СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная работа с воспитанниками в учреждении дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная работа с воспитанниками в учреждении дошкольного образования 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная работа с воспитанниками в учреждении дошкольного образования»

Индивидуальная работа с воспитанниками в учреждении дошкольного образования - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности. Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:

-     охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;

-     всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;

-     педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);

-     умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей; -     своевременно корректировать взаимоотношения педагог - воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности. 

Результативность индивидуальной работы с воспитанниками зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психологии личности, педагогического мастерства.

В индивидуальной работе с воспитанниками воспитатель должен руководствоваться следующими принципами:

  • принцип контактности - установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе "педагог - воспитанник - группа";

  • принцип принятия - уважение самооценки личности воспитанника;

  • принцип деятельности - вовлеченность воспитанника во все виды деятельности для выявления его способностей;

  • принцип последовательности - усложнения и повышение требований к воспитаннику по мере продвижения;

  • принцип стимулирования - создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания ребёнка.

Огромное значение в деятельности воспитателя имеет знание информации о темпераменте учащихся.

Холерик - вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.

В индивидуальной работе с такими воспитанниками необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Спокойный ровный тон педагога.

  2. Предъявление четких и обоснованных требований.

  3. Демонстрация перспектив деятельности.

  4. Положительная оценка деятельности ученика.

Сангвиник - подвижный, легко приспособляемый к обстоятельствам, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, конструктивен, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца.

В индивидуальной работе с воспитанниками-сангвиниками необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Четкость постановки целей деятельности.

  2. Возможность демонстрации воспитанником его достижений.

  3. Одобрение и поддержка педагога.

  4. Учет интересов воспитанника в порученном деле.

Флегматик - инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен.

В индивидуальной работе с воспитанниками-флегматиками необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Демонстрация практического результата восполняемой работы.

  2. Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).

  3. Использование положительных методов воздействия.

  4. Отсутствие в деятельности педагога ярлыков.

  5. Поддержка начинаний воспитанника, проявление их инициативы.

Меланхолик - не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, слезлив, спокоен, медлителен, рассудителен, неэмоционален.

В индивидуальной работе с воспитанниками-меланхоликами необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Эмоциональное поглаживание и эмпатия.

  2. Создание условий для выполнения совместных действий в парах и группах.

  3. Демонстрация достижений воспитанника.

  4. Объективная оценка вклада его действий в общее дело.

Знание темперамента воспитанника группы позволяет педагогу успешно влиять на формирование характера воспитанников, их активность в учебной деятельности и в творческой работе, на работоспособность и коммуникативность.

В коллективе группы можно выделить детей способных*, одарённых**; детей, имеющих физические проблемы, трудных детей. Каждая группа воспитанников требует своего подхода со стороны педагога и своих методов педагогического воздействия (не только обучающее, но и развивающее значение).

       Индивидуальная работа по музыкальному воспитанию осуществляется с детьми всех возрастных категорий (кроме первой младшей группы).

Прежде всего индивидуальная работа проводится с детьми, испытывающими определенное трудности в процессе обучения, если они не усвоили знания о новых произведениях или наоборот с детьми, которые обладают особыми способностями к обучению, проявляют устойчивый интерес к знаниям.

В пристальном внимании нуждаются дети, посещающие детский сад не регулярно по болезни или другим причинам, дети, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные, гиперактивные.

Индивидуальная работа с детьми в детском саду – это неотъемлемая часть образовательного процесса, она ведётся воспитателями  на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности. Ее нельзя полностью регламентировать по времени или до точности запланировать в течение дня. Всегда находится время для проведения индивидуальной работы ситуативно, в результате возникших обстоятельств.

Специалистам дошкольного учреждения приходится более четко регламентировать этот вид деятельности с детьми в соответствии с расписанием специально организованной деятельности. При этом на работу специалиста с одним ребенком в течение дня отводится не менее 15-20 минут. Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, с подгруппой детей во время бассейна, а также на прогулке, с учётом сезонности и погодных условий.

Музыкальный руководитель отрабатывает с воспитанниками на индивидуальной работе певческие и танцевальные умения, закрепляет навыки игры на музыкальных инструментах.

Индивидуальные занятия с детьми, имеющие трудности в освоении учебной программы, проводятся преимущественно в форме игры. Партнёром по игре может быть и взрослый, и другой ребёнок.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют педагогу спланировать задачи, методы, формы, содержание индивидуальной работы.

Формы работы:

Музыкально-дидактические игры

Музыкально-дидактические видеоигры

Игры малой подвижности

Игры с речевым сопровождением

Разучивание коротких стихов, считалок

Физкультминутки под музыку

Игровой массаж

Музыкотерапия при подготовке к дневному сну

Музыкотерапия после дневного сна

Музыкально-творческие игры

Музыка в режимных моментах

Исполнение песен и танцев

Организация сюжетно-ролевых игр

Двигательные импровизации

Музыкальные аутотренинги с гиперактивными воспитанниками


* Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и являются условием для успешного выполнения той или иной деятельности. Всегда проявляются в деятельности. Основой способностей являются задатки.

Виды способностей:

  • общие – обеспечивают быстроту и лёгкость в приобретении знаний;

  • специальные – обеспечивают достижение высоких результатов в определённом виде деятельности

** Одарённость – сочетание различных высокоразвитых способностей.