнивать два предмета контрастных и одинаковых размеров по высоте, длине, ширине.
Иметь представление о том, что такое далеко, близко, наверху, внизу, рядом, ориентируясь от себя.
Уметь опираться в деятельности на величину, форму, пространственное расположение предметов.
Пользоваться при сопоставлении по количеству, величине, форме приемами наложения и приложения, при обследовании величины и формы опираться не только на зрительное, но и на тактильно-двигательное восприятие.
Иметь представление представлений: один – много. Число и цифра
Иметь представление о количестве чисел 2-10. Знать число и цифру 1-10. Использовать термины: считай (один, два), сколько? – столько (показ на пальцах). Раскладывать на два меньших числа.
Владеть прямым и обратим счетом в пределах 10.
Сравнивать количества предметов в пределах 5. Фиксировать результаты сравнения: Тут и тут равно, одинаково. Тут 5 и тут 5. Или: Тут больше, тут меньше. Тут 5, а тут 3.
Сравнивать числа: Сравни числа 2 и 3. 2 меньше, а 3 больше.
Выравнивать количества путем добавления: Тут 2, тут 3. Тут меньше, тут больше. Тут 2 и еще 1. Тут 3 и тут 3. Тут и тут равно (поровну); путем убавления: Тут 5, тут 4. Тут больше. Тут меньше. Пять, убрать 1. Тут 4 и тут 4. Тут и тут равно.
Владеть действием сложения в пределах 5 (на основе состава чисел 2, 3, 4, 5), со значением слова плюс.
Иметь представление о плоскостных фигурах, имеющих форму овала; различать круг и овал.
Иметь представление о плоскостных фигурах, имеющих форму четырехугольника.
Иметь представление о временах года (зима, весна, лето, осень); о частях суток (утро, день, вечер, ночь).
Выделять из множества 1, 2, 3, 4, 5 предметов по подражанию, образцу, слову.
Соотносить количество предметов в пределах 5 с количеством пальцев.
Называть числительные по порядку, последовательно указывая на предметы, расположенные в ряд.
Относить последнее числительное ко всей группе предметов, т. е. выделять итоговое число (всего три мяча).
Согласовывать в итоговом числе числительное с существительным (один мяч, два мяча, два гриба, пять грибов и г. п.).
Владеть порядковым счетом в пределах 10.
21. Различать порядковый и количественный счет, отвечать на вопросы сколько? и который? (или какой по счету?).
Иметь представление о составе числа.
Раскладывать множества, состоящие из 2, 3, 4 предметов на равные группы.
Объединять и разъединять предметы с открытым результатом в пределах 5, с закрытым результатом в пределах 3.
Сопоставлять (соизмерять) предметы по длине, высоте, ширине путем прямого наложения и приложения.
Раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке по ширине (например, широкий, уже, уже, ... уже, самый узкий), толщине, высоте, длине, пользуясь определенной точкой отсчета.
Уметь обследовать форму зрительно и тактильно-двигательно.
Ориентироваться во времени и воспринимать пространственные отношения между объектами: далеко, близко, внизу, наверху, рядом.
Различать правую и левую руку, расположение предметов справа и слева от себя, направление слева направо (в процессе деятельности).
Четвертый блок.
Развитие мелкой моторики.
Развитие графомоторных навыков.
ЦЕЛЬ. Готовить руку воспитанника к письму.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование восприятия, зрительно- моторной координации.
2. Развитие внимания и памяти при выполнении графических и письменных заданий.
3. Обучение письму, печатанью букв, цифр, выполнению заданий в тетради в клетку; работе с линейкой, трафареткой.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- развитие мелкой моторики;
- координация речи с движениями.
Пятый блок.
Развитие психических процессов
Развитие восприятия
* Развитие всех видов восприятия при работе с математическим материалом.
