В своей работе, учитывая запросы времени, считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом. Таким образом, используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта. На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи: · Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка. · Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе группы. · Стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. · Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. · Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные. · Создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – а это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. Я стараюсь подбирать соответствующие формы и методы работы на уроке. 1. Метод проблемной ситуации предположения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Так на уроке по физике на тему « Явление электромагнитной индукции» ставим проблему: Не может ли магнит вызвать появление электрического тока? И дальше решаем эту проблему. Создаём две группы, каждая из которых получает своё задание – проводит исследование, выявляет характерные особенности явления и формулирует вывод. (Первая группа проводит эксперимент с постоянным магнитом, вторая - с катушкой, присоединённой к источнику тока). Или на уроке по изучению силы трения в ходе обмена мнениями учащиеся сами поставили проблему: "Трение – польза или вред?”, которая была разрешена после самостоятельной работы с текстом учебника. 2.Частично-поисковый (эвристический) – готовящий к самостоятельному решению познавательных проблем. Учащиеся преобразовывают учебную информацию из одной формы в другую, конкретизируют. Так, в курсе физики 11-го класса, ряд тем знакомят учащихся с различными видами сопротивления: активное, ёмкостное, индуктивное. Предлагаю проработать полученную информацию и представить ее в виде таблицы. Или при изучении видов сил в 10 классе предлагаю составить кластер: Силы. 3. Исследовательский - организация поисковой, творческой деятельности по решению новых познавательных проблем. Например, при изучении темы «Условия плавания тел» учащиеся, выдвинув гипотезу, делятся на группы и, используя лабораторные установки, начинают экспериментировать. Или при изучении темы «Влажность воздуха» определяют влажность при помощи обычного термометра. По окончании работы они обобщают полученные данные и делают выводы. И бесспорно, знания, полученные таким методом, будут усвоены на самом высоком уровне. Еще одна возможность для организации индивидуальной работы – постановка и обсуждение демонстрационного эксперимента. Учащиеся здесь должны быть исследователями физических явлений, должны не только наблюдать демонстрируемые опыты, но и анализировать их, не только понимать, почему именно так протекает явление в заданных условиях, но и предполагать на основе имеющихся знаний, как оно будет протекать в нескольких измененных условиях. При выполнении лабораторных работ опыт показывает, что при работе с одним лабораторным комплектом на двоих, а тем более, нескольких учеников, в группе всегда находиться инициатор, который старается выполнить все сам, особенно если работа интересна. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся. Индивидуальный подход к школьникам тесно связан с дифференциацией обучения. Я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого из учеников, дифференцировать способы работы с учащимися, проявляющими особый интерес к физике, раскрывать простор для укрепления и совершенствования этих интересов и особенностей в условиях общего образования; с другой стороны, я дифференцирую формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися, не проявляющими интереса к физике для того чтобы подтянуть их до уровня успевающих. При разработке дидактического материала учитываю психолого-педагогические особенности учащихся, объективную сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения. В содержание заданий ввожу описание приемов их выполнения, которые задаю непосредственно: 1) в виде правил, 2) предписаний (для лабораторных работ), 3) алгоритмов действий, или путем организации самостоятельного поиска (для более сильного ученика): 4) реши разными способами, 5) найди рациональный способ, 6) сравни и оцени два подхода. На уроке физики я сообщаю формулу, которую надо запомнить. Замечаю, что каждый ученик использует свой способ запоминания. Один хорошо запоминает на слух, другой стремится записать, чтобы запомнить, третий создает зрительный образ явления, фиксируемого формулой, четвертый пытается объединить понятия по общему признаку. Поэтому я практикую опорные конспекты по темам. Например: ОК. «Электрический ток.»: Что такое электрический ток? Каковы условия существования электрического тока, его действия, направление. Сила тока, напряжение, сопротивление, формулы определения этих величин, единицы измерения и приборы для измерения, способы включения в цепь, Закон Ома для участка цепи. Всё это изображено на одном плакате, а дети в тетрадях, с помощью символов, рисунков, знаков, опорных слов. Многие дети после неоднократного повторения легко запоминают. В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении часто организую свободную беседу, стимулирующую учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Дети не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают. В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание. Я часто обращаюсь к классу с вопросами: - Что вы знаете об этом? - Где наблюдали? - Где в жизни это можно использовать? Я нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета. На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения. (Например, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность). Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом: обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей; предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности; личностно-ориентированное обучение учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта; предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и индивидуальных способностей ученика. Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что подтверждается результативностью. |