СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

индивидуальная работа с обучающимися.  образовательная траектория.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная траектория обучающихся»

МБОУ «Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А.Новгородова»


















Тема самообразования

«Индивидуальная образовательная траектория»


Индивидуализация процесса обучения - есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.










Учитель биологии: Спиридонова А.А.



















2017г.



ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании;

  • это результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности (А.В.Хуторской).

«ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской.

Цель: создание максимально благоприятных условий для самореализации творческой личности, обладающей развитым интеллектом, способной к дальнейшему продолжению образования, определение научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми.

Задачи:

  1. изучение индивидуальности каждого школьника;

  2. разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренными детьми;

  3. создание максимально благоприятных условий для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности, а также для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;

  4. стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

  5. воспитание сознательного гражданина России.

Различные точки подхода к обоснованию ИОТ.

  1. А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

  2. Н.Н.Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.

  3. С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С.Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Права и возможности обучающего по ИОТ:

– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе; 

– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

– право на составление индивидуальных образовательных программ;

– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;

– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.

Можно выделить следующие этапы создания ИОТ:

 5 – 7 классы – определение предметного поля, в котором учащийся наиболее успешен,

 8 класс – формирование предметной траектории,

 9 класс – корректировка ИОТ,

 10 – 11 классы – окончательное формирование ИОТ за счет занятий спецкурсов и мастерских.

Подготовка учащихся к выбору ИОТ осуществляется поэтапно.

Выделены следующие этапы:

1. Пропедевтический (5 - 7-е классы) - выявление образовательного запроса учащихся.

2. Основной (8 – 9-е классы) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в старшей школе, и принятие решения в различных ситуациях.

3. Завершающий (10 – 11-е классы) – готовность школьника к реализации ИОТ, профессиональное самоопределение.

Основные задачи психологической службы на этапах выбора ИОТ - в фасилитации самоопределения учащихся разных параллелей для оптимизации прохождения одного из первых этапов профессионального самоопределения гимназистов – выбора индивидуальной траектории обучения.

5 класс – налаживание взаимодействия учащихся и родителей с психологами, приобретения навыков тренинговой работы, помощь в адаптации к условиям гимназии, развитие логического мышления, развитие коммуникативных навыков.

6 класс – обучение умению ставить и решать индивидуальные и групповые задачи тренинговой работы, развитие коммуникативных навыков, основы рефлексии собственной деятельности, первичное знакомство со сферами человеческой деятельности, тренировка стратегий в ситуации принятия решения.

7 класс – тренировка коммуникативных навыков, развитие рефлексивных умений, первичный тренинг на осведомленность о структуре и содержании мира профессий. Акцент сделан на тренинговые процедуры, поддерживающие положительную учебную мотивацию и позволяющие овладеть основами наблюдения, самонаблюдения и рефлексии.

8 класс – подготовка к профильному выбору: курс «Профессиональный мир», тренинги профильного выбора, углубленная диагностика (опросники интересов, личностных качеств, интеллектуальных способностей), индивидуальные консультации учащихся и их родителей, информирование о мире профессий, сбор комплексной информации по выбору ИОТ и ее корректировка, реклама изучения обществознания на профильном уровне специфического предмета для психологического образования.

9 класс – работа по адаптации к новым профильным группам, консультации учащихся с нарушением адаптации к профилю, продолжение диагностической работы.

10 класс – работа в учебно-исследовательской мастерской и на спецкурсе с учащимися, ориентированными на социальные профессии; индивидуальные консультации по профессиональному выбору и выбору вуза.

11 класс – индивидуальные консультации, проверка социальной адаптации, подготовка учащихся к конференциям. Таким образом, основной целью развивающей (активизирующей) профконсультации является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к самоопределению, в том числе и профессиональному, ненавязчивое психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней.

