СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа по предмету «формирование математических представлений и конструированию» 1-го года обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная рабочая программа для учащихся с умеренной.тяжелой и глубокой умственной отсталостью,с тяжелыми и множественными нарушениями  развития.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа по предмету «формирование математических представлений и конструированию» 1-го года обучения»

пояснительная записка

Индивидуальная рабочая программа по предмету « формирование математических представлений и конструированию»3 года обучения составлена с учетом действующих ФГОС НОО,, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Цель: Формировать элементарные математические представления.

Закладывать основы математических знаний и умений.


Задачи:

  1. Формировать до числовые представления.

  2. Развивать восприятие цвета, величины, массы, формы предметов.

  3. Обучать ориентировке в пространстве и на плоскости.

  4. Формировать временные представления.

  5. Развитие сенсомоторных навыков.

  6. Развитие когнитивных функций.



Индивидуальная рабочая программа по формированию математических представлений и конструированию 1-й года обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемых. Программа содержит материал, направленный на формирование у детей основ социальной адаптации.

Овладение элементарными математическими знаниями предпо­лагает развитие у учащихся сенсорных представлений, которые являются и:базой для конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развития мыс­лительных процессов у детей и подростков с умеренной и тяже­лой умственной отсталостью крайне низок и отличается каче­ственным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные об­ласти представляется нецелесообразным. Поэтому математиче­ская и конструктивная деятельность могут быть представлены в едином блоке и обобщены в предмете «Математические пред­ставления и конструирование».

Наряду с конкретными задачами в ходе обучения элементар­ным математическим представлениям и навыкам конструирования реализуется и более широкая задача: формирование у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной дея­тельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной от­сталостью элементарной математике и конструированию необхо­димо формировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей, природой, то есть «картину мира».

Предмет «Математические представления и конструирова­ние» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстало­стью включает:

  • ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;

  • упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);

  • игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;

  • конструирование из строительного, природного и бросового материалов;

  • формирование количественных представлений;

  • «чтение» и письмо цифр;

  • формирование представлений о форме;

  • формирование представлений о величине;

  • формирование пространственно-временных представле­ний и ориентировок.



Методическая литература:

  1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».

М., «Академия», 2003 год.

  1. Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта».

М.«Владос»,2009г

  1. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.

С-Петербург, «Речь», 2005 год.

  1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

М. «Владос», 2007г.

  1. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкина

г. Переяславль, 2007 г.

  1. Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.

  1. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.

  2. Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. М., «Владос», 2001.




Cодержание программы

Тема

Кол- во

часов

Коррекционно-развивающие

задачи

Педагогические средства,

технология решения коррекционных задач

Пробелы, возникающие при изучении темы

Педагогический

мониторинг

1

2

33

4

5

6

7

1





2



3



4




5



6






Свойства предметов:

цвет, форма, величина


Геометрические

формы предметов.


Количество и счет.


Сравнение

предметных совокупностей.


Временные представления.


Положение в пространстве,

на плоскости.







6




6



5




5



6



5

Развивать сенсорные возможности посредством восприятия цвета, формы, массы, величины предметов.


Формировать представление о простых геометрических фигурах:

круг, квадрат, треугольник, путем их

сравнения.


Обучать элементарному анализу и синтезу, сравнению предметов, определению их сходства и различия,

умению выделять существенные и несущественные признаки.


Уточнять временные представления.


Формировать пространственные представления.


Развивать глазомер, умение ориентироваться в плоскости и в пространстве.


Корригировать мелкую моторику и зрительно-пространственную координацию.

Расширять «пассивный» лексический запас простыми математическими терминами.

Упражнения с раздаточным материалом.


Показ. Отработка приемов и способов действия.


Практические упражнения с раздаточным материалом.


Использование приемов сравнения, сопоставления и противопоставления.


Наблюдение реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.


Предметно-практическая деятельность с предметами


Использование

дидактического материала.


Дидактические игры.


Беседы с использованием наглядного материала.


Совместная с педагогом деятельность.

В связи с речевым диагнозом:

сенсо-моторная-алалия и синдром детского аутизма у

обучаемого

затруднено понимание речи и соответственно все коммуникативные функции речи.


Ребенок отличается выраженной гипердинамией, затруднены любые виды восприятия и удержание внимания. Сосредоточение возможно лишь на несколько минут.


Ребенок не выполняет инструкции учителя, четко не фиксирует взгляд не предмете.


Повышено истощаем.

Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.


Копирование.







































Календарно-тематическое планирование



Тема

Кол-во

час.

Дата

Обязательный минимум

Математические действия и понятия

Проблемы, возникающие

при изучении темы





знать

уметь




1-я четверть







1

Знакомство с игрушкой и действие с ней: мяч (круг, шар).

1

8-09

-название предмета (игрушки) и его изображение;

-слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь).

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.

- разнообразные действия с игрушкой.



2

Знакомство с игрушкой и действие с ней: кубик (квадрат, куб).

1

15-09

-название предмета (игрушки) и его изображение;

-слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь).

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.

-разнообразные действия с игрушкой.

.


3

Знакомство с игрушкой и действие с ней: пирамидка (треугольник, пирамида).

1

22-09

-название предмета (игрушки) и его изображение;

-слова, побуждающие (пассивный словарь) к действию с предметом.

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.

-разнообразные действия с игрушкой.

.


4

Действия с игрушками разной формы: мяч, кубик, пирамидка.

1

29-09

-различение игрушек и их изображений и действий с ними;

-слова, обозначающие действия с предметами.

