Муниципальное бюджетное общеобразователное учреждение
средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починка Смоленской области
«Рассмотрена» Протокол № 1 От «28» августа 2020 г. Руководитель ШМО _____________/В.П.Невзорова | «Принята» педагогическим советом Протокол № __ От «28» августа 2020 г. | «Утверждена» Приказом от «28» августа 2020 г. № Директор ________/Л.В. Антоненкова |
Рабочая программа
по географии
(индивидуальная форма обучения)
6 класс
Срок реализации
2020-2021 учебный год
Составитель:
учитель Баринова
Анжела Александровна
«Согласовано»
Заместитель директора
____________/Н.А.Горбачёва
28 августа 2020 г.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010;
примерной программы основного общего образования по географии;
авторской программы Е.М. Домогацких (рабочая программа «География» 5-9 классы.–М.: «Русское слово»,2016).
ООП ООО МБОУ средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починок
учебного плана МБОУ средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починок на 2019-2020учебный год;
Федерального перечня учебников;
УМК по географии
6 класс.
Количество недельных часов – 1. Количество часов в год – 34
1)Учебник: Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. География. Физическая география 5 класс,- М.: изд. «Русское слово», 2015.
2)География. Атлас. Введение в географию. Физическая география.5-6,-М.:изд.«Русское лово»,2019г.
3)Контурные карты. География.6 класс, -М.: «Русское слово», 2019 г.
Место предмета в учебном плане:
Данная программа разработана для учащихся со слабым здоровьем, находящихся на индивидуальном обучении по сокращенному курсу. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение курса «География. Начальный курс» в 5 классе отводится 17 часов учебного времени(0,5 час в неделю).
Цели и задачи курса:
Основная цель курса «География. Начальный курс» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
При реализации программы предполагается использование следующих технологий, методов и форм:
Обучение через опыт и сотрудничество.
Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Системно – деятельностный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Практико-ориентированный подход.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Формы контроля:
Тестирование.
Решение географических задач.
Устный опрос.
Работа по карточкам.
Тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Что изучает география. | 1 |
2 | Земля и ее изображение. | 3 |
3 | История географических открытий. | 6 |
4 | Путешествие по планете Земля. | 5 |
5 | Природа Земли. | 1 |
6 | Обобщение и контроль знаний по курсу «География. Введение в географию». | 1 |
| Всего: | 17 |
Содержание
Тема 1. Земля во Вселенной (5 часов)
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Практические работы:
Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта (5 часов)
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы:
Определение направлений и расстояний по карте.
Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы:
Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Определение по карте географического положения гор, равнин. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы:
Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира.
Учебные понятия
Биосфера, Красная книга.
Персоналии:
Владимир Иванович Вернадский
Практическая работа:
1.Ознакомлениес наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии:
Василий Васильевич Докучаев
Практические работы:
Описание природных зон Земли по географическим картам.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская.
Плоскогорья: Среднесибирское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал.