РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ обучающегося 7 класса
Составил: Абидуев В.Б-М.
учитель первой категории
Общие сведения об обучающемся
Имя, фамилия ребёнка: З.А.
Дата рождения :
Краткая характеристика развития
Алёша поступил в школу 19.10.2010 года. Диагноз- F-71 с эмоционально- волевыми нарушениями. Часто болеет, страдает рядом хронических заболеваний. У ученика недостаточно полный объём знании об окружающем мире. Испытывает трудности в учебной деятельности. На уроках низкая активность. Предварительная ориентировка в условиях самостоятельного выполнения задания отсутствует. Работоспособность на уроке кратковременная, неустойчивая.
На уроках ученик часто отвлекается, требует внимания, неадекватно относится к своим ошибкам, быстро устаёт. Самостоятельно сделать простейшие выводы не может. Постоянно требуется помощь учителя. По русскому языку только списывает. С печатного текста списывание затруднено, но из-за ухудшения зрения буквы неровные, крупные с лишними элементами.
Таким образом, уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся 7 класса. Поэтому для Залуцкого Алексея была разработана индивидуальная рабочая программа обучения
2015-2016уч.г.
Нормативно-правовая база
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 224с.,
2.Пояснительная записка
«Русский язык»
Программа по русскому языку составлена для индивидуального обучения обучающегося 7 класса. Программа составлена на 68 часов (2 ч в неделю)
Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа по русскому языку и развитию речи направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует его умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
Цели курса: дать самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых
важно для выработки у детей достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Задачи курса:
Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)
Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающегося специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Уделяется внимание формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьника с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется работа над развитием его фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию, подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу.
В этих же классах школьнику прививаются навыки делового письма. Предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
1.Звуки и буквы. В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающийся овладевает правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
2.Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
3.Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
3.Основные требования к уровню подготовки обучающегося:
Обучающийся должен уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространённое предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться словарём
писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;
составлять предложение по картинке;
подбирать по вопросам названия предметов и действий;
называть свой домашний адрес.
писать под диктовку текст, применяя правила написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
Обучающийся должен знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
называть части речи, их значение;
наиболее распространенные правила правописания слов.
4. Содержание программы учебного курса.
Содержание курса.
1.Повторение. Предложение. Звуки и буквы.
Повторение. Связь слов в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е, Ё, И, Ю, Я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
2.Слово. Состав слова.
Корень и однокоренные слова. Составление рассказа по вопросам. Окончание. Составление рассказа по плану и рисункам. Приставка. Образование слов при помощи приставок. Суффикс. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Контрольная работа. Обобщение по теме «Состав слова». Правописание безударных гласных в корне слова. Безударные гласные в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставки и предлоги. Отличие приставок от предлогов. Записка.
Слово. Части речи.
Общее понятие о частях речи. Существительное, глагол, прилагательное. Различие частей речи по вопросам и значению. Понятие об имени существительном. Значение имени существительного в речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных. Деловое письмо. Адрес на конверте и открытке. Имена существительные. Одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам. Род имен существительных. Род имен существительных. Обобщение по теме «Род и число имен существительных». Адрес. Изменение имен существительных по падежам. Различие падежей по вопросам. Именительный падеж (кто? что?) Родительный падеж (кого? чего?) Дательный падеж (кому? чему?) Винительный падеж (кого? что?) Творительный падеж (кем? чем?) Предложный падеж (о ком? о чем?) Поздравительная открытка.
Предложение. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Составление рассказа по опорным словам. Однородные члены предложения.
5. Учебно-методические средства обучения
Литература:
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 4-е издание, М: Просвещение, 2011г.
Дидактический материал:
Инструктивные карточки;
Тематические таблицы;
Наборы карточек с текстом.
6. Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата | Примечание |
1 | 1 четверть Повторение. Предложение. Звуки и буквы(14 ч.) Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Устный рассказ «Как я провел каникулы». | 1 ч. | | |
2 | Понятие о предложении. Связь слов в предложении. | 1 ч. | | |
3 | Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. | 1 ч. | | |
4 | Второстепенные члены предложения. | 1 ч. | | |
5 | Контрольное списывание «На пруду» | 1 ч. | | |
6 | Работа над ошибками. Различение предложений по интонации. | 1 ч. | | |
7 | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. | 1 ч. | | |
8 | Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е, Ё, И, Ю, Я. | 1 ч. | | |
9 | Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. | 1 ч. | | |
10 | Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласных. | 1 ч. | | |
11 | Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | 1 ч. | | |
12 | Алфавит. | 1 ч. | | |
13 | Контрольный диктант «Август» | 1 ч. | | |
14 | Работа над ошибками. Алфавит. | 1 ч. | | |
15 | Слово. Состав слова (18 ч.) Корень и однокоренные слова. Упражнения в распознавании однокоренных слов. | 1 ч. | | |
16 | Составление рассказа по вопросам. | 1 ч. | | |
17 | Окончание. | 1 ч. | | |
18 | Составление рассказа по плану и рисункам. | 1 ч. | | |
19 | 2 четверть Приставка. Образование слов при помощи приставок. | 1 ч. | | |
20 | Суффикс. | 1 ч. | | |
21 | Образование слов при помощи приставок и суффиксов. | 1 ч. | | |
22 | Контрольная работа «В ноябре». Обобщение по теме «Состав слова». | 1 ч. | | |
23 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 ч. | | |
24 | Упражнения на закрепление. Безударные гласные в корне слова. | 1 ч. | | |
25 | Непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 ч. | | |
26 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. | 1 ч. | | |
27 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 ч. | | |
28 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 ч. | | |
29 | Приставки и предлоги. | 1 ч. | | |
30 | Отличие приставок от предлогов. Записка. | 1 ч. | | |
31 | Контрольный диктант «Семья Соловьёвых» Обобщение по теме «Слово. Состав слова». | 1 ч. | | |
32 | Работа над ошибками. Записка. | 1 ч. | | |
33 | 3 четверть Части речи (23 ч.) Общее понятие о частях речи. Существительное, глагол, прилагательное. | 1 ч. | | |
34 | Различие частей речи по вопросам и значению. | 1 ч. | | |
35 | Понятие об имени существительном. | 1 ч. | | |
36 | Значение имени существительного в речи. | 1 ч. | | |
37 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 ч. | | |
38 | Правописание собственных имен существительных. | 1 ч. | | |
39 | Деловое письмо. Адрес на конверте и открытке | 1 ч. | | |
40 | Имена существительные. Одушевленные и неодушевленные. | 1 ч. | | |
41 | Изменение имен существительных по числам. | 1 ч. | | |
42 | Род имен существительных. | 1 ч. | | |
43 | Род имен существительных. | 1 ч. | | |
44 | Обобщение по теме «Род и число имен существительных». Адрес. | 1 ч. | | |
45 | Изменение имен существительных по падежам | 1 ч. | | |
46 | Различие падежей по вопросам. | 1 ч. | | |
47 | Именительный падеж (кто? что?) | 1 ч. | | |
48 | Родительный падеж (кого? чего?) | 1 ч. | | |
49 | Дательный падеж (кому? чему?) | 1 ч. | | |
50 | Контрольное списывание «Прорубь» | 1 ч. | | |
51 | Винительный падеж (кого? что?) | 1 ч. | | |
52 | Творительный падеж (кем? чем?) | 1 ч. | | |
53 | 4 четверть Предложный падеж (о ком? о чем?) | 1 ч. | | |
54 | Обобщение по теме Изменение имен существительных по падежам. Поздравительная открытка. | 1 ч. | | |
55 | Работа над ошибками. | 1 ч. | | |
56 | Предложение(9 ч.) Главные члены предложения. | 1 ч. | | |
57 | Подлежащее и сказуемое. | 1 ч. | | |
58 | Второстепенные члены предложения. | 1 ч. | | |
59 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 ч. | | |
60 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 ч. | | |
61 | Составление рассказа по опорным словам «Мой друг». | 1 ч. | | |
62 | Контрольная работа годовая «Журавушка» | 1 ч. | | |
63 | Работа над ошибками. | 1 ч. | | |
64 | Однородные члены предложения. | 1 ч. | | |
65 | Повторение пройденного(4 ч.) Слово. Состав слова. | 1 ч. | | |
66 | Правописание звонких и глухих согласных. | 1 ч. | | |
67 | Части речи. | 1 ч. | | |
68 | Изменение имен существительных по родам и падежам. | 1 ч. | | |
Формы и средства контроля
Контрольное списывание
Найти начало и конец каждого предложения. Списать, поставить, где нужно, точки.
На пруду.
