СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях. 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях"»


КОУ ОО «Троснянская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»







Ш-Ш-Ш

ШШШ


Подготовила: Приведенцева Зинаида Александровна учитель – логопед высшей квалификационной категории





- 2022-



Цель:       автоматизация     звука          [ш]    в        речи учащегося     с использованием инновационных технологий.


Коррекционно-образовательные

  1. Продолжать закреплять правильное произношение звука [ш] в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

  2. Вырабатывать определенное положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука [ш].

  3. Продолжать закреплять умение давать характеристику звуку [ш].

  4. Развивать   фонематический слух, речевое      дыхание,    умение осуществлять слоговой анализ слов.

  5. Продолжать совершенствовать развитие связной речи.

  6. Закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными в роде;

  7. Закрепление знания графического изображения буквы Ш;

  8. Развивать умение поддерживать беседу.

  9. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.


Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики

  2. Развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;

  3. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

  4. Развивать свободное общение и взаимодействие с взрослыми и детьми.

  5.  Воспитывать чувство доброты, готовность к взаимопомощи.



Виды детской деятельности:   познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.


Используемые методы и приёмы: словесные методы (беседа, вопросы, рассказ учителя-логопеда, чтение стихотворения), наглядные методы (картинки, видео-презентация), практические методы  (артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики, массаж пальцев рук с мячом «Суджок», с камушками «Марлбс»), игровые методы (игровая ситуация «Путешествие по сказке «Маша и Медведь»).



Технологии: 

-технологии игрового массажа,

- биоэнергопластика,

- элементы сказкотерапии;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровая технология;

- технология системно- деятельностного подхода;

- информационно-комуникационные технологии.


Предварительная     работа:      подбор       дидактического   материала, создание массажных дорожек.


Оборудование для педагога: карточки с артикуляционной гимнастикой, «Сказка про Машу», презентация «Автоматизация звука Ш»; макета шкафа; сухой бассейн с гречневой крупой; пазлы с изображением героев русской народной сказки «Маша и Медведь»; пособие «Следы»; массажер су-джок; массажная варежка;


Оборудование для детей: гречневая крупа, пазлы с изображением героев русской народной «Маша и Медведь», салфетки, зеркала, массажные дорожки, камушки «Марлбс».


Планируемый результат:  ребёнок правильно произносит звук [ш] в слогах, словах и предложениях; различает слова на слух; составляет простые распространённые предложения; обладает начальными знаниями о звуке; активно взаимодействует со взрослым, участвует в совместной деятельности; использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; проявляет любознательность.

 

Форма занятия: индивидуальная


Тип занятия: закрепление материала.


Логопедические заключения:  Нарушение чтения и письма, обусловленные выраженной недостаточностью всех средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи. ( третий год обучения).























Ход занятия:

1. Орг. момент, сообщение темы занятия:

Логопед: - Здравствуй! Как настроение? Готов заниматься? Садись поудобней, выпрями спину, поставь ровно ноги.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал!

Так что время не теряем

И к работе приступаем!


Логопед: - Глубоко носом вдохнуть, ртом выдохнуть; еще раз глубокий вдох и выдох и третий раз повторим вдох – выдох.


Логопед: - Сегодня к нам придут необычные гости. А какие, ты узнаешь, выполнив задание. Посмотри, какую емкость с крупой я для тебя приготовила. Что это за крупа? Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).


Логопед: - Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Ребенок обнаруживает пазлы – элементы картинок, которые затем собирает на столе.

Логопед: - Кто-то прислал нам свои фотографии, ты узнала, кто это? (Это Маша и Медведь из русской народной сказки.)


Логопед: - Они прислали нам письмо «Здравствуй, дорогой друг! Мы узнали, что ты учишься правильно произносить наш любимый звук и решили пригласить тебя в гости, чтобы вместе поиграть со звуком. Мы живем в глухой чаще леса и на чем лучше до нас добраться, ты узнаешь, отгадав загадку и выбрав нужную картинку:

Это, что ещё за диво,

В воздухе парит корзина,

А над ней цветастый шарик,

В небо он несёт стараясь!» (воздушный шар)

(перед ребенком раскладываются картинки с различным видом транспорта: машина (наземный), метро (подземный), корабль (водный), воздушный шар (воздушный). Ребенок, отгадав загадку, выбирает соответствующую картинку.)



Логопед: - Как можно назвать одним словом все эти картинки? (транспорт).


Логопед: - Ты хочешь отправиться к Маше и Мише в гости на воздушном шаре? (да)


Логопед: - Как ты думаешь, какой любимый звук у Маши и Миши? (звук ш). Произнеси его – шшшш.


Логопед: - Послушай, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила?


Логопед: - Сегодня вместе с Машей и Мишей мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш] в слогах, словах и предложениях. А также вспомним, как выглядит буква Ш.


2. Уточнение артикуляции звука ш.

Логопед: - Охарактеризуй, какой это звук. Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

(губы рупором, зубы заборчиком, между зубами щель, язык вверху в форме чашечки, воздух теплый)

 

Логопед: - Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок в форме «чашечки».


Логопед: - Значит, этот звук какой - гласный или согласный?  


Логопед: - Положи руку на горлышко, и пошипи: ш-ш-ш-ш. Дрожит горлышко или спит?


Логопед: Если горлышко спит звук [Ш] глухой или звонкий?

Правильно, звук [Ш] – глухой.


3.Развитие целенаправленного выдоха.

Логопед: - Но чтобы наш воздушный шар взлетел в воздух, нам нужно потренировать свое дыхание. Покажешь мне, как взлетит наш шар? (Да)


Пальчиковая гимнастика в сочетании с речевым дыханием «Шарик»
Надувают шарик быстро, пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их. Он становится большой «ш-ш-ш» не отрывая друг от друга медленно развести руки в стороны



4.Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Полетели. Посмотри, на земле видны какие-то картинки. Что бы они могли означать? (артикуляционную гимнастику)

Логопед: - Верно, чтобы произносить изучаемый нами звук ш правильно, нужно, чтобы наш язычок был сильным.

(выполнение артикуляционной гимнастики )

Утром Машенька проснулась и улыбнулась

(«Улыбочка»).

Губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы.

Поиграла на трубочке, затем опять улыбнулась.

(«Улыбочка» - «Трубочка»).

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед.

Пошла завтракать.

Взяла ложечку.

(«Лопаточка»).

Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу.

Взяла чашечку.

(«Чашечка»).

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам.

И достала вкусное варенье.

(«Вкусное варенье»).

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы.

Потом она пошла качаться на качелях.

(«Качели»).

Рот открыт. Кончик языка поочередно ставить за верхние, затем за нижние зубы.

А потом играла в мяч.

(«Катание шарика»).

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта, сначала в одну, затем в другую сторону.


Логопед: - Теперь давай еще раз произнесем звук Ш (ш-ш-ш).


5. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком Ш:

Логопед: - Теперь мы готовы отправляться в гости. Летим по небу и читаем слоговые облачка.


Логопед: Вот мы и прилетели на волшебную полянку. Дорога к Мишке идет по лесу. Помоги Маше пройти по тропинке и произнести слоги.


Логопед: - Дорожка ведет Машу дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:

ша-шу-ши аш-уш-иш

ши-ша-шу иш-аш-уш

шу-ши-ша уш-иш-аш


6. Игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия):

Логопед приглашает ребенка встать


Логопед: - Идет Маша дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш:

Для… Мишутки…малыша…

Маша…вяжет… теплый…шарф…

Шарф… на… шею… он …повяжет…

И… спасибо… Маша… скажет…


Логопед: - Молодец, у тебя внимательные ушки!


7. Пальчиковая гимнастика «Варежка» (с массажной варежкой):

Логопед: - А что это на дорожке у нас лежит? (Варежка)

Логопед: - Давай выполним пальчиковую гимнастику «Варежка»


Маша варежка нашла,

По ладошке провела,

Маша гладит по ладошке,

Будто убирает крошки,

А теперь наши горошки

Давят, давят понемножку.


8. Развитие фонематического слуха, выделение звука ш в словах.

Логопед: - Вот мы и пришли на лесную полянку. Посмотри, кто тут собрался на полянке? Как их можно назвать одним словом? (животные).


Логопед: - Но нам сегодня нужно собрать только тех животных, в названии которых есть звук ш. Поможешь мне их найти? (лиса, лягушка, волк, заяц, белка, кошка, мышка).


9. Автоматизация звука ш в словах и словосочетаниях.

Согласование числительных с существительными. Игра «Посчитай-ка».


Логопед: - Вот мы и подошли к домику Мишки. Наверное, Мишки нет дома -   висит замок. Чтобы нам его открыть, нужно выполнить упражнение.


Пальчиковая гимнастика:

На двери висит замок

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули

(руки тянутся в стороны),

Покрутили

(круговые движения паль­цев от себя),

Постучали

(основания ладоней сту­чат друг о друга)

И открыли

(разомкнули пальцы).


Логопед: - Вот мы и попали в домик к Мишке. У Мишки такой беспорядок. Давайте поможем Мишке  разложить предметы по полочкам в шкаф. В верхний ящик положим предметы со звуком – ш- в начале слова;  в средний ящик положим предметы со звуком –ш- в середине слова; а в нижний ящик положим предметы со звуком –ш- в конце слова (шапка, шуба, штаны; чашка, кувшин; гуашь, тушь, карандаш).


Логопед: - Какой ты молодец. Как хорошо разложил все предметы.


Логопед: - А теперь назовем предметы одним словом, которые находятся в верхнем ящике (одежда); в среднем ящике (посуда) и в нижнем ящике (школьные принадлежности).


Логопед: - Молодец! Я думаю, Мишке понравится.


10. Игра «Большой – большая» (на согласование прилагательных с существительными в роде):

Логопед: - Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой»? (Ребенок произносит словосочетания «большой кувшин», «большой карандаш».)


Логопед: - А про что можно сказать «большая»? («Большая шапка», «большая чашка».)


11. Автоматизация звука [ш] в предложениях.

Логопед: - Молодец. А теперь давай выберем любые 3 картинки и составим с ними предложения про Машу и Мишку.

( Маша рисует карандашами. Мишка пьёт чай из чашки. Мишка одевает на улицу шапку и шарф.)


12. Игра «Неправильная буква»:

Логопед: - Посмотри, что я нашла. Мишка учился писать букву Ш. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркни неправильно написанные буквы.


Логопед: - Напомни, из чего же состоит буква Ш? (Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.)

Предлагаю, на память Мишке выложить букву Ш из камушек Марблс.


Логопед: - Помоги Мише пройти лабиринт.


13. Игра «Четвертый лишний»

Логопед: - Помоги Мишутке. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Ш.

Картинки: Помидор, огурец, вишня, капуста. ( «Овощи»)

Кеды, шило, ботинки, тапочки. («Обувь»)

Шапка, платье, юбка, брюки. (повторение лексической темы «Одежда»)




































14. Загадки.

Логопед: - Заглянула Маша в другую комнату и нашла там Мишку. Он сидел с книжкой, читал загадки. Миша не может отгадать загадки, давай ему поможем?

Отгадай загадки:

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда. А лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)


Свет горит, мотор гудит

На колёсах шины

По дороге лихо мчит

Нас в себе ... .(машина)


Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ...(карандаш)


На квадратиках доски

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

В клