Индивидуальная работа с воспитанниками в учреждении дошкольного образования - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности. Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:
- охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;
- всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;
- педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);
- умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей; - своевременно корректировать взаимоотношения педагог - воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.
Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.
Результативность индивидуальной работы с воспитанниками зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психологии личности, педагогического мастерства.
В индивидуальной работе с воспитанниками воспитатель должен руководствоваться следующими принципами:
принцип контактности - установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе "педагог - воспитанник - группа";
принцип принятия - уважение самооценки личности воспитанника;
принцип деятельности - вовлеченность воспитанника во все виды деятельности для выявления его способностей;
принцип последовательности - усложнения и повышение требований к воспитаннику по мере продвижения;
принцип стимулирования - создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания ребёнка.
Огромное значение в деятельности воспитателя имеет знание информации о темпераменте учащихся.
Холерик - вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.
В индивидуальной работе с такими воспитанниками необходимо придерживаться следующих правил:
Спокойный ровный тон педагога.
Предъявление четких и обоснованных требований.
Демонстрация перспектив деятельности.
Положительная оценка деятельности ученика.
Сангвиник - подвижный, легко приспособляемый к обстоятельствам, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, конструктивен, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца.
В индивидуальной работе с воспитанниками-сангвиниками необходимо руководствоваться следующими правилами:
Четкость постановки целей деятельности.
Возможность демонстрации воспитанником его достижений.
Одобрение и поддержка педагога.
Учет интересов воспитанника в порученном деле.
Флегматик - инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен.
В индивидуальной работе с воспитанниками-флегматиками необходимо руководствоваться следующими правилами:
Демонстрация практического результата восполняемой работы.
Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).
Использование положительных методов воздействия.
Отсутствие в деятельности педагога ярлыков.
Поддержка начинаний воспитанника, проявление их инициативы.
Меланхолик - не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, слезлив, спокоен, медлителен, рассудителен, неэмоционален.
В индивидуальной работе с воспитанниками-меланхоликами необходимо руководствоваться следующими правилами:
Эмоциональное поглаживание и эмпатия.
Создание условий для выполнения совместных действий в парах и группах.
Демонстрация достижений воспитанника.
Объективная оценка вклада его действий в общее дело.
Знание темперамента воспитанника группы позволяет педагогу успешно влиять на формирование характера воспитанников, их активность в учебной деятельности и в творческой работе, на работоспособность и коммуникативность.
В коллективе группы можно выделить детей способных*, одарённых**; детей, имеющих физические проблемы, трудных детей. Каждая группа воспитанников требует своего подхода со стороны педагога и своих методов педагогического воздействия (не только обучающее, но и развивающее значение).
Индивидуальная работа по музыкальному воспитанию осуществляется с детьми всех возрастных категорий (кроме первой младшей группы).
Прежде всего индивидуальная работа проводится с детьми, испытывающими определенное трудности в процессе обучения, если они не усвоили знания о новых произведениях или наоборот с детьми, которые обладают особыми способностями к обучению, проявляют устойчивый интерес к знаниям.
В пристальном внимании нуждаются дети, посещающие детский сад не регулярно по болезни или другим причинам, дети, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные, гиперактивные.
Индивидуальная работа с детьми в детском саду – это неотъемлемая часть образовательного процесса, она ведётся воспитателями на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности. Ее нельзя полностью регламентировать по времени или до точности запланировать в течение дня. Всегда находится время для проведения индивидуальной работы ситуативно, в результате возникших обстоятельств.
Специалистам дошкольного учреждения приходится более четко регламентировать этот вид деятельности с детьми в соответствии с расписанием специально организованной деятельности. При этом на работу специалиста с одним ребенком в течение дня отводится не менее 15-20 минут. Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, с подгруппой детей во время бассейна, а также на прогулке, с учётом сезонности и погодных условий.
Музыкальный руководитель отрабатывает с воспитанниками на индивидуальной работе певческие и танцевальные умения, закрепляет навыки игры на музыкальных инструментах.
Индивидуальные занятия с детьми, имеющие трудности в освоении учебной программы, проводятся преимущественно в форме игры. Партнёром по игре может быть и взрослый, и другой ребёнок.
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют педагогу спланировать задачи, методы, формы, содержание индивидуальной работы.
Формы работы:
Музыкально-дидактические игры
Музыкально-дидактические видеоигры
Игры малой подвижности
Игры с речевым сопровождением
Разучивание коротких стихов, считалок
Физкультминутки под музыку
Игровой массаж
Музыкотерапия при подготовке к дневному сну
Музыкотерапия после дневного сна
Музыкально-творческие игры
Музыка в режимных моментах
Исполнение песен и танцев
Организация сюжетно-ролевых игр
Двигательные импровизации
Музыкальные аутотренинги с гиперактивными воспитанниками
* Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и являются условием для успешного выполнения той или иной деятельности. Всегда проявляются в деятельности. Основой способностей являются задатки.
Виды способностей:
общие – обеспечивают быстроту и лёгкость в приобретении знаний;
специальные – обеспечивают достижение высоких результатов в определённом виде деятельности
** Одарённость – сочетание различных высокоразвитых способностей.