Закладывать основы математических знаний и умений.
Индивидуальная рабочая программа по формированию математических представлений и конструированию 1-й года обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемых. Программа содержит материал, направленный на формирование у детей основ социальной адаптации.
Овладение элементарными математическими знаниями предполагает развитие у учащихся сенсорных представлений, которые являются и:базой для конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развития мыслительных процессов у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразным. Поэтому математическая и конструктивная деятельность могут быть представлены в едином блоке и обобщены в предмете «Математические представления и конструирование».
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения элементарным математическим представлениям и навыкам конструирования реализуется и более широкая задача: формирование у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью элементарной математике и конструированию необходимо формировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей, природой, то есть «картину мира».
Предмет «Математические представления и конструирование» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью включает:
М., «Академия», 2003 год.
С-Петербург, «Речь», 2005 год.
М. «Владос», 2007г.
г. Переяславль, 2007 г.
под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
| Тема | Кол-во час. | Дата | Обязательный минимум | Математические действия и понятия | Проблемы, возникающие при изучении темы |
| | | | знать | уметь | | |
| 1-я четверть | | | | | | |
1 | Знакомство с игрушкой и действие с ней: мяч (круг, шар). | 1 | 8-09 | -название предмета (игрушки) и его изображение; -слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь). | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - разнообразные действия с игрушкой. | |
2 | Знакомство с игрушкой и действие с ней: кубик (квадрат, куб). | 1 | 15-09 | -название предмета (игрушки) и его изображение; -слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь). | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | -разнообразные действия с игрушкой. . | |
3 | Знакомство с игрушкой и действие с ней: пирамидка (треугольник, пирамида). | 1 | 22-09 | -название предмета (игрушки) и его изображение; -слова, побуждающие (пассивный словарь) к действию с предметом. | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | -разнообразные действия с игрушкой. . | |
4 | Действия с игрушками разной формы: мяч, кубик, пирамидка. | 1 | 29-09 | -различение игрушек и их изображений и действий с ними; -слова, обозначающие действия с предметами. | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - сравнение игрушек разной формы, -выбор игрушки нужной формы, действие с ней | |
5 | Понятия: «большой», «маленький», | 1 | 6-10 | -различие предметов по величине; | -сравнивать предметы по величине, размеру: большой- маленький, | -сравнение одинаковых предметов разной величины. -пополнение пассивного словаря | |
6-7 | Понятия «большой», «маленький», «одинаковые по величине». | 2 | 13,20-10 | -отличие и сходство предметов по величине; | -сравнивать предметы по величине, размеру: большой-маленький, одинаковые по величине, | -сравнение одинаковых предметов разной величины и одинаковых по величине предметов. | |
8-9 | Понятия: «много» - «мало» - «один». | 2 | 27-10 17-11 | -понятия «много», «мало», «один» и соответствующие им количественные соотношения | -выделять один предмет из множества; -собирать множество предметов. -выполнять действия по просьбе педагога. | слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия. (в пассивном словаре) | |
10 | Точка, линия. | 1 | 24-11 | -понимать значение слов «точка», «линия» | | - выполнять действия по образцу и по словесной инструкции | |
11 | Понятия: «много» -«мало». | 1 | 1-12 | -понятия «много», «мало» и соответствующие им количественные соотношения | - выделять один предмет из множества; - собирать множество предметов; -действовать с предметами. | слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия. (в пассивном словаре) | |
12 | Понятие «один» - «много» | 1 | 8-12 | | | -«число», -«цифра» (пассивный словарь) - вопрос «сколько?» | |
13 | Понятия: «длинный», «короткий». | 2 | 15,22-12 | -понятие длины: длинный, короткий | -правильно соотносить длину одинаковых и подобных предметов; -сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения | -при сравнении использовать слова-жесты: «длиннее, короче» (пассивный словарь). | |
14 | Понятия: «длинный», «короткий», «одинаковые по длине» | 1 | 29-12 | -понятие длины: длинный, короткий - сравнение путем наложения | -правильно соотносить длину одинаковых и подобных предметов; -сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения. | -при сравнении использовать слова-жесты: «длиннее», «короче»,«равной длины». | |
14 | Свойства предметов. | 1 | 12-01 | Цвет, форму, величину, назначение предметов. | Сравнивать предметы «на глаз», приложением, наложением. Проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия. | Каждый, все, кроме, остальные, другие. | |
15 | Сравнение предметов по величине (2-3шт.) | 1 | 19-01 | Отличие и сходство предметов по величине. | Сравнивать предметы по величине, размеру. Выбирать из двух предметов большего или меньшего. | Сравнение одинаковых предметов «на глаз», наложением приложением. | |
16-17 | Сравнение предметов по размеру: длинный -короткий, широкий-узкий. | 2 | 27-01 2-02 | Отличие предметов по размеру: длине, ширине. | Сравнивать предметы по величине, размеру. Раскладывать однородные предметы разной длины на две группы по принципу «такой- не такой». | Сравнение одинаковых предметов: длинный-короткий; короче; широкий-узкий, уже. | |
18 | Сравнение и различение предметов по цвету. Выделение предметов заданного цвета. | 1 | 9-02 | Основные цвета. Слова и понятия: «такой же», «одинаковые». | Правильно сравнивать и различать предметы по цвету, группировать их. Выделять предмет заданного цвета, дифференцировать его (различать). | Выбор предметов одного цвета. Группировка предметов одинаковых по форме, по размеру, имеющих одинаковый цвет. | |
19 | Ориентировка во времени: быстро, медленно. | 1 | 16-02 | Понятия: быстро -медленно. | Осознавать скорость движения, сравнивать скорость движения. | Использовать картинки и иллюстрации к словам: быстро, медленно. | |
20 | Сравнение по возрасту: молодой , старый. | 1 | 2-03 | Возрастные этапы. | Осознать возраст, дифференцировать по возрасту: дети, взрослые, пожилые люди, старики. | Использовать картинки и иллюстрации к словам: молодой, старый. | |
2122 | Количественные представления много, мало, один (2-3 множества) | 2 | 9,16-03 | Множества предметов. | Сравнивать предметы по количеству. | Больше, меньше, столько же. | |
23 | Основы счета: узнавание и показ цифры 1, понятия «один - много», соотнесение числа с количеством предметов. | 1 | 23-03 | Образ цифры 1. | Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным. | Прорисовывание цифры 1 по трафарету. | |
24 | Ориентировка в пространстве: вверху, внизу. | 1 | 6-04 | Положение предметов в пространстве на плоскости. | Осознавать положение предметов в пространстве относительно себя, на листе бумаги. | Располагать предметы согласно словесной инструкции. | |
25 | Ориентировка в пространстве: близко, далеко, рядом. | 1 | 13-04 | Понятия: далеко, близко, рядом. | Определять предметы на расстоянии, относительно себя, помещать предметы в указанное положение. | Далеко, дальше, близко, ближе, рядом. | |
26 | Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами. | 1 | 20-04 | Геометрические фигуры, формы. | Узнавать геометрические фигуры, соотносить их с формами предметов. Раскладывать предметы, близкие по форме. | Треугольник-пирамидка, круг- шар, квадрат- кубик. | |
27 | Основы счета: узнавание и показ цифры 1, понятия «один- много», соотнесение числа с количеством предметов. | 1 | 27-04 | Образ цифры 1. | Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным. | Прорисовывание цифры 1 по трафарету. | |
28 | Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами. | 2 | 18,25-05 | Геометрические формы. | Узнавать геометрические Фигуры, соотносить их с формами предметов группировать предметы по форме. | Треугольник, круг, квадрат. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. | |