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.

- сравнение игрушек разной формы,

-выбор игрушки нужной формы, действие с ней


5

Понятия: «большой», «маленький»,


1

6-10

-различие предметов по величине;

-сравнивать предметы по величине, размеру: большой- маленький,


-сравнение одинаковых предметов разной величины.

-пополнение пассивного словаря


6-7

Понятия «большой», «маленький»,

«одинаковые по величине».



2

13,20-10

-отличие и сходство предметов по величине;

-сравнивать предметы по величине, размеру: большой-маленький, одинаковые по величине,


-сравнение одинаковых предметов разной величины и одинаковых по величине предметов.


8-9

Понятия: «много» - «мало» - «один».

2

27-10

17-11

-понятия «много», «мало», «один» и соответствующие им количественные соотношения

-выделять один предмет из множества;

-собирать множество предметов.

-выполнять действия по просьбе педагога.

слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия.

(в пассивном словаре)


10

Точка, линия.

1

24-11


-понимать значение слов «точка», «линия»

  • рисовать точку;

  • проводить линию;

  • ставить точку на линии и вне ее.

- выполнять действия по образцу и по словесной инструкции


11

Понятия: «много» -«мало».

1

1-12

-понятия «много», «мало» и соответствующие им количественные соотношения

- выделять один предмет из множества;

- собирать множество предметов;

-действовать с предметами.

слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия.

(в пассивном словаре)


12


Понятие «один» - «много»

1

8-12

  • понимание слов: число «один»; «много»


  • выделять один предмет из множества,

  • узнавать цифру 1 в разных вариантах.

число»,

-«цифра» (пассивный словарь)

- вопрос «сколько?»



13

Понятия: «длинный», «короткий».

2

15,22-12

-понятие длины: длинный, короткий

-правильно соотносить длину одинаковых и подобных предметов;

-сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения

-при сравнении использовать слова-жесты: «длиннее,

короче» (пассивный словарь).


14

Понятия: «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»

1

29-12

-понятие длины: длинный, короткий

- сравнение путем наложения

-правильно соотносить длину одинаковых и подобных предметов;

-сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения.

-при сравнении использовать слова-жесты: «длиннее»,

«короче»,«равной длины».


14

Свойства предметов.

1

12-01

Цвет, форму, величину, назначение предметов.

Сравнивать предметы «на глаз», приложением, наложением. Проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия.

Каждый, все, кроме, остальные, другие.


15

Сравнение предметов по величине (2-3шт.)

1

19-01

Отличие и сходство предметов по величине.

Сравнивать предметы по величине, размеру. Выбирать из двух предметов большего или меньшего.

Сравнение одинаковых предметов «на глаз», наложением приложением.


16-17

Сравнение предметов по размеру: длинный -короткий, широкий-узкий.

2

27-01

2-02

Отличие предметов по размеру: длине, ширине.

Сравнивать предметы по величине, размеру.

Раскладывать однородные предметы разной длины на две группы по принципу «такой- не такой».


Сравнение одинаковых предметов: длинный-короткий; короче;

широкий-узкий, уже.


18

Сравнение и различение предметов по цвету. Выделение предметов заданного цвета.

1

9-02

Основные цвета. Слова и понятия: «такой же», «одинаковые».

Правильно сравнивать и различать предметы по цвету, группировать их. Выделять предмет заданного цвета, дифференцировать его (различать).

Выбор предметов одного цвета.

Группировка предметов одинаковых по форме, по размеру, имеющих одинаковый цвет.


19

Ориентировка во времени: быстро, медленно.

1

16-02

Понятия: быстро -медленно.

Осознавать скорость движения, сравнивать скорость движения.

Использовать картинки и иллюстрации к словам: быстро, медленно.


20

Сравнение по возрасту: молодой , старый.

1

2-03

Возрастные этапы.

Осознать возраст, дифференцировать по возрасту: дети, взрослые, пожилые люди, старики.


Использовать картинки и иллюстрации к словам: молодой, старый.


2122

Количественные представления много, мало, один (2-3 множества)

2

9,16-03


Множества предметов.

Сравнивать предметы по количеству.

Больше, меньше, столько же.


23

Основы счета: узнавание и показ цифры 1, понятия «один - много», соотнесение числа с количеством предметов.

1

23-03

Образ цифры 1.

Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным.


Прорисовывание цифры 1 по трафарету.


24

Ориентировка в пространстве: вверху, внизу.

1

6-04

Положение предметов в пространстве на плоскости.

Осознавать положение предметов в пространстве относительно себя, на листе бумаги.

Располагать предметы согласно словесной инструкции.


25

Ориентировка в пространстве: близко, далеко, рядом.

1

13-04

Понятия: далеко, близко, рядом.

Определять предметы на расстоянии, относительно себя, помещать предметы в указанное положение.


Далеко, дальше,

близко, ближе, рядом.


26

Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами.

1

20-04

Геометрические фигуры, формы.

Узнавать геометрические фигуры, соотносить их с формами предметов. Раскладывать предметы, близкие по форме.


Треугольник-пирамидка, круг- шар, квадрат-

кубик.


27

Основы счета: узнавание и показ цифры 1, понятия «один- много», соотнесение числа с количеством предметов.

1

27-04

Образ цифры 1.

Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным.

Прорисовывание цифры 1 по трафарету.


28

Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами.

2

18,25-05

Геометрические формы.

Узнавать геометрические

Фигуры, соотносить их с формами предметов группировать предметы по форме.

Треугольник, круг, квадрат. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!