Система выбора ИОТ ставит подростков в условия, когда они раньше других своих сверстников решают проблему профессионального самоопределения. Несмотря на то, что в 8-м классе (13 - 14 лет) этот аспект интересует учащихся, в большинстве своем они не выработали конкретных требований к будущей профессии, не осознали в полной мере свои способности. Это объясняется еще и тем, что курсы обществознания, физики, химии и биологии начинаются только в 7 – 8-м классах и являются достаточно обзорными, чтобы составить об этих науках целостное впечатление и оценить свои возможности в их изучении. Но в большей степени трудности в профессиональном самоопределении связаны с кризисом идентичности в подростковом возрасте. Одними из аспектов этого кризиса является отсутствие (слабость) временной связи (в случае подростка будущего с настоящим) и непростроенность индивидуальной системы ценностей. Это не позволяет подросткам самостоятельно определить личный жизненный план, а, следовательно, и сферу будущей профессиональной деятельности. Выбор индивидуальной образовательной траектории требует от подростка самоопределения только в учебной предметной деятельности, что при отсутствии высокой рефлексивности и планомерной помощи со стороны взрослых может привести к решению по принципу «здесь и сейчас», не связанному с индивидуальной жизненной перспективой и в дальнейшем потребовать значительной корректировки.

Принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей. Данный принцип опирается на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности. Например, ученикам вначале предлагается поставить цель на один урок, затем осознать её достижение и сделать выводы; такое задание многократно повторяется, в результате чего дети научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания. Индивидуальные цели учеников постепенно занимают всё больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступает поводом для первичного целеполагания ученика, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием. Чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается их индивидуальная творческая самореализация. Принцип метапредметных основ содержания образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками. (греч. meta - означает "стоящее "за"). Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности. Личностное продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение учениками собственного образовательного продукта. Приоритет должен отдаваться не столько изучению готовых знаний по математике, сколько занятиям самой математикой, её проблемами. В результате образовательная деятельность ученика носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.

Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и личный поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.

Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования. Формы образовательной рефлексии различны - устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Учащимся обычно нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, например, график изменения их интереса (самочувствия, уровня познания, личной активности, самореализации и др.) на протяжении урока или всего дня. Рефлексивные ученические записи - бесценный материал для анализа и корректировки учителем образовательного процесса. Результатом выполнения учениками таких заданий должно стать

а) индивидуальное осознание учеником своих взаимоотношений с темой и

б) индивидуальные цели ученика относительно его дальнейшей деятельности.

Как разработать урок, чтобы ученики могли одновременно продвигаться по своим индивидуальным образовательным траекториям в общей для всех образовательной области? Какова основная цель учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока?

  1. Предполагаемые цели учеников. Способы их постановки учениками. (Примечание: представьте, какие цели смогут поставить себе ученики, выполняя ваши задания, и запишите их).

  2. Главная проблема урока (записывается одна или несколько проблем).

  3. Фундаментальный образовательный объект (один или несколько), в направлении которого планируется деятельность учеников.

  4. Как именно на уроке предполагается достичь индивидуальной самореализации учеников. (Что нужно для этого предусмотреть?)

  5. Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой по минутам.

  6. Формулировки заданий ученикам на каждом этапе урока. Задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: "Нарисуйте свою картину мира".

  7. Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками (не менее двух - трёх типов результатов). (Результатами могут быть идея, мысль, гипотеза, решение задачи, вывод, поделка, рисунок, сочинение и т.д.)

  8. Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме. (Примечание: Те знания, которые «выработало человечество»)

  9. Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

  10. Формы контроля и оценки результатов урока.

  11. Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).

Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения школьников целеполаганию. Существует даже наука о целеполагании – матетика, Целеполагание проходит через весь процесс продуктивного образования, выполняя в нём функции мотивировки деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

Наиболее значимым элементом технологии личностного обучения является личностное ученическое целеполагание. Чтобы ученик поставил личную образовательную цель в образовательной области, для этого требуются следующие процедуры: во-первых, выстраивание личностного отношения ученика с объектом целеполагания, которое выявляет и актуализирует его личностные качества, относящиеся к объекту (например, любовь к природе при изучении растения); во-вторых, установление личностного смысла и (или) образа фундаментального образовательного объекта, то есть обозначение в объекте того, чем он связан с личностью познающего его субъекта; в третьих, выбор типа отношений или вида деятельности для взаимодействия с объектом, например, исследование его химических, математических, этических свойств.


Структура ИОТ


Целевой компонент

Цель

Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования учеников, то есть количество и качество имеющихся у каждого из них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Учитель устанавливает и классифицирует мотивы деятельности учеников по отношению к образовательной области, предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий.




Содержательный компонент

Содержание

Фиксирование каждым учеником, а затем и учителем, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Каждый ученик составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить.

Технологии

Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Образовательная область предстает перед учеником в виде системы фундаментальных образовательных объектов, проблем, вопросов.

Система организации

Программирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. На этом этапе учениками создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период. Эти программы являются образовательным продуктом оргдеятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала ученика. При оценке оргдеятельностной продукции учеников применяются те же способы диагностики, контроля и оценки, что и для продукции предметного типа.


Диагностическое сопровождение

Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников и общеколлективной образовательной программы. Реализация учениками намеченных программ происходит в течение определенного периода времени: для первоклассника это может быть урок, для старших детей – неделя и более. Ученик осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка.

Результаты

Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение. Введение учителем культурных аналогов ученическим образовательным продуктам, то есть идеальных конструктов, принадлежащих опыту и знаниям человечества: понятий, законов, теорий и других продуктов познания. Организуется выход учеников в окружающий социум с целью выявления в нем тех же вопросов, проблем и продуктов, элементы которых получены учениками в собственной деятельности

Рефлексия

Рефлексивно-оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов), фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий.



Деятельность учеников и учителя при ИОТ


Деятельность ученика


Деятельность учителя

Совместная деятельность учеников и учителя

Отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение

Составление набора целей изучения темы для выбора и дополнения их ученикам

Разработка, корректировка и уточнение коллективных целей обучения

Обозначение своих целей, знакомство с целями других учеников

Анализ отобранного набора целей, их классификация, определение мотивов

Демонстрация индивидуальных целей, их обсуждение, корректировка

Самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение собственных целей

Определение приоритетных целей изучения темы. Конструирование базисной системы учебных занятий по теме

Сопоставление индивидуальных программ и общей коллективной программы

Составление индивидуальных учебных программ своих занятий по теме

Разработка технологической карты занятий по теме. Компоновка содержания материала, подбор средств обучения

Составление программы занятий с общим и индивидуальными компонентами обучения




Литература:

1) Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

2) Школа творчества: Сб. ученических работ / Ред. и сост. А.В.Хуторской. - Ногинск, 1996. – 250 с.

3) http://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm ЦДО «Эйдос» курсы для учащихся

4) http://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm «Моя образовательная программа: как составить».

5) http://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm

6) курс для педагогов «Как сопровождать индивидуальную программу ученика» http://www.eidos.ru/courses/themes/22011/index.htm.

7) Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). - М.: Педагогический центр "Эксперимент", 1993. - С.52.

8) Хуторской А.В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс: Пособие для учителя, 1993. - 70 с.;

9) Хуторской А.В. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов, 1995. - 94 с.

10) А.В.Хуторского "Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000. – С. С.113-117










Мои данные:


Ф.И.О. – Седалищева Амелия Витальевна

Дата рождения: 8.04.2003г

ФИО родителей: Седалищева Ирина Афанасьевна

Седалищев Виталий Константинович

Электронный адрес: [email protected]

Телефон: 89676248644



Дополнительные данные


Группа крови


Гороскоп


Зодиак


Мои увлечения



Дополнительное образование





Мой проект

Мне интересны проблемы окружающего мира, и я пытаюсь решить какие-то из них, которые мне под силу. Вместе с учителем я осваиваю проектирование – разрабатываю проект, защищаю его и, при возможности, реализую.



Содержание деятельности


Сроки

1.Постановка цели.

Сентябрь

2. Освоение приёмов работы с литературой и в том числе с научно-популярными изданиями.

В течение года

3. Изучение приёмов оформления проекта.

Еженедельно

4. Изучение возможностей и интересов одноклассников (интервью, мониторинг, анкетирование)

Сентябрь-декабрь


5.Предъявление учащимся класса наработанного материала.


Сентябрь-декабрь

6.Анализ, классификация и отбор материала.


Январь

7. Защита проекта.