Дедушка Егор с внуком Васей пошли на пруд они взяли удочки в руках у Васи ведерко для рыбы дедушка нес наживку дед и внук сели на пень под старой ивой кругом тихо закинули лески клюнула первая рыбка. (38слов)
Контрольный диктант
Август
Все любят август. В саду зреют груши, сливы. Пахнут душистые розы. Ребята часто бегают в рощу. Хороши там ягоды малины! С поля убрали урожай хлеба. (26слов)
В первом предложении подчеркнуть гласные буквы.
Записать цифрой, сколько слогов в слове ДУШИСТЫЕ.
Найти и выделить главные и второстепенные члены в последнем предложении.
Контрольное списывание
Найди границы предложений.
В ноябре
На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки. (51 слово)
Разобрать по составу слова: слабый, листочки, травинки.
Найти и выделить главные и второстепенные члены во втором предложении.
Контрольный диктант
Семья Соловьёвых
Вечер. За окном льёт дождь. Семья Соловьёвых дома. Каждый занят делом. Бабушка Дарья варит варенье. Мама шьёт платье. Старшая дочка Наталья гладит бельё. Илья и Татьяна учат уроки. Пришла гостья – учительница Ольга Васильевна. (35слов)
Задание:
1.Подчеркнуть разделительный ь.
2. Разобрать по составу слова: бабушка, пришла, уроки.
3.Образовать новые слова из слов шьёт, шла с помощью приставок
Контрольное списывание
Озаглавь текст. Списать
Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом такие чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята траву.
Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в реке.
Подчеркнуть слова, которые по-разному называют утят.
Контрольный диктант
Прорубь
Был март. Снег осел. Ваня побежал на пруд, Мальчик увидел прорубь. Он ступил на тонкий лед. Лед треснул. Ваня упал в прорубь. Вода была студеная. Ваня замерз и простудился. (30 слов)
Слова для справок побежал, студеная
Подчеркнуть звонкие и глухие согласные в конце слова.
К словам пруд, лед подобрать проверочные слова
Написать свой домашний адрес.
Контрольное списывание
Найди границы предложений
Журавушка
Журавушка подрос за лето стал он стройный и красивый пришла осень птицы улетали в жаркие страны журавушка улетал вместе со всеми в последний раз шагал он по родному болоту вот журавли собрались в стаю пора лететь! (37слов)
1.Подчеркнуть большую букву в начале предложения и знаки в конце.
2. Образовать новые слова из слов лес, груз с помощью суффиксов.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЧТЕНИЮ
ДЛЯ обучающегося 7 класса
Залуцкого Алёши
Составил: Абидуев В.Б-М.
учитель первой категории
Общие сведения об обучающемся
Имя, фамилия ребёнка: Залуцкий Алексей
Дата рождения : 08.07.1999
Краткая характеристика развити
Алёша поступил в школу 19.10.2010 года. Диагноз- F-71 с эмоционально- волевыми нарушениями. Часто болеет, страдает рядом хронических заболеваний. У ученика недостаточно полный объём знании об окружающем мире. Испытывает трудности в учебной деятельности. На уроках низкая активность. Предварительная ориентировка в условиях самостоятельного выполнения задания отсутствует. Работоспособность на уроке кратковременная, неустойчивая.
На уроках ученик часто отвлекается, требует внимания, неадекватно относится к своим ошибкам, быстро устаёт. Самостоятельно сделать простейшие выводы не может. Постоянно требуется помощь учителя. Чтение у Алёши по слоговое, принцип слияния прямого слога не знает, слова читает только с помощью учителя. На вопросы по прочитанному учителем произведению не может.
Таким образом, уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся 7 класса. Поэтому для Залуцкого Алексея была разработана индивидуальная рабочая программа обучения
2015-2016уч.г.
Нормативно-правовая база
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа разработана на основе
типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 224с.,
программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
2.Пояснительная записка
Программа чтению и развитию речи составлена для индивидуального обучения для обучающегося 7 класса Залуцкого.А. Программа составлена на 68 часов, 2 часа в неделю, внеклассное чтение – 12 часов Обучающийся в силу особенностей своего развития (низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь) с трудом овладевают навыками осознанного, беглого чтения. Поэтому подбираются произведения доступные для данной категории детей, большое внимание уделяется развитию связной устной речи. У данного обучающегося имеется общее недоразвитие речи, нарушена лексическая и грамматическая сторона речи, словарь беден, примитивен.
Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения (с перехода на чтение целыми словами);
формирование умения с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;
развитие познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств;
совершенствование техники чтения;
обучение «чтению про себя»;
установление причинно-следственных связей и закономерностей содержания;
обучение работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития;
развитие связной устной речи;
овладение правильным, полным и последовательным пересказом;
уточнение словаря;
обучение правильному построению предложений,
Техника чтения: Переход на чтение целыми словами, формирование выразительного чтения. Чтение целыми словами (с сохранением элементов по слогового чтения). Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз, между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого: Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Подведение ученика к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Деление текста на части с помощью учителя. Групповое придумывание заголовков к выделенным частям. Выделение основного в тексте. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи: Самостоятельный полный и выборочный пересказ рассказ по аналогии с прочитанным.Чтение диалогов. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещённым в книге для чтения. Разучивание в течение учебного года небольших стихотворений.
3.Основные требования к уровню подготовки обучающегося:
Обучающийся должен уметь:
читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; «про себя», выполняя задания учителя; отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты- самостоятельно.
Обучающийся должны знать:
наизусть 1-2 стихотворений; уметь осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
уметь трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
4. Содержание программы учебного курса.
Перечень разделов программы
1.Устное народное творчество
2.Сказки
3.Картины родной природы
4.О друзьях-товарищах
5.Басни И.Крылова
6.Спешите делать добро
7.О животных
8.Из прошлого нашего народа
9.Из произведений зарубежных авторов
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном отношении к ней, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения : темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (пауза, логическое ударение, тон голоса) «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет и журналов. Беседы о прочитанном и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассном
Изучаемые произведения. 1.Устное народное творчество.
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Морозко».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
2.Картины родной природы.
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Декабрь», «Март», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К.Бальмонт. «Осень», «К зиме», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», Е. Серова «Подснежник».
3.О друзьях – товарищах.
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася»,
Я. Аким «Твой друг».
4.Спешите делать добрые дела.
Н. Хмелик «Будущий олимпиец»,
5.О животных.
К. Паустовский «Кот Ворюга»,
С. Михалков «Будь человеком».
6.Из прошлого нашего народа.
О. Тихомиров «На поле Куликовом»,
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»,
Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».
7.Из произведений зарубежных писателей.
В. Гюго «Гаврош» (отрывки),
М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок),
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки),
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).
Произведения для внеклассного чтения.
В. Астафьев «Осенние грусти», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести), В. Осеева «Бабка», О. Бондарчук «Слепой домик», рассказы В.Бианки К.Паустовский «Синий лапоть», К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), Б. Полевой «Сын полка», сказки Х.Андерсена.
Произведения для заучивания наизусть.
И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник».
5. Учебно-методические средства обучения
Литература:
З.Ф. Малышева. Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 10-е издание, М: Просвещение, 2014г.
Дидактический материал:
