СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 по математическим представлениям 2 год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

          Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

          Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 по математическим представлениям 2 год обучения»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.


АООП разработана на основании:

  • Конвенции о правах ребенка;

  • Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.);

  • Конституции Российской Федерации;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";

  • Устава ГКОУ УР «КШ №7 г. Можги»;

  • Учебного плана ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги УР» на 2022-2023 учебный год;

  • Положения о рабочих программах учителя ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги».

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА


Количественные представления

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 10 – 20, 0 – 20). Определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 20) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (20). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (20). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (20). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (20). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представления о величине

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Представление о форме

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.

Пространственные представления

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные предметные результаты освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

-Умение ориентироваться в схеме, в пространстве, на плоскости.

-Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

-Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

-Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

-Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 20-ти.

-Умение обозначать арифметические действия знаками.

-Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

-Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

-Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

-Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

-Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

-Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.


ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с учебным планом ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» описание места математического представления представлено в следующей таблице:



Класс

Количество часов в неделю


Количество учебных недель


Количество учебных часов за год

2 год обучения



2 ч

34 уч. недель



68 ч


3 год обучения




2 ч



68 ч

4 год обучения



2 ч



68 ч









ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


2 год обучения



Раздел


Тема


Количество часов



Изучение нового

Контроль

1

Представление о форме

15

15

-

2

Пространственные представления.

13

13

-

3

Представления о величине

10


10

-

4

Временные представления

8

8

-

5

Количественные представления

20

20

-


Итого

68

68

-

Наименование

Календарно-тематическое планирование

Предмет

Математика

Год обучения

2 год

Наименование раздела

Номер урока

Тема урока

Планируемый результат

Домашнее задание

Диагностика

1

Диагностика

Определение образовательного маршрута


Представление о форме

2

Круг

Формирование представления о форме


3

Круг

Формирование представления о форме


4

Квадрат

Формирование представления о форме


5

Квадрат

Формирование представления о форме


6

Группирование предметов (круг, квадрат)

Различие геометрических фигур



7

Группирование предметов (круг, квадрат)

Различие геометрических фигур



8

Треугольник


Формирование представления о форме


9

Треугольник


Формирование представления о форме


10

Прямоугольник

Формирование представления о форме


11

Прямоугольник

Формирование представления о форме



12

Группирование предметов Формирование представления о форме (треугольник, прямоугольник)

Различие геометрических фигур



13

Группирование предметов Формирование представления о форме (треугольник, прямоугольник)

Различие геометрических фигур



14

Обводка и штриховка геометрических фигур по трафарету

Формирование умения обводить и штриховать геометрические фигуры



15

Обводка и штриховка геометрических фигур по трафарету

Формирование умения обводить и штриховать геометрические фигуры



Пространственные представления.

16

Вверху-внизу


Формирование знаний о пространственных представлениях


17

Вверху-внизу


Формирование знаний о пространственных представлениях


18

Вперези-сзади


Формирование знаний о пространственных представлениях


19

Вперези-сзади


Формирование знаний о пространственных представлениях


20

Над-под


Формирование знаний о пространственных представлениях


21

Над-под


Формирование знаний о пространственных представлениях


22

Правая-левая


Формирование знаний о пространственных представлениях



23

Близко-далеко


Формирование знаний о пространственных представлениях


24

Близко-далеко


Формирование знаний о пространственных представлениях


25

Первый-последний

Формирование знаний о пространственных представлениях


26

Первый-последний

Формирование знаний о пространственных представлениях


27

В середине, между


Формирование знаний о пространственных представлениях


28

В середине, между


Формирование знаний о пространственных представлениях


Представления о величине

29

Большой-маленький


Формирование знаний о пространственных представлениях


30

Большой-маленький


Формирование знаний о пространственных представлениях


31

Длинный-короткий


Формирование знаний о пространственных представлениях


32

Длинный-короткий


Формирование знаний о пространственных представлениях


33

Широкий-узкий


Формирование знаний о пространственных представлениях


34

Широкий-узкий


Формирование знаний о пространственных представлениях


35

Высокий-низкий


Формирование знаний о пространственных представлениях


36

Высокий-низкий


Формирование знаний о пространственных представлениях



37

Тяжелый-легкий

Формирование знаний о пространственных представлениях


38

Тяжелый-легкий

Формирование знаний о пространственных представлениях


Временные представления

39

Части суток


Формирование знания о временных представлениях


40

Части суток

Формирование знания о временных представлениях


41

Части суток

Формирование знания о временных представлениях


42

Дни недели

Знание последовательности дней недели


43

Дни недели

Знание последовательности дней недели


44

Дни недели

Знание последовательности дней недели


45

Времена года

Формирование знания о временных представлениях



46

Времена года


Формирование знания о временных представлениях



Количественные представления

47

Число и цифра 1

Знакомство с числом и цифрой 1




48

Число и цифра 1

Знакомство с числом и цифрой 1



49

Число и цифра 1

Знакомство с числом и цифрой 1



50

Соотнесение числа, цифры и количество предметов

Соотнесение числа, цифры и количество предметов


51

Соотнесение числа, цифры и количество предметов

Соотнесение числа, цифры и количество предметов


52

Число и цифра 2

Знакомство с числом и цифрой 2


53

Число и цифра 2

Знакомство с числом и цифрой 2



54

Соотнесение числа, цифры и количество предметов

Соотнесение числа, цифры и количество предметов


55

Соотнесение числа, цифры и количество предметов

Соотнесение числа, цифры и количество предметов


56

Число и цифра 3

Знакомство с числом и цифрой 3


57

Число и цифра 3

Знакомство с числом и цифрой 3


58

Соотнесение числа, цифры и количество предметов

Соотнесение числа, цифры и количество предметов


59

Соотнесение числа, цифры и количество предметов

Соотнесение числа, цифры и количество предметов


60

Знак сложения + плюс, прибавить, сложить

Знакомство со знаком сложения. Решение простых примеров


61

Знак сложения + плюс, прибавить, сложить

Знакомство со знаком сложения. Решение простых примеров


62

Знак вычитания -минус, вычесть

Знакомство со знаком вычитания. Решение простых примеров


63

Знак вычитания -минус, вычесть


Знакомство со знаком вычитания. Решение простых примеров


64

Знак вычитания -минус, вычесть


Знакомство со знаком вычитания. Решение простых примеров


65

Повторение

Знание пройденного материала


66

Повторение

Знание пройденного материала




Материально-техническое оснащение: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий («Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 20); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!