2.1. Оценка особенностей развития ребенка с ОВЗ с целью определения индивидуальных планируемых результатов Заключение по результатам комплексной диагностики учителя, психолога, логопеда. |
Особенности речи (Логопедическое заключение либо результаты наблюдения учителя за ребенком) | Ведется работа над постановкой «р». Затрудняется в произношении слов сложной слоговой структуры. Словарный запас пополняется медленно и остаётся ниже возрастной нормы. Испытывает затруднения в подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов. Фонематические процессы сформированы не в полном объёме, испытывает трудности в проведении звукобуквенного анализа слова. Путает понятия «звук», «слог», «слово». В устной и письменной речи встречаются многочисленные аграмматизмы. Затрудняется в построении сложных синтаксических конструкций, не всегда верно употребляет предлоги. Рассказ краткий, не всегда логично-последовательный, без связующих элементов, с простыми малораспространенными предложениями. Испытывает большие затруднения при написании изложений и сочинений, а так же в работе с деформированными предложениями и деформированными текстами. |
Темп деятельности, утомляемость (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | Темп деятельности - низкий, отвлекается на посторонние раздражители. Пропуски учебных занятий по неуважительным причинам отсутствуют. Мальчик общительный. Плаксивый. Утомляется после продолжительной умственной и физической нагрузки. На переменах подвижный |
Особенности обработки сенсорной информации по результатам опроса родителей, наблюдения учителя и специалистов сопровождения | Восприятие информации на слух на низком уровне. Визуальное восприятие: трудности при сканировании большого количества объектов. Память кратковременная, плохо пишет письмо по памяти, испытывает трудности при пересказе. |
Особенности моторного развития и графических навыков (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | Особенности крупной моторики: достаточно развита. Особенности мелкой моторики: достаточно развита недостаточно, на уроках технологии и ИЗО задания выполняет с помощью учителя. Особенности артикуляционной моторики: при выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается. Нарушение тонуса: сжижен, умеренный нажим, ведущая рука – правая, темп работы средний. Нарушения пространственной ориентировки: путает «лево-право», . |
Особенности формирования У УД (по результатам заполнения «Таблицы наблюдения УУД» учителем и специалистами сопровождения) |
Мотивация к учебной деятельности | Низкий уровень, мотивация … |
Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места) | Соблюдает школьные нормы и правила. |
Самостоятельность (степень участия взрослого, тьютора) | Нуждается в помощи взрослого при выполнении учебных задач |
Овладение начальными навыками адаптации к изменениям | |
Умение ориентироваться в пространстве класса, школы | Ориентируется в пространстве класса и школы. |
Умение организовать учебное пространство | Необходим контроль со стороны взрослого |
Умение принимать учебную задачу | Необходима помощь взрослого |
Умение сохранять учебную задачу | Необходим контроль и помощь со стороны педагога |
Способность добиваться результата | Не прилагает особых стараний при достижении цели. Наилучшим способом избежать трудности, считает плач. |
1 Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей {поиск ошибок) | Не способен находить ошибки в результатах деятельности. |
1 Восприятие оценки учителя и одноклассников (отметка и оценка как похвала или порицание) | Адекватная |
1 Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков | Перенос знаний в новые условия дается с трудом. |
Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми | Взаимоотношения с взрослыми сдержанные. В контакт со сверстниками вступает не сразу. |
Использование коммуникативных средств | Словарный запас низкий, ограничен бытовым уровнем. |
Умение вести диалог | Владеет диалогом на бытовом уровне. |
Умение задавать вопросы | Испытывает трудности в формулировке вопроса |
Эмоциональная отзывчивость, сопереживание | Отзывчив, умеет сопереживать |
Умение организовать собственною деятельность (перемена, досуг) | Самостоятельно организовать свою деятельность не может. Подвержен влиянию мультфильмов, играм на телефоне |
Трудности формирования академических навыков в рамках учебного предмета (по результатам освоения ребенком учебных предметов на начало периода в сравнении с требованиями программ учебных предметов по предыдущему классу обучения | Уровень знаний, умений и навыков ниже программных требований |
Математика | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир |
Другие особенности | нет |
2.2 Определение специальных условий |
2.2.1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса |
Специалисты сопровождения | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Продолжительность и частота |
Педагог-психолог | Развитие психических процессов | Групповая коррекционная работа | 1 раз в неделю по 1 часу |
Учитель-логопед | Формирование устной и письменной речи | Групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия | 3 раза в неделю по 40 минут, 1 раз по 20 минут, 3 раза по 15 минут. |
2.2.2 Описание специальных условий обучения | Условия, необходимые для данного ребенка |
Временной режим | Пятидневный рабочий режим |
Организация пространства школы/класса | Кабинет начальных классов оснащен средствами обучения и воспитания: экраном, компьютером, мультимедийным проектором, многофункциональным устройством; необходимым количеством парт и стульев, шкафами, предназначенными для хранения учебной и методической литературы |
Организация рабочего места | Рабочее место обучающегося представлено двухместной партой, имеющей наклон. |
Вспомогательные средства | Во вспомогательных средствах не нуждается |
Технические средства обучения | Специальных технических средств не требуется |
Специальный дидактический, методический материал | Индивидуальные логопедические тетради Мазановой Е.В., учебные пособия Ишимовой О.А. |
Форма и условия оценки достижений | Формы и методы оценки: устный опрос, письменная и самостоятельная работа, диктанты, контрольные списывания, текстовые задания, графический диктант, изложение. Доклад, контроль техники чтения, творческая работа. Портфель достижений. |
Предмет | Индивидуальные планируемые результаты на период | Результативность |
Математика | Знать таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | |
Знать порядок выполнения действий в составных выражениях | |
| Читать, записывать и сравнивать числа до 1000 | |
Устно выполнять все арифметические действия в пределах 100, а в пределах 1000 – в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 | |
Выполнять проверку вычислений | |
Применять правило о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих два действия (скобками и без них) | |
Выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000, умножение и деление на однозначное число | |
Решать текстовые арифметические задачи, содержащие отношения больше в …, меньше в …, и составные задачи с помощью сложения, вычитания, умножения и деления. | |
Узнавать, на несколько единиц (во сколько раз) одно число больше или меньше другого | |
Измерять длину отрезка с помощью линейки и чертить отрезок заданной длинны | |
Находить периметр прямоугольника. | |
Литературное чтение | Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70-75 слов в минуту | |
Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций | |
Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением | |
Самостоятельное деление текста на законченные смысловые части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом | |
Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам. | |
Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий | |
Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков | |
Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем | |
Ориентировка в учебной книге. | |
Русский язык | находить изученные орфограммы | |
грамотно списывать и писать под диктовку текст (55-60 слов) | |
проводить морфологический разбор простых по структуре слов (корень, окончание, приставка, суффикс), используя памятки | |
распознавать и называть изученные части речи | |
склонять имена существительные единственного числа с ударным окончанием | |
| подбирать однокоренные слова разных частей речи | |
преобразовывать в начальную форму | |
определять число и род имен существительных и прилагательных, согласовывать имена прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; употреблять антонимы (слова, противоположные по значению) | |
изменять глаголы по временам | |
пользоваться школьными орфографическим и толковым словарями | |
различать предложения по интонации | |
проводить элементарный синтаксический разбор предложения: выделять главные и второстепенные члены предложения, употреблять термины подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения | |
устанавливать связь между словами в словосочетании, распознавать главное и зависимое слово | |
писать изложения простых по лексике и содержанию текстов (55-60 слов) | |
озаглавливать текст | |
восстанавливать деформированный текст | |
писать почтовый адрес, объявления, отказ в просьбе, поздравление, приглашение | |
Окружающий мир | распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы | |
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты | |
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком | |
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы | |
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды | |
владеть элементарными приёмами чтения карты | |
приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц | |
Технология | самостоятельно организовывать свой труд (рационально подбирать и размещать материалы и инструменты, сохранять порядок на рабочем месте, использовать инструменты по назначению, производить наладку и регулировку инструментов и приспособлений) | |
ставить цель и удерживать её до конца работы, планировать предметно-практическую деятельность. Самостоятельно анализировать образец и условие трудовой задачи. Составлять сложный план: находить части и детали изделия. Определять основные, самые сложные и второстепенные детали. Определять вид и способ соединения деталей. Определять форму изделия и его отдельных частей. Выполнять разметку, измерения, производить сборку изделия и т. д. | |
контролировать соответствие этапов работы цели деятельности, указанной учителем и принятой учащимся; владеть приёмами контроля качества основных технологических операций и готового изделия (понимать рисунки и эскизы, осуществлять способы контроля размеров деталей: по шаблону, угольнику, линейке и др.) | |
| самостоятельно оценивать свою работу и работу одноклассников | |
научится применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы) и колющими (швейная игла) | |
соблюдать правила безопасности и личной гигиены во время работы на учебно-опытном участке | |
Направления деятельности | Индивидуальные планируемые результаты на период | Результативность | Исполнители | Формы работы |
Коррекция нежелательного поведения | Научится спокойно разрешать конфликты | | учитель | Наблюдение за проявлением нежелательного поведения. Коррекция поведения в ходе урочной и внеурочной деятельности. |
психолог | |
Формирование коммуникативных навыков | Научится правильно оформлять устные высказывания по интонации | | учитель | |
| | |
| психолог | |
| логопед | |
Формирование и развитие устной и письменной речи | Научится активно употреблять в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений различных по составу (распространённых и нераспространённых), по эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных) | | учитель | |
Научится правильно произносить звук –р-, контролировать свою речь и следить за правильным звукопроизношением. | | логопед | Групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия |
Научится выполнять обозначение мягкости согласных звуков двумя способами. | |
| Научится различать написание мягкого знака –показателя мягкости и разделительного мягкого знака с опорой на речевой слух. | |
| Научится различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | | |
| Научится в согласовании слов различных частей речи в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание. | |
| Научится различным способам образования слов с помощью приставок и суффиксов. | | |
| Научится работать с деформированными предложениями и деформированными текстами. | |
| Научится пересказывать текст последовательно, с основными звеньями и со связующими элементами. | |
| Научится читать безошибочно, выразительно, осознанно, в соответствии с требованиями программы. | |