Февраль



Примерный план на ____________учебный год

Срок

Мероприятие

Сентябрь

Международный день музыки


Конкурс рисунков «Учитель перед именем твоим


Константиновские чтения для агрошкол


Дни науки в Чурапчинском улусе

Октябрь

Месячник психологического здоровья

Ноябрь

Муниципальный этап «Шаг в будущее»



Школьный этап Всероссийской олимпиады по предметам

Декабрь

Региональный этап «Шаг в будущее»


Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по предметам

Январь

Республиканский этап «Шаг в будущее»


Эрилик аа5ыылара 125 со дня рождения С.С. Яковлева _Эрилик Эристина Филиппов


Конкурс сочинений «Мой классный- классный!»


Каникулярная школа для лидеров.

Февраль

Новгородовские чтения 125-летию со дня рождения С.А. Новгородова


«Федотовские чтения»


«Павловские чтения»


«Бродниковские чтения»

Март

Флегонтовские чтения


Республиканские «Башаринские чтения»


«Протодьяконовские чтения»


«Аман ос»


Экологическая игра


Семейная олимпиада по математике 5-7


Интеллектуальная игра по естественно- научным дисциплинам посвящ к юбилейной дате профессора Г.П. Башарин

Апрель

Фестиваль семейного чтения


«Макаровские чтения»

Май

«Незнакомая сторона знакомых вещей»


«Бессмертный полк»

Сентябрь – май

Участие во внутришкольных мероприятиях, акциях.

Сентябрь-май

Российские, международные конкурсы, олимпиады, НПК

Июнь-август

Летние оздоровительные, образовательные, языковые школы.















Мои достижения

Уровни

Мероприятие

Класс

Результат

Школьный

Шедевры моей домашней библиотеки

5


Конкурс чтецов «Родной школе посвящается…»

7


Конкурс рисунков «Мин ийэм»

5

Улусный

Конкурс рисунков Год охраны окружающей среды

5

Участие


Саха бастакы угэьитэ С.А.Саввин –Кун Дьирибинэ -110 сылын корсо угэ аа5ыыта

6

Участие


Фестиваль СМИ «Моя профессия журналист»

6

Участие

Региональный

НПК «Макаровские чтения»

6

Республиканский

Олимпиада по физике и математике им. А.И.Федотова

7


НПК «Федотовские чтения»

7


НПК «Павловские чтения»

7


НПК «Бродниковские чтения»

7

Российский

Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа»

5

12м


Дистанционная олимпиада по математике

6

Участие


Всероссийский конкурс по окружающему миру

5

Участие


Мультолимпиада – марафон «Муравейник»

6

Участие


Всероссийский конкурс по русскому языку

6


Мультолимпиада – марафон «Муравейник»

5

Участие


Всероссийская декада подписки, конкурс рисунков

6


Дистанционный конкурс по математике

5

Международный

The best picture contest

5



Итоги года _____________класс

Уровни

Главные итоги прошедшего учебного года для меня

Школьный


Улусный




Региональный


Республиканский






Российский, Международный


Из запланированного мне удалось выполнить (что именно)


Невыполненным из запланированного оказалось (объяснить причины)


В результате изучения предметов (перечислить предметы) для меня стало важным в жизни (что именно)




Лист самооценки





Класс

Умения

Ставить цель

Составлять план работы

Находить дополнительную информацию

Работать самостоятельно

Проверять работу и находить ошибки

Исправлять ошибки

Объективно оценивать свою работу

5









6









7









8









9









10









11









3- умею хорошо, 2- не всегда хорошо получается, 1- не умею.



































Памятка ученика - исследователя


Чем реферат отличается от исследования?
• Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, он не содержит развёрнутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.
• Реферат может рассматриваться как один из этапов исследовательской работы, но ни в коем случае, не заменитель. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
• К элементам исследовательской деятельности относятся:
1. Методы исследования.
2. Наличный экспериментальный материал.
3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленной на получение новых объективных научных знаний.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе не известными фактами, а научение алгоритму ведения исследования. Конечно, учащиеся при этом получают новые знания в избранной ими области. Следует сказать, что при всей ответственности педагога за проведение работы, необходимо помнить, что исследовательская работа требует от учащегося максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь советует, ориентирует учащегося в мире информации – методологии, литературе, проблематике.
В исследовательской деятельности различают три этапа (А.М.Новиков):
1. Прогностический – подготовительный.
2. Проведение научного исследования.
3. Оформление исследовательской работы.
4. Защита результатов исследования.
I этап исследования
Подготовка к проведению научного исследования
1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования

2. Определение объектной области, объекта и предмета исследования

3. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

4. Изучение научной литературы и уточнение темы

5. Формулировка цели и задачи исследования

Объектная область исследования – это сфера науки или практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике это может быть учебная дисциплина, например: математика, литература, биология и др.
Объект исследования – это определенный процесс, или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. Объект – это совокупность связей и отношений, свойств, которые существуют объективно в теории и практике, и служат источником необходимой для исследования информации. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.
Предмет исследования более конкретен. Он включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Или «Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которого ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные его стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта)».
Предмет исследования определяет цель и задачи исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.  
2. Тема, проблема и актуальность исследования
Тема – отражает черты проблемы. Тема – ещё более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы – очень трудный этап. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы, они могут стать непосильными в рамках учебного исследования. Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Основные критерии выбора темы:
• желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т. е. имела непосредственное отношение к его будущей специальности;
• очень хорошо, когда выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога;
• тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что должны быть доступны оборудование и литература.
Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
Ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.


Обосновать актуальность темы – это значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте научного познания. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно эта тема на данный момент является актуальной и осветить причины, по которым изучение темы стало необходимым.
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Следует представить проблему как некоторую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение проблемы связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно представлять на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы её разработки и осуществления. Для этого нужно изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется. 

3. Определение гипотезы
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых важных моментов работы над исследованием. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
• быть проверяемой;
• содержать предположение;
• быть логически непротиворечивой;
• соответствовать фактам.

В переводе с древнегреческого гипотеза означает «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если …, то…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить её рабочий вариант – как первичное, временное предположение. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает окончательный вид научной гипотезы. 


4. Цель и задачи исследования
В общем виде цель и задачи исследования должны уточнять направления, по которым пойдёт доказательство гипотезы.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.
Формулировку цели исследования так же можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Вот некоторые из них. Можно представить целью:
• выявить…;
• установить…;
• обосновать…;
• уточнить…;
• разработать… .
• Формулировать задачи необходимо очень тщательно, т.к. описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.


Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования.

Цель – идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследований.

5. Определение методов исследования
Метод – это способ достижения цели исследования. Очевидна решающая роль выбора метода в успехе той или иной исследовательской работы. Методы научного познания делятся на общие и специальные.
К общим методам относятся: теоретические, эмпирические, математические.


Теоретические методы:
• моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные действия или практические действия с «моделью»;
• абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
• анализ и синтез. Анализ – метод исследования путём разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Анализ и синтез существуют как целое. Методами анализа и синтеза проводится, например, начальный этап исследования – изучение литературы по теме исследования.
• восхождение от абстрактного к конкретному осуществляется в два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется на части, описывается при помощи понятий и суждений; а на втором этапе восстанавливается исходная целостность предмета.
Эмпирические методы:
• наблюдение;
• сравнение;
• эксперимент.
Экспериментальное изучение объекта имеет ряд преимуществ по сравнению с др. методами.


Математические методы:
• статистические методы;
• методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
• методы и модели динамического программирования;
• методы и модели массового обслуживания;
• метод визуализации данных (функции, графики и др.)
Отбор методов совершается при обязательном руководстве педагога.
II этап исследования
Проведение научного исследования
Проведение научного исследования включает в себя два этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.


Составляется рабочий план.
В рабочем плане выделяют три части:
• необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для проведения эксперимента инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план включается так же первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки. План должен предусматривать всё, что можно предвидеть уже на первом этапе. Определить объект, предмет исследования, методы;
• описание экспериментальной части работы. Содержание экспериментальной части зависит от темы работы, объектной области, в соответствие с чем определяется его специфика. Необходимо проанализировать насколько выбранные методы помогут подтвердить гипотезу, уточнить соответствие целям исследования;
• оформление результатов исследования. Прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования – от рецензии до обсуждения в группе учащихся и выступления на конференции. Чем чаще результаты подвергаются обсуждению в разных по составу аудиториях, тем лучше для её автора.  
На завершающем этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования. 


