СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа для детей дошкольного и младшего школьго возраста с нарушением зрения, подходит дефектологам и учителям на развитие позновательной сферы у детей с нарушением зрения.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа развития»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 Г. ОРСКА" ИМЕНИ "60-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 Г.Г."










«Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и младших школьников с нарушениями зрения»


«Коррекция нарушений познавательной сферы»












Составитель: учитель надомного обучения

Сторчак М.Ю.








Орск, 2020 г.



1.Сводная таблица соответствия направлений коррекционно-развивающей работы результатам психолого-педагогической диагностики


Результаты психолого-педагогического обследования

Направления коррекционно-развивающей работы

Нарушение восприятия.

Развитие воображения

1. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия).

2. Развитие игровой деятельности.

3. Развитие речевого творчества.

4. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.

5. Развивать невербальное воображение

Несформированность осязания и мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование гра­фических и кaллигpафических навыков

1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

-Пальчиковая гимнастика..

-Упражнения для выработки свободных движений руки.

-Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой.

-Работа с конструктором.

-Работа с лекалами и трафаретами.

-Работа со счетными палочками, палочками Кюизенера

-Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

2. Развитие зрительно-моторных координации. Работа по зрительно-двигательным траекториям.

-Графические диктанты.

-Упражнения, рассчитанные на зрительно - мотор­ное запоминание.

-Рисование по точкам, пунктиру.

-Рисование орнаментов.

З. Развитие слухо - моторных координаций.

-Слуховые диктанты.

-Работа по словесной инструкции.

4.Развитие осязания

-Ощупывать разные материалы.

-Трогать предметы разной структуры.

-Упражнения, на развитие крупной моторики.

-Занятия в тактильные мешочки, коробочки.

-Работа с горячим-холодным.

Слуховое восприятие Нарушение фонематического слу­ха.


Развитие фонематического слу­ха

1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

-Упражнения на дифференциацию звуков,

различающихся по тональности, высоте, длительности и т.п.

-Воспроизведение ритмического рисунка на слух.

2. Развитие фонематического восприятия.

-Упражнения в узнавании заданного звука среди

других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.

-Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

3. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова..

-Последовательное вычленение сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

-Обозначение гласных и согласных (твёрдых и мяг­ких) звуков фишками соответствующих цветов.




2. Общая характеристика программы

Программа составлена для коррекции у детей уровня воображения, развитие осязания и мелкой моторики рук, развитие слухового восприятия в связи с зрительным дефектом. Программа направлена на: обеспечение развития воображения, осязания и мелкой моторики рук, слухового восприятия ребенка дошкольного возраста с нарушение зрения, также повысить объём запоминаемой информации при помощи игры. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, адаптация к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

3. Методологические и теоретические основы

Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям с нарушениями зрения в процессе реализации коррекционной программы.

4. Цели и задачи, ожидаемые результаты.

Цель программы: обеспечение целостности и эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе развитие воображения и осязания, достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного усвоения ими общеобразовательных требований.

Задачи:

1. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка в соответствии со спецификой возрастного периода;

2. Формирование социальных установок, обеспечивающих создание целостности картины мира ребёнка;

4. Развитие воображения, осязания;

5.Развитие фонематического восприятия;

6. Создание дифференцированного подхода к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира.

Ожидаемые результаты:

Развитие воображения

Проявляет устойчивый интереса к занятиям по созданию поделок из различных материалов.

Владеет приемами и навыками при работе с различными материалами (бумага, ткань, природный материал, бросовый материал) и самостоятельно использует их в продуктивной деятельности.

Хорошо развиты технические умения и навыки работы с ножницами.

Владеет навыками хорошей фантазии.

Развитие осязания и мелкой моторики рук

Имеет представления о строении и возможности рук, названием и назначением пальцев.

Владеет различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных движений руки.

Владеет приемам обследования предметов и их изображения.

Соблюдает определенной последовательности при обследовании предметов.

Владеет приемами использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.

Владеет дифференцированием различных признаков и свойств предметов (классификация предметов по общим отличительным осязательным признакам.

Владеет ориентировкой на микроплоскости с помощью осязания.

Развитие фонематического слу­ха (слухового восприятия)

Владеет умением различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка.

Владеет осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи.

Владеет последовательностью выделение звуков из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы.

5. План и содержание занятий.

п/н

Тема(цель)

Оборудование

Содержание занятий

Развитие воображения

1.

Занятие 1

Цель: развитие воображения


Трубка с отверстиями на обоих концах; сверток, в котором маленькая машинка; короткая и длинная палочка, платок, объемные фигурки домашних животных, веревка длинная и веревка короткая

1.Приветствие

2. Игра «Достань, что в трубке лежит». Педагог показывает ребенку трубу, обращая внимание на то, что в середине трубки что-то лежит. Ребенок должен подобрать подходящий предмет-орудие для выталкивания свертка из трубки. Если ребенок не понимает, что нужно сделать, то педагог показывает (короткой палкой). Педагог обращает внимание ребенка, что палки разные длинная и короткая.

3.Игра «Что изменилось?». Педагог предлагает рассмотреть предметы (из «Киндер сюрприза» меленькие фигурки животных, геометрические объемные и плоские формы и т.д.) - ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну игрушку. Затем ребенку предлагается открыть глаза и угадать: «Что не так?», - если ребенок не запомнил, педагог подсказывает ему и фиксирует на что надо обратить внимание ребенка.

4. Игра «Иди тихо». Педагог кладет веревку на пол от одной игры к месту, где расположен материал другой игры. Предлагает ребенку. - идет сам по веревке короткой, приставляя пятку одной ноги к носку другой ноги. Затем педагог предлагает ребенку самостоятельно пройти по веревке длинной. Если у ребенка не получается, помогает ему, держа за две или одну руку ребенка. Обращает внимание ребенка, в чем разница верёвок, сравнивая их в зрительном восприятии.

2.

Занятие 2

Цель: развитие творческого мышления, воображения.

Мяч, бумага, фломастер


1.Приветствие детей. Игра-разминка: «Встаньте те, кто...»

2. «Хорошо - плохо».Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Хорошо - плохо». Игра проводится с использованием мяча. Он называет объект или явление, а дети определяют их положительные и отрицательные свойства.  

3. Игра «Запоминалочка». Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.

4.Разминка «Ухо - нос»

5. «Волшебные картинки»

6.Звучит приятная музыка. Под эту музыку дети рисуют на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

3.

Занятие 3

Цель: формировать различные виды воображения и творческие способности.

Картинки, лист бумаги, простой и цветные карандаши, карточки со словами, карточки с мини - рассказами, массажный мяч (мяч «су-джок»), массажные коврики, магнитофон, диск с мелодиями, краска, кисти, баночка для воды.

1.приветствие

2.упражнение с использованием массажного мяча (мяч «су-джок»).

3. массажного коврика

4. разминка «Нелепицы»

5.упражнение «Что будет дальше?»

Предлагается ребенку изменить и сочинить свой конец знакомых сказок или рассказа.

6. игра «Покажи, как выглядит». Под звучащую музыку ребенок по сигналу дефектолога начинает рисовать простым карандашом с закрытыми глазами. При помощи рисунка должен передать те впечатления, которые навевает на него музыка. Кончилась музыка, ребенок останавливается, открывает глаза. Берет цветной карандаш, внимательно всматривается в рисунок, находит в переплетении линий какой-нибудь сюжет, обводит его цветным карандашом.

7.игра «Кляксы», упражнение «Обговариваем ситуации». Предлагается капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получаются различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

8.Ребенку предлагается придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические предметы: круг, полукруг, треугольник и.т. д.

4.

«Развитие воображения с помощью рисования самостоятельно придуманных фигур и предметов»

Цель: развивать воображение и творческие способности обучающихся

Краска, листок, простой карандаш, кисточка

1.Дидактическая игра «На что похожи наши ладошки».

Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Дидактическая игра «Превращение пятнышек краски»

Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

3.Дидактическая игра «Неоконченный рисунок». Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

4. Дидактическая игра «Волшебное дерево». Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.

Развитие осязания и мелкой моторики рук

5.

«Наши пальчики» 

Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук

Чашки, крупы разного вида, ложка, игрушки из киндеров, соленое тесто.

1.Педагог предлагает посмотреть, что находится на столе: миска с крупой в ней спрятаны игрушки.

-Давай проверим, что там внутри находится. Педагог показывает, как это сделать. Дети опускают руки в миску с крупой и ищут игрушки.

2. Пальчиковая игра «Моя семья»

3. Игра «Волшебная ложечка». На подносе две чашки:слева –чашка с крупой, а справа –пустая. Двигая рукой ребенка показать ему как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую.

4.Физкультминутка игра «Прокати мяч под ворота»

5.Игра «Слепи колобок». Предлагается из теста слепить колобок.

6. Итог

6.

«Наши пальчики играют»

Цель: развитие мелкой моторики рук, подготовка руки детей к письму.

Массажные мячи, карандаши (ребристые), счетные палочки, схемы, геометрические фигуры в мешочке, кусочки ткани, бельевые веревки, гречневая крупа, пластилин, салфетки, заготовка для поделки «Подсолнух».

1.Массаж пальцев рук. «Море», «Встреча», «Комарик», «Жук», «Барабан»и т.д.

2. Пальчиковые игры. «Ветер дует», «Рыбки», «Улитка» Русская игра «На постой».

3. Физминутка 

4. Игры на развитие тактильного восприятия. «Волшебный мешочек», «Пирамиды», «Матрешки», «Угадай что это?», «Парные лоскутки».

5.Итог

7.

«Весёлые зверята»

Цель: формирование мелкой моторики, развития речи и осязания.

Мягкие игрушки, лесная поляна

1.Загадка.

2. Педагог проводит игру «Кто живёт в лесу?», Упражнение «Белочка и грибочки».

2. Пальчиковая гимнастика. «Белка»

3. Игра «Заведи волчок», Самомассаж «Рукавицы для лисицы», Упражнение «Зайчик – побегайчик»

4.Итог

Развитие фонематического слу­ха (слухового восприятия)

8.

Занятие 1

Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.

Игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, коробка- сюрприз, зеркала (по количеству детей).

Орг.момент

2. Развитие общей моторики.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

«Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка» и «Качели».

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

8.Игра «Подуй, как ветерок». Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке.

Объявление темы занятия.

9.Игра «Узнай инструмент». Педагог предлагает послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент.

10. Игра «Что шуршит, что звенит?». Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.

Затем ребята по одному выходят к доске и выполняют различные действия (шуршат бумагой, стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.

11. Игра «Что шуршит, что звенит?». Педагог показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет. Затем ребята по одному выходят к доске и выполняют различные действия (шуршат бумагой, стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.

12. Игра «Кто голос подает?». Педагог включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных.

Итог занятия.

9.

Занятие 2.

Цель: формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений, развивать фонематическое восприятие детей



Ватные шарики, зеркала для каждого ребенка, плакат с изображением ротовой полости.

1.Развитие общей моторики. «Лошадка»

2. Развитие мелкой моторики. «Барабан»

4. Массаж лица. Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с дефектологом. Сначала проводится поглаживание, а затем показывает детям спиралевидные движения.

5. Развитие мимических мышц. Изобразить, каким может быть взгляд: добрый, хитрый, печальный, злобный, радостный.

6. Развитие артикуляционной моторики.

- «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.

- «Окошко закрывается и открывается» - спокойное открывание и закрывание рта.

- «Улыбка» - «Трубочка».

- «Лопаточка».

- «Накажем непослушный язычок».

7. Игра «Фокус». Улыбнуться, положить широкий язык па нижнюю губу, сдуть ватку с ладони.

Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «О ----------        ». Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О».

Объявление темы

8. Развитие фонематического восприятия. Игра «Хлопай, не зевай». Дефектолог просит детей хлопнуть, если они услышат определенный звук (А, У, Б или М), и произносит ряд звуков.

Игра «Доскажи словечко». Педагог читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.

9. Физкультминутка.

10. Игра «Звук заблудился». Педагог предлагает детям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.

11. Игра «Слушай и показывай». Педагог предлагает детям послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки. (Мишка - миска, дочка - точка и т.д.)

Игра «Какое слово лишнее?». Педагог называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, п ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово - Маня. От остальных оно отличается одним звуком.

10.

Развитие фонематического восприятия

Цель: развитие умения узнавать предмет по звуку и речевой интонации, восприятия слова.

Предметные картинки, цветовые символы, музыкальные инструменты, звуковые схемы.


1.Станция № 1 «Музыкальная» Узнавание предмета по звуку. Дефектолог показывает ребенку пять ба­ночек, наполненных разными предмета­ми («шумелок»), предлагает послушать и запомнить звучание каждой из них.

2.Станция № 2 «Театральная» Восприятие речевой интонации. Педагог произносит гласные звуки с различной интонацией. Ребенку пред­лагается найти соответствующую кар­тинку.

3.Станция № 3 «Испорченный телефон» Восприятие слова. Если услышишь по телефону правильное название картинки, подни­ми кружок (фишку) зеленого цвета; если картинка названа неправильно — подни­ми красный кружок (фишку). Педагог показывает картинку и четко произно­сит слова и словосочетания (4 правиль­но произнесенных слова и 32 звукосоче­тания)

4. Игровое упражнение «Телеграф». Определи слово, которое от­личается от всех остальных по количе­ству слогов. Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов.

5. Станция № 4 «Спортивная» Выделение гласного звука в ряду звуков. Присядь, если услышишь гласный звук. Педагог произносит зву­ковой ряд, ребенок выполняет задание.

6. Выделение начального гласного зву­ка в слове. Подпрыгни, если первый звук в слове гласный. Назови гласный звук.

7. Выделение конечного гласного зву­ка в слове. Хлопни в ладоши над голо­вой, если услышишь гласный звук в кон­це слова. Назови гласный звук.

8. Выделение первого и последнего гласного звука в слове. Услышишь гласный звук в начале слова, топни правой ножкой; ус­лышишь гласный звук в конце слова, топни левой ножкой. Назови первый и последний гласный звук в слове.

9.Итог


6. Характеристика используемого оборудования.

1.более крупный фронтальный материал (до 15 - 20 см) и дифференцированный индивидуальный материал (1 - 5 см)

2.преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочкого аппарата глаз

3.использование подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении

4. в зависимости от диагноза весь материал должен быть разделен по размерам, должен быть четким и контрастным (ярким, но не люминесцентным, объемным, предметным, иллюстративно-адаптированным)

5.для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение

6.предметы и объекты, которые демонстрируют фронтально, располагают на доступном для зрительного восприятия расстоянии

7.во время рассматривания картинки, дети должны подходить к ней, видеть, что на ней изображено

8.рассматривание индивидуального иллюстрированного материла      на расстоянии 30-35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков   пальцев).    На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают

9.ближе размещать детей к рассматриваемому предмету, использовать индивидуальную наглядность перед детьми с низкой остротой зрения на подставках

10.разрешается не вставать при ответе, подходить к объекту в процессе занятий

11.при анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по подгруппам: в младшей – 2-3 объекта, в средней – 3-4 объекта, в старшей и подготовительной – 5-6 объектов

12.чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть)

7. Организация, формы и методы работы.

 

Основной формой организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения являются групповая и индивидуальная образовательная деятельность.

Методы работы: двигательные упражнения, игровые методы, наглядные методы, арт-методы: изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, водотерапия, песочная терапия.

8. Основные этапы работы.

1) Организационный этап

- Приветствие.

-Постановка цели, задач занятия. Мотивация учебной деятельности воспитанников.

2) Основной

-Выполнение заданий по развитию или коррекции нарушений

-Физминутка

-Контроль усвоения материала, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

-Пальчиковая гимнастика

-Массаж

3) Заключительный

-Подведение итогов занятия

-Рефлексия

9. Оценка эффективности программы.

Для оценки эффективности реализации Программы были определены следующие критерии:

-Уровень развития воображения (динамика изменений);

-Уровень развития осязания и мелкой моторики рук(динамика изменений);

-Владение невербальным воображением;

-Умение работать со счетными палочками;

-Уровень развития штриховки в разных направлениях

-Умение писать слуховые диктанты;

-Уровень развитие крупной моторики;

-Уровень развития пинцетного захвата;

- Уровень развития фонетического восприятия;

-Уровень умений дифференцировать звуки.