* Учить соотносить, сравнивать и различать предметы по цвету и форме;
*Учить различать параметры величины, расставлять предметы по величине от меньшего к большему и наоборот;
*Учить включать в ряд;
*Учить ориентироваться в пространстве, на себе, на листе бумаги, в тетради;
* Учить находить элементы картин;
* Учить узнавать предметы в пересекающемся, зашумленном изображении;
* Учить конструировать из разных предметов (палочки, кубики, ленточки, пуговицы, фигуры)
Развитие внимания
* Развивать концентрацию, переключение, объем, распределение внимания;
Развитие памяти
* Развивать слуховую и зрительную память;
Развитие мышления
* Развивать наглядно-образное мышление;
- исключать и обобщать на основе выделения существенных признаков (наглядный уровень)
* Развивать наглядно-образное мышление
- сравни предметы (выделять признаки сходства и различия предметов);
- «Дорисуй предмет» ; "На что это похоже"?, "Продолжи узор", "Составь фигуру", "Найди закономерность", «Подбери заплатку», «Классификации», «Систематизация» (хлопни в ладоши, когда услышишь название ягоды и т.д.), «Раздели на группы»
*Развитие элементов логического мышления:
- устанавливать причинно-следственные связи
- группировать предметы по одному общему признаку;
- исключать лишний предмет;
- классифицировать предметы по свойствам, а так же родовым понятиям;
- устанавливать закономерности;
Взаимодействие специалистов
Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием специалистов дошкольного учреждения. Каждый из специалистов – воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель изучают ребенка, выявляют особенности его развития. Опираясь на основную образовательную программу, составляют свою рабочую программу, индивидуальную работу, образовательный маршрут.
Взаимосвязь с воспитателями.
Учитель-дефектолог и воспитатель для организации обследования используют специальное время, а также в процессе повседневной жизни - в игре, режимных моментах, в общении со сверстниками и взрослыми.
Совместно анализируют результаты обследования и обсуждают пути коррекционно-развивающего обучения и воспитания, продумывают индивидуальный образовательный маршрут по всем разделам программы и видам деятельности.
В течение года воспитатели осуществляют индивидуальную, подгрупповую и фронтальную воспитательную, образовательно-коррекционную деятельность, в которой закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения и навыки, переносит их в повседневную жизнь ребенка (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание НОД (художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность), а так же в режимные моменты. Совместно подготавливаются и проводятся родительские собрания, праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
2. Тесное взаимодействие с родителями.
Помочь родителям ребенка-инвалида стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Разъяснять родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Проводить семинары-практикумы по выполнению домашнего задания. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка - инвалида.
3. Взаимосвязь с психологом.
Развитее эмоционально-волевой сферы (сдерживание непосредственных побуждений, удержание цели, стремление к получению результата, заинтересованность в оценке и др.); развитие психических процессов, развитие эмоций.
4. Взаимосвязь с музыкальным руководителем.
Музыкальный руководитель регулирует (повышение или понижение) эмоционального тонуса, снимает психоэмоциональное возбуждение, развитие коммуникативных навыков общения.
Общая и мелкая моторика, просодическая сторона речи (темп, ритм, высота, тембр, сила голоса, развитие правильного речевого дыхания, логическое ударение) развивается и закрепляется в НОД по логоритмики.
5. Взаимосвязь с инструктором по ФИЗО.
Укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков, развитие правильного дыхания, развитие ручной моторики. Инструктор по физической культуре сочетает в НОД физическое и интеллектуальное развитие (ФЭМП, развитие пространственно-временных понятий), развитие психических процессов (слухового внимания (произвольного и активного), памяти (речевой, зрительной, слуховой, моторной). С помощью комплекса специальных упражнений помогает воспитанникам понижать мышечную напряженность или наоборот, повышает мышечной тонус воспитанников. Ослабляет агрессивные и отрицательные реакции в поведении воспитанника.
6. Взаимосвязь с медицинским работником.
Медицинский работник проводит индивидуальное изучение ребенка, ведет систематический контроль за соматическим и психическим состоянием здоровья ребенка в ДОУ. Проводит консультативную работу с родителями и педагогами дошкольного учреждения. Контролирует своевременное посещение ребенком-инвалидом других медицинских специалистов. Осуществляет связь с врачом психоневрологом.
7. Взаимосвязь с логопедом.
Всестороннее развитие речевой деятельности в соответствии с индивидуальной программой, разработанной на ребенка-инвалида. В коррекционно-логопедическую деятельность входит:
- развитие и совершенствование крупной и мелкой моторики;
- Развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
- развитие фонематического слуха и восприятия:
- формирование произносительных умений и навыков;
- развитие лексических и грамматических языковых средств;
- развитие элементарных навыков связной речи;
- развитие коммуникативных навыков.
Создание оптимальных условий для развития путем тесного взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения способствует решению всех коррекционно-развивающих задач в образовании и воспитании ребенка-инвалида.
Заключение.
Таким образом, коррекционно – развивающая деятельность с ребенком - инвалидом строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи. Организация предметно – развивающей среды способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка. Тесное взаимодействие педагогов и родителей помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта, чем достигается эффективность и стабильность результатов.
Форма работы с ребенком-инвалидом.
Групповая, индивидуальная.
Предполагаемый результат.
К концу 1-го полугодия:
Сенсорное развитие. Ребенок демонстрирует знание сенсорных эталонов и умение ими пользоваться. Доступно: различение и называние основных цветов спектра и ахроматических цветов; различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур. Осуществляет мыслительные операции, оперируя наглядно воспринимаемыми признаками, сам объясняет принцип классификации, исключения лишнего, сериационных отношений. Сравнивает элементы сериационного ряда по длине, ширине, высоте, толщине. Осваивает параметры величины и сравнительные степени прилагательных (длиннее - самый длинный).
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Проявляет интерес к окружающему, любит экспериментировать вместе со взрослым.
Формирование элементарных математических представлений. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям. Считать до 10 (количественный, порядковый счет). Называет числа в прямом (обратном) порядке в пределах 10. Соотносить цифру (0-9) и количество предметов. Называть состав чисел в пределах 5 из двух меньших. Выстраивать «числовую лесенку». Освоить в пределах 5 состав числа из единиц. Пользоваться цифрами и арифметическими знаками. Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть; различать, называть и сравнивать геометрические фигуры. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов. Знать название текущего месяца, последовательность всех дней недели, времен года.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Формируются представления о себе, о своей семье, своем доме. Иметь представление о некоторых социальных и профессиональных ролях людей. Освоить некоторые правила и нормы общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях. Знать некоторые стихотворения, песни. Иметь элементарные представления о многообразии стран и народов мира. Иметь представления о жизни растений и животных в среде обитания. Пониматьт цикличность сезонных изменений в природе. Обобщать с помощью взрослого представления о живой природе (растениях, животных, человеке) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют). Быть осведомленным о необходимости сохранения природных объектов и собственного здоровья.
Речевое развитие
Развитие речевого общения с взрослыми и детьми. Проявлять инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задавать вопросы, рассказывать о событиях, начинать разговор, приглашать к деятельности). Освоить умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий. Использовать разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми в разных видах деятельности: договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве. Владеть вежливыми формами речи. Изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
Лексическая сторона речи.
Выполнять операцию классификации деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда - кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь - зимняя, летняя, демисезонная; транспорт - пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.). Дифференцировать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия. Овладеть группами обобщающих слов разного уровня абстракции, уметь объяснить их. Использовать в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социального явления. Употреблять в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы.
Грамматический строй речи.
Правильно использовать предложно-падежную систему языка. Уметь сделать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания. Частично овладеть словообразовательными умениями. Грамматически правильно использовать в речи существительные в родительном падеже и несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе и т. д.).
Строить сложносочиненные предложения в соответствии с содержанием высказывания. Восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания с помощью педагога.
Готовность к обучению грамоте.
Осуществлять звуковой анализ односложных слов из трех-четырех звуков (со стечением согласных) и двух-трехсложных слов из открытых слогов и моделирование с помощью фишек звуко-слогового состава слова. Интонационно выделять звуки в слове, определяеть их последовательность и количество. Давать характеристику звуков (гласный — согласный, согласный твердый — согласный мягкий). Определять количество и последовательность слов в предложении; Выделять предлог в составе предложения. Ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты. Выполнять штриховки в разных направлениях, обводки. Читать слова и фразы
Связная речь (диалогическая и монологическая). Составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Говорить от лица своего и лица партнера, другого персонажа. Проявлять активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые обсуждаются в настоящий момент. Интеллектуальные задачи решать с использованием словесно-логических средств.
С 20.12.21 по 30.12.2021 проводится промежуточная диагностика, после чего планируется дальнейшая коррекционная работа.
25