СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа по русскому языку и литературе для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание обучения русскому языку для детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать обучающиеся. Реализуется обучение на уроках русского языка в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида, даже минимальный объем знаний, который дается детям с умеренной умственной отсталостью, должен соответствовать дидактическому принципу научности.  

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа по русскому языку и литературе для 10 класса»

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению МО учителей гуманитарного цикла и начальных классов:

протокол № 1 от 31.08.2018

Руководитель МО ____________

Злобина Р.В.

Приложение к приказу №81

от 01.09.2018


«Утверждаю»

Директор школы-интерната:

__________________М.В.Федотова






Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»






Рабочая программа

по литературе

для 10 класса




Учитель: Тлустая Ю.Н.













2018-2019 уч.год




Пояснительная записка.

Целью литературного чтения и развития речи в 10 классе является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов. Подчиняясь общей цели образования умственно отсталых обучающихся , сам предмет имеет и свою собственную цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление обучающихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях, их авторах помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.

Задачи, решаемые в ходе преподавания данного предмета:

  • совершенствование техники чтения;

  • повышение способности понимать прочитанное;

  • формирование интереса к чтению;

  • понимание значения навыка чтения;

  • развитие устной речи.


Содержание программы учитывает принцип практической направленности обучения, поэтому используются произведения, содержащие описание жизненных ситуаций, интересных для обучающихся данного возраста. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья успешнее воспринимают материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Обучающихся привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддержать интерес учащихся к произведению, учителю необходимо оказывать им помощь в установлении соответствия между событиями своей личной жизни и событиями, происходящими в произведении. При знакомстве с неадаптированными литературными произведениями возможен краткий пересказ учителем всего произведения или отдельных отрывков.

Помогая организовать обсуждение содержания прочитанного текста, характеристик образов, учитель привлекает личный опыт старшеклассников, использует наглядность.

Таким образом, обучающиеся получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности – самостоятельному чтению.

Большое внимание на уроках уделяется развитию устной речи. Этому процессу способствует:

  • обогащение пассивного и активного словаря обучающихся в процессе знакомства с произведениями;

  • умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря;

  • участие в чтении драматических произведений по ролям;

  • участие в обсуждении произведения, которые совершенствуют умение вести диалог;

  • заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков;

  • использование приёма «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей.

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы (Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (изд. 2-ое доработанное)

Пользовалась примерной программой, т.к. данная Программа допущена Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы.

Общее количество часов по учебному плану – 34 часа.

Общее количество часов по календарному учебному графику – 32 часа.

Формы организации образовательного процесса: коллективный, групповой, индивидуальный.

Технологии обучения: дифференцированный, индивидуальный, тренировочный, контрольный, комбинированный, урок самостоятельной работы.

Виды и формы контроля: текущий, самостоятельная работа, контрольные вопросы и задания, тестовый.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 10 класса:

Обучающиеся должны уметь:

-читать сознательно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое к ним отношение;

-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения из текста.

Обучающиеся должны знать наизусть:

- И.А.Крылова. «Свинья под дубом» (басня);

- А.С.Пушкин. «Осень»;

- М.Ю.Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…»;

- Н.Н.Заболоцкий. «Журавли»;

- С.А.Есенин. «Задремали звёзды золотые…»;

- К.Симонов. «Жди меня».

Содержание рабочей программы.

I. Жанры литературы.

1. Жанры литературы.

2. Устное народное творчество. Песни, частушки, пословицы, поговорки, потешки, считалочки, скороговорки, загадки.

3. Народные сказки. «Марья Моревна».

4. Литературные сказки. П.Ершов «Конёк-горбунок».

Обучающиеся должны уметь:

- определять жанр произведения;

- называть особенности жанров, приводить примеры.

Обучающиеся должны знать:

- характерные особенности жанров.

II. Произведения писателей IXX века.

1. А.И.Крылов. «Свинья под дубом». «Синица». Мораль басен.

2. А.С.Пушкин. Лирика: «Я помню чудное мгновенье…», «Осень». Осмысление жизни, любви.

3. Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение статей на темы: «Удивительные истории», «Житейские истории».

4. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.

5. М.Ю.Лермонтов. Лирика: «Выхожу один я на дорогу…», «Нищий». Осмысление жизни, любви.

6. М.Ю.Лермонтов. «Княжна Мери». Осмысление разных сторон частной жизни.

7. Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение статей на темы: «Все чудеса света», «хочу всё знать».

8. И.С.Тургенев. «Ася». Образ тургеневской девушки как изображение нравственной красоты и душевных качеств.

9. М.Е.Салтыков - Щедрин. «Как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма трудолюбию и находчивости.

10. А.П.Чехов. «Хирургия». Сатира и юмор в произведении.

11. А.И.Куприн. «Олеся». Люди цивилизации и люди природы.

Обучающиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, с соблюдением логических пауз;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику героям, их поступкам;

- пересказывать прочитанное;

- участвовать в обсуждении произведения, вести диалог;

- объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря.

Обучающиеся должны знать:

- основные сведения о жизни и творчестве писателей;

- что такое «Лирика», «Сатира», «Юмор»;

- наизусть басню И.А.Крылова «Свинья под дубом», стихотворения

А.С.Пушкина «Осень» и М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на

дорогу…».

III. Произведения писателей XX века.

1. Н.Н.Заболоцкий. «Журавли».

2. С.А.Есенин. «Задремали звёзды золотые…», «Спит ковыль…». Тема русской природы в произведениях.

3. Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение статей из газет на тему:

«Мелочи жизнм».

4. М.В.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека на войне, проявление чувства мужества, твёрдости духа, чувства собственного достоинства, доброты.

5. К.Симонов. «Жди меня». Художественная правда о человеке на войне, о всепобеждающей силе любви.

6. В.П.Астафьв. «Где-то гремит война». Художественная правда о «сражениях» человека в тылу, о трудной победе.

Обучающиеся должны уметь:

- читать правильно, выразительно, осознанно;

- объяснять слова и выражения;

- выделять главную мысль произведения;

- составлять характеристику героев;

- пересказывать прочитанное;

- участвовать в обсуждении произведения, вести диалог;

Обучающиеся должны знать:

- основные сведения о жизни и творчестве писателей;

- что такое «тема» произведения;

- наизусть стихотворения Н.Н.Заболоцкого «Журавли», С.А.Есенина «Задремали звёзды золотые…»; К.Симонова «Жди меня».

IV. Зарубежная литература.

1. Зарубежная литература. Дж. Лондон. «Дары волхвов».

2. Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение статей газет на темы: «Удивительные истории», «Житейские истории», «Мелочи жизни», «Искусство жить», «Все чудеса света», «Хочу всё знать», «В лучах славы».

3. Повторение и обобщение пройденного.

Обучающиеся должны уметь:

- читать правильно, выразительно, при чтении соблюдать нормы русской орфоэпии;

- определять черты характера действующих лиц;

- выражать свои мысли по прочитанному,

Обучающиеся должны знать:

- основные темы рубрик в газетах и журналах.

Учебно-тематическое планирование.

I. Жанры литературы. 4ч

1. Жанры литературы. – 1ч

2. Устное народное творчество. Песни, частушки, пословицы, поговорки, потешки, считалочки, скороговорки, загадки. – 1ч

3. Народные сказки. «Златовласка». – 1ч

4. Литературные сказки. По Е. Шварцу. «Сказка о потерянном времени». – 1ч

II. Произведения писателей IXX века. – 17ч

1. А.И.Крылов. «Свинья под дубом». «Синица». Мораль басен. – 1ч

2. А.С.Пушкин. Лирика: «Я помню чудное мгновенье…», «Осень». Осмысление жизни, любви. - 1ч

3. Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение статей на темы: «Удивительные истории», «Житейские истории». – 1ч

4. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. – 2ч

5. М.Ю.Лермонтов. Лирика: «Выхожу один я на дорогу…», «Нищий». Осмысление жизни, любви. – 1ч

6. М.Ю.Лермонтов. «Княжна Мери». Осмысление разных сторон частной жизни. – 3ч

7.Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение статей на темы: «Все чудеса света», «Хочу всё знать». -1ч

8. И.С.Тургенев. «Ася». Образ тургеневской девушки как изображение нравственной красоты и душевных качеств. – 2ч

9. М.Е.Салтыков - Щедрин. «Как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма трудолюбию и находчивости. 2ч

10. А.П.Чехов. «Хирургия». Сатира и юмор в произведении. – 1ч

11. А.И.Куприн. «Олеся». Люди цивилизации и люди природы. – 2ч

III. Произведения писателей XX века. -8ч

1. Н.Н.Заболоцкий. «Журавли». – 1ч

2. С.А.Есенин. «Задремали звёзды золотые…», «Спит ковыль…». Тема русской природы в произведениях. – 1ч

3. Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение статей газет на темы:

Чтение и обсуждение статей из газет на тему: «Мелочи жизни». – 1ч

4. М.В.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека на войне, проявление чувства мужества, твёрдости духа, чувства собственного достоинства, доброты. – 2ч