1.Памятки, наборы тематических карточек.
2. Инструктивные карточки.
Оборудование и приборы:
1.Репродукции картин.
2. Иллюстрации, тематические картины.
6. Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата | Примечание |
1 | I четверть 1.Устное народное творчество. Устное народное творчество (11 часов) Считалки | 1 ч. | | |
2 | Заклички-приговорки | 1 ч. | | |
3 | Потешки | 1 ч. | | |
4 | Пословицы и поговорки | 1 ч. | | |
5 | Загадки | 1 ч. | | |
6 | Никита Кожемяка | 1 ч. | | |
7 | Как наказали медведя. (Тофаларская сказка) | 1 ч. | | |
8 | Морозко (русская сказка) | 1 ч. | | |
9 | А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. | 1 ч. | | |
10 | А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. | 1 ч. | | |
11 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки. | 1 ч. | | |
12 | 2.Картины родной природы(9 ч.). Г.Скребицкий. Июнь. | 1 ч. | | |
13 | И.Суриков. Ярко солнце светит… | 1 ч. | | |
14 | А.Прокофьев. Берёзка. | 1 ч. | | |
15 | Ю. Гордиенко. Вот и клонится лето к закату… | 1 ч. | | |
16 | Г.Скребицкий. Сентябрь | 1 ч. | | |
17 | По И.Соколову-Микитову. «Золотая осень». | 1 ч. | | |
18 | К.Бальмонт. «Осень». | 1 ч. | | |
19 | И. Бунин. Первый снег. | 1 ч. | | |
20 | II четверть Внеклассное чтение. Моё любимое время года. В. Астафьев «Осенние грусти». | 1 ч. | | |
21 | 3.О друзьях-товарищах (6 часов) Ю.Яковлев. Колючка. | 1 ч. | | |
22 | Ю.Яковлев. Колючка. | 1 ч. | | |
23 | Ю.Яковлев. Рыцарь Вася. | 1 ч. | | |
24 | Ю.Яковлев. Рыцарь Вася. | 1 ч. | | |
25 | Я.Аким. Твой друг. | 1 ч. | | |
26 | Внеклассное чтение. О друзьях-товарищах. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести). | 1 ч. | | |
27 | Басни И.Крылова (3 часа) И.А.Крылов. Ворона и Лисица. | 1 ч. | | |
28 | И.А.Крылов. Щука и кот. | 1 ч. | | |
29 | Внеклассное чтение И.А.Крылов. Басни. | 1 ч. | | |
30 | 4.Спешите делать добро (5 часов) Н. Хмелик. Будущий олимпиец. | 1 ч. | | |
31 | Н. Хмелик. Будущий олимпиец. | 1 ч. | | |
32 | Внеклассное чтение В.Осеева. Бабка. | 1 ч. | | |
33 | III четверть В.Брюсов. Труд. | 1 ч. | | |
34 | Внеклассное чтение. Спешите делать добро. О. Бондарчук «Слепой домик». | 1 ч. | | |
35 | Картины родной природы. Зима. Весна. (11 часов) Ф.Тютчев. Чародейкою-зимою. | 1 ч. | | |
36 | Г.Скребицкий. Декабрь | 1 ч. | | |
37 | С.Есенин. Поёт зима – аукает… | 1 ч. | | |
38 | А.С.Пушкин. Зимняя дорога. | 1 ч. | | |
39 | С.Есенин. Берёза. | 1 ч. | | |
40 | Г. Скребицкий. Март | 1 ч. | | |
41 | А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… | 1 ч. | | |
42 | Е. Серова. Подснежник. | 1 ч. | | |
43 | И.Соколов-Микитов.Весна. | 1 ч. | | |
44 | С.Есенин. Черёмуха. | 1 ч. | | |
45 | Внеклассное чтение. Рассказы В.Бианки | 1 ч. | | |
46 | 5.О животных (14 часов) К.Паустовский. Кот-ворюга. | 1 ч. | | |
47 | К.Паустовский. Кот-ворюга. | 1 ч. | | |
48 | Внеклассное чтение. К.Паустовский Синий лапоть. | 1 ч. | | |
49 | С. Михалков. Будь человеком. | 1 ч. | | |
50 | Внеклассное чтение. О животных. К. Паустовский «Заячьи лапы». | 1 ч. | | |
51 | 6.Из прошлого нашего народа (7 часов) По С.Алексееву. Рассказы о войне 1812 года. | 1 ч. | | |
52 | По С.Алексееву. Рассказы о войне 1812 года. | 1 ч. | | |
53 | IV четверть По О. Тихомирову. На поле Куликовом. | 1 ч. | | |
54 | По О. Тихомирову. На поле Куликовом. | 1 ч. | | |
55 | По О. Тихомирову. На поле Куликовом. | 1 ч. | | |
56 | Ю.Коринец. У могилы Неизвестного солдата. | 1 ч. | | |
57 | Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о войне. Б. Полевой «Сын полка». | 1 ч. | | |
58 | 7.Из произведений зарубежных писателей (11 часов) В.Гюго. Гаврош. (отрывок) | 1 ч. | | |
59 | В.Гюго. Гаврош. (отрывок) | 1 ч. | | |
60 | М.Твен. Приключения Тома Сойера (отрывок) | 1 ч. | | |
61 | М.Твен. Приключения Тома Сойера (отрывок) | 1 ч. | | |
62 | Внеклассное чтение. М.Твен. Приключения Тома Сойера (главы по выбору учителя) | 1 ч. | | |
63 | С.Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. | 1 ч. | | |
64 | С.Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. | 1 ч. | | |
65 | Х.Андерсен. Русалочка | 1 ч. | | |
66 | Х.Андерсен. Русалочка | 1 ч. | | |
67 | Внеклассное чтение. Сказки Х.Андерсена. | 1 ч. | | |
68 | Повторение пройденного материала. Итоговый урок. | 1 ч. | | |