Составляется план-проспект
План-проспект – это такой план, который представляет собой реферативное, более подробное изложение вопросов, по которым будет систематизироваться весь собранный фактический материал. План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем учащегося соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этому плану можно будет судить об основных положениях содержания будущей исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объёмов отдельных её частей.
Практически план-проспект – это черновое оглавление работы с реферативным раскрытием содержания её глав и параграфов. Наличие плана-проспекта позволит анализировать её результаты, проверить их соответствие намеченной цели и при необходимости внести коррективы.


III этап. Оформление научно-исследовательской работы
Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы.
Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:
• текст научного сочинения;
• статья, тезисы;
• доклад, сообщение;
• отчёт и т.д.
Тезисы всегда выявляют суть содержания исследования и позволяют обобщить имеющийся материал. Основные требования к оформлению тезисов:
по содержанию:
• обоснование актуальности темы;
• главный тезис;
• аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;
• основные выводы;
по срокам представления:
• за 1 месяц до начала конференции.
по форме представления:
• в 2-х экземплярах off-line;
• в электронной версии на дискете;
• в формате Word 6.0, 7.0. 8.0
• шрифт 14, Times New Roman.
Правила оформления результатов научного исследования
Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определённым правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы, работы, ФИО и должности, научной степени и звания научного руководителя.
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.
Например:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 4
1.1 8
1.2 11
Глава 2 16
2.1 20
2.2 23
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 
Приложение 1 28
Приложение 2 30


Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, т.к. содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы, актуальность исследования, проблему исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2-3 страницы.


Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; главы 2-3 описывают практические этапы исследования, интерпретацию данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.


Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.


Библиографический список – это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный список (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.
В список литературы входят все использованные в работе источники. Примеры правил оформления в списке различных вариантов изданий.
Книга одного и более авторов:
1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы обучения.- М.: Интеллектцентр, 2001.- 296 с.
2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. – М.: Российское педагогическое сообщество, 1998. – 345 с.
Сборник с коллективом авторов:
1. Теоретические прблемы и технологии в образовании: Сб. науч. Статей / Сост. О.С.Орлов. – Великий Новгород: РИС, 2000. – 180 с.
Статья из газеты или журнала:
Михайлов С.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. – 2001. - № 5.- С.2 -19.
Статья из энциклопедии или словаря:
Бирюкова В.А., Екушкин Н.Н., Валуев Е.К. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т.16. – С.393 – 395.
Инновация // Словарь- справочник по научно-техническому творчеству. – Минск, 1997. – С.20-31.
Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное значение), необходимое для наиболее полного освещения темы. Оно помещается после основного

























Итоги года __8_____класс

Уровни

Главные итоги прошедшего учебного года для меня

Школьный






Улусный


Региональный


Республиканский






Российский, Международный


2017-18 учебный год

Из запланированного мне удалось выполнить (что именно)


Невыполненным из запланированного оказалось (объяснить причины)


В результате изучения предметов (перечислить предметы) для меня стало важным в жизни (что именно)





Перспективный план работы на 2017-2023гг.



Срок

Вид деятельности

Содержание работы

В течении года

Работа с документацией

Рабочая программа, сбор и создание творческих заданий, поурочные планирования.

В течении года

Изучение методик нетрадиционных систем организации учебного процесса в старших классах.

Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ

В течении года

Изучение законов основного образования, нормативно-правовые документы


В течении года

Посещение уроков учителей высшей категории


В течении года

Посещение ПДС


В течении года

Курсы повышения квалификации

Фундаментальные, проблемные курсы. Посещение авторских курсов.

В течении года

Улусные предметные семинары

Работа по теме самообразования, мастер классы, вебинары.

В течении года

Консультации с классными руководителями


В течении года

Консультации с родителями

Индивидуальные консультации, задания, посещение родительского собрания, посещение на дому.

В течении года

Работа с отстающими детьми

Индивидуальные консультации, задания.

В течении года

Работа с одаренными детьми

Подготовка к олимпиадам, НПК, НТК разного уровня.


Ожидаемый результат

  1. Формирование таких качеств как ответственность, настойчивость, стремление к активной познавательной деятельности;

  2. Выработка умений самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

  3. Создание ситуации общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность;

  4. Создание обстановки для естественного самовыражения;

  5. Создание ситуации успеха для каждого учащегося;

  6. Повышение качества успеваемости учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!