5. К.Симонов. «Жди меня». Художественная правда о человеке на войне, о всепобеждающей силе любви. –1ч

6. В.П.Астафьв. «Где-то гремит война». Художественная правда о «сражениях» человека в тылу, о трудной победе. – 2ч

IV. Зарубежная литература. – 4ч

1. Зарубежная литература. Дж. Лондон. «Дары волхвов». – 1ч

2. Антуан Экзюпери «Маленький принц». – 1ч

2. Внеклассное чтение. Внеклассное чтение. Из произведений зарубежной литературы (по выбору обучающихся). – 1ч

3. Повторение и обобщение пройденного. – 1ч




Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока.

Количест-во

часов

Виды, формы контроля.

Дата прове-дения.

I.



1.

Жанры литературы.


Жанры литературы.






Устный опрос.




6.09.

2.

Устное народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, потешки, считалочки, скороговорки, загадки.

Устный опрос, работа по карточкам, самостоятельное выполнение заданий.

13.09.

3.

Народные сказки. «Марья Моревна».

Чтение по ролям, устный опрос.

20.09.

4.

Литературные сказки. П.Ершов. «Конёк-горбунок».


Чтение по ролям, устный опрос.

27.09.

II.



1.

Произведения писателей IXX века.

А.И.Крылов. «Свинья под дубом». «Синица». Мораль басен.

17ч






Выразительное чтение наизусть.




04.10.

2.

А.С.Пушкин. Лирика: «Я помню чудное мгновенье…», «Осень». Осмысление жизни, любви.

Выразительное чтение наизусть.

11.10.

3.

Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение статей на темы: «Удивительные истории», «Житейские истории».

Выражение мыслей по прочитанному.

18.10.

4-5.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.

Устный опрос, самостоятельная работа по карточкам.

25.10

8.11.

6.

М.Ю.Лермонтов. Лирика: «Выхожу один я на дорогу…», «Нищий». Осмысление жизни, любви.

Выразительное чтение наизусть.

15.11.

7-9.

М.Ю.Лермонтов. «Княжна Мери». Осмысление разных сторон частной жизни.

Устный опрос, тестовые задания.

22.11.

29.11.

6.12

10.

Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение статей на темы: «Все чудеса света», «Хочу всё знать».

Выражение мыслей по прочитанному.

13.12.


11-12.

И.С.Тургенев. «Ася». Образ тургеневской девушки как изображение нравственной красоты и душевных качеств.

Устный опрос, работа по карточкам.

20.12.

27.01.

13-14.

М.Е.Салтыков - Щедрин. «Как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма трудолюбию и находчивости.

Устный опрос, самостоятельное выполнение заданий.

17.01.

24.01.

15.

А.П.Чехов. «Хирургия». Сатира и юмор в произведении.

Устный опрос, чтение по ролям.

31.01.

16-17.

А.И.Куприн. «Олеся». Люди цивилизации и люди природы.




Устный опрос, самостоятельное выполнение заданий.

7.02.

14.02.

III



1.

Произведения писателей IXX века.

Н.Н.Заболоцкий. «Журавли».






Выразительное чтение наизусть.




21.02.

2-3.

С.А.Есенин. «Задремали звёзды золотые…», «Спит ковыль…». Тема русской природы в произведениях.

Выразительное чтение наизусть.

28.02.

4.

Внеклассное чтение.

Чтение и обсуждение статей из газет на тему: «Мелочи жизни».

Выражение мыслей по прочитанному.

07.03.

5-6.

М.В.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека на войне, проявление чувства мужества, твёрдости духа, чувства собственного достоинства, доброты.

Устный опрос, самостоятельное выполнение заданий, тестированные задания.

14.03.

21.04.

7.

К.Симонов. «Жди меня». Художественная правда о человеке на войне, о всепобеждающей силе любви.

Выразительное чтение наизусть.

04.04.

8-9.

В.П.Астафьв. «Где-то гремит война». Художественная правда о «сражениях» человека в тылу, о трудной победе.

Устный опрос, самостоятельная работа с текстом.

11.04.

IV


1.


Зарубежная литература.

Зарубежная литература. Дж. Лондон. «Дары волхвов».




Устный опрос, самостоятельная работа с текстом.



18.04.


2.

Антуан Экзюпери «Маленький принц».

Составление характеристики героя. Выражение мыслей по прочитанному.

25.04.

3.

Внеклассное чтение. Из произведений зарубежной литературы (по выбору обучающихся).

Устный опрос.

16.05.


4.

Повторение и обобщение пройденного.


23.05.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!