СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное коррекционное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выработка правильного речевого дыхания, автоматизация звука "Ц", дифференциация звуков "Г-К", тренировка различения речевого материала на слух и слухозрительно (с опорой на карточки и без опоры) по теме "Москва - столица нашей Родины", и тексту "Москва", формирование грамматического строя речи.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное коррекционное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

  1. ФИО педагога:Слесарева Вера Геннадьевна

  2. Класс:5А

  3. Обучающийся (-аяся): Смазнов Вадим

  4. Длительность занятия: 25 мин

Тема занятия

«Москва – столица нашей Родины»

Тип занятия

комбинированное занятие

Целевая установка занятия

формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи на основе программного речевого материала.

Решаемые учебные задачи

- автоматизация звука «Ц», закреплять умение правильно произносить в слогах, словах и предложениях; формировать речевое дыхание, учить произносить предложения с паузами, формировать умение правильно выделять логическое ударение;

-дифференциация звуков «Г-К», закреплять умение правильно произносить их в слогах, словах, словосочетаниях и предложении; развивать: память, внимание, мышление, процессов анализа и синтеза; формировать умение говорить предложение слитно на одном выдохе;

-развивать речь и языковую способность как важнейшее условие социализации обучающегося;

-продолжать расширять и закреплять знания по теме «Москва – столица нашей Родины», формировать навык восприятия речи на слух;

-совершенствовать грамматический строй речи: учить составлять предложения, развивать фонематический слух и психические функции: память, внимание, мышление, развивать интерес и потребность к самостоятельной устной речи;

-воспитывать усидчивость, работоспособность, отсутствие тревожности при выполнении заданий.

Формы работы на занятия:

индивидуальная

Методы:

наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный,  методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, вариативное повторение.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Формирование речевого слуха: восприятие на слух речевого материала:

обиходно-разговорного характера и относящегося к учебной деятельности и к изучению общеобразовательных предметов.

Формирование произносительной стороны устной речи: правильное произношение звука [Ц] в слогах, словах, предложении; дифференцированное произношение звуков [Г-К] в слогах, словах, словосочетаниях и предложении.

Метапредметные:

познавательные: развитие познавательных процессов: памяти, внимания, логического мышления; развитие слухового внимания, речевой активности на разных этапах занятия;

коммуникативные: выработка правильного речевого дыхания, автоматизация звука «Ц», дифференциация звуков «Г-К», тренировка различения речевого материала на слух и слухо-зрительно (с опорой на карточки и без опоры) по теме «Москва – столица нашей Родины» и тексту «Москва», формирование грамматического строя речи;

регулятивные: выполнение поручений, тренировка словесной формулировки отчёта о выполнении;

личностные: воспитание усидчивости, работоспособности, отсутствия тревожности при выполнении заданий.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир.

Ресурсы для подготовки и проведения занятия

ИКТ, авторская презентация к занятию, таблички с речевым материалом, грамматическая схема предложения, иллюстрации.


















ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося (-ейся)

Формируемые УУД

Время

(в мин.)

1. Мотивационно-ориентировочный этап

(н/с)-Поздоровайся.

(н/с)-Ты слышишь?

(н/с)-Будем хорошо говорить, внимательно слушать, играть, повторять правила орфоэпии.



(с/з)-Ответь на вопросы.

(н/с)-Кто должен здороваться первым взрослый или ребёнок?



(н/с)-Что говорят люди друг-другу вечером?

- Здравствуйте.

- Я слышу.

- Будем хорошо говорить, внимательно слушать, играть, повторять правила орфоэпии.


- Первым должен здороваться ребёнок.


- Вечером люди говорят друг-другу: «Добрый вечер!»





К Слушать и понимать учителя, участвовать в диалоге.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, воспроизводить фразы обиходно-разговорного характера, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания

Л Знать своё имя, проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

3 мин

2.Развитие произносительной стороны речи

1.Автоматизация звука «Ц»

(с/з)- Будем говорить звук «Ц»

-Какой это звук?



а)автоматизация «Ц» в слогах

(с/з)- Повторяй за мной

(н/с) ца – ца – ца улица

ца – ца – ца столица

цо – цо кольцо




б) автоматизация «Ц» в словах

(с/з)-Просклоняй слово «столица»

И.п. столица

Р.п. столиц…

Д.п. столиц…

В.п. столиц…

Т.п. столиц…

П.п. столиц…


в) автоматизация «Ц» в предложении.

(с/з)-Послушай предложение. Подчеркни слово, на которое падает логическое ударение.


(н/с) Москва – Российская столица.

Москва – Российская столица.

Москва – Российская столица.


(с/з)-Определи количество слов в предложении.

(с/з)-Определи количество слогов в слове «столица»


г) автоматизация «Ц» в тексте.

(с/з)-Прочитай, расставь паузы.


Москва – Российская столица.

Российский гражданин любой

Своей столицею гордится.

Гордятся русские Москвой.


Поставь знаки орфоэпии. Скажи правило.




2) Дифференциация звуков «Г-К»

Упражнения по выработке слуховых дифференцировок.

а) дифференциация звуков «Г-К» в слогах.

(с/з)-Послушай и повтори.


(н/с) га – га – ка гла – кла

го – ко – го ого - око



б)дифференциация звуков «Г-К» в словах.

(с/з)-Будем играть. Игра называется «Живое – неживое». Разложи картинки на две колонки. Прочитай слова.







в)дифференциация звуков «Г-К» в словосочетаниях.

(с/з)-Составь словосочетание.


флаг громадная

город государственный

фабрика красивый


г)дифференциация звуков «Г-К» в предложении.

(с/з)-Прочитай. Каждое предложение скажи слитно на одном выдохе.

Город.

Красивый город.

Москва красивый город.

Москва самый красивый город.

Москва самый красивый город России.


(с/з)-Какое это предложение?


(с/з)-Скажи так, чтобы оно стало вопросительным.


(с/з)-Открой учебник на странице 138.


(н/с)-Прочитай правило.



-«Ц»

Звук «Ц» согласный, глухой, твёрдый.





(повторяет слоги)







(изменяет слово «столица» по падежам, сопровождая словесным отчётом)







(слово на которое падает логическое ударение подчёркивает одной чертой)





- В предложении три слова.

- В слове «столица» три слога.






(расставляет паузы, ставит знаки орфоэпии, проговаривает правила)

-Сочетание –тся говорим как «ца».

-Двойные согласные говорим как один долгий звук.









(повторяет слоги)







(выполняет задания, сопровождая словесным отчётом)

















(составляет словосочетания)







(прочитывает речевой материал слитно на одном выдохе, соблюдая правильное произношение)


-Это предложение повествовательное.

- Москва самый красивый город России?


-Я открыл учебник на станице 138.

(читает правило)












К Слушать и понимать учителя, участвовать в диалоге, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, находить необходимые картинки, слова, дополнять предложение.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.





























































К Слушать и понимать учителя, участвовать в диалоге, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, находить необходимые картинки.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.



10 мин

3.Развитие слухового восприятия

а) работа над темой































б) работа над текстом




































в) опознавание материала занятия




г) опознавание материала занятия без ЗУА

а)Работа над фразами по теме «Москва – столица нашей Родины».

(с/з)-ответь на вопросы.


(н/с)-Какая тема нашего занятия?



(н/с)-Будем отвечать на вопросы.

(н/с)-Где находится Мавзолей?


(н/с)-Что ещё находится на Красной площади?




(н/с)-В каком веке построен Кремль?


(с/з)-Отгадай загадку.


Этот город знают люди

И о нём идёт молва

Что стоять всегда он будет

Имя городу …





б) Работа над текстом «Москва»

(н/с)-Послушай и повтори.

-Москва – главный город, столица нашей Родины.

(с/з)-Продолжи предложение.

(н/с)-Это очень большой …………………….. .


(с/з)-Вставь пропущенные слова.

(н/с)-Московское … самое … и удобное в мире.


(с/з)-Какое предложение подходит к картинке?


(с/з)-Составь предложение со словосочетанием Красная площадь.




в)(н/с)-Послушай и повтори

(н/с)-главный город, Мавзолей, столица нашей Родины, гости столицы, государственный флаг, самая красивая площадь Москвы.


г)(н/с)-Сними аппараты, послушай и повтори.

(н/с)-Москва, метро, флаг России, Красная площадь.

(с/з)-Надень аппараты.

(опознаёт речевой материал на слух, отвечает на вопросы по теме)

-Тема нашего занятия «Москва – столица нашей Родины»


-Мавзолей находится на Красной площади.

-На Красной площади находится Мавзолей, Кремль, Собор Василия Блаженного.

-Кремль построен в 15 веке.







-Москва.

(опознаёт речевой материал текста на слух, повторяет, соблюдая правильность произношения)

-Москва – главный город, столица нашей Родины.


-Это очень большой и красивый город.



-Московское метро самое красивое и удобное в мире.









-Над кремлём развевается государственный флаг России.



-Красная площадь самая красивая площадь Москвы.





(опознаёт речевой материал всего занятия на слух)


-Я снял аппараты.

(опознаёт речевой материал всего занятия на слух )

К Слушать и понимать учителя, участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной форме.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.



10 мин

4.Рефлексивно-оценочный этап

(н/с) -Что ты делал?


(с/з) -Вадим, ты молодец.


-Попрощайся.

-Я хорошо говорил, внимательно слушал, играл, повторял правила орфоэпии.

-Я молодец, спасибо.

-До свидания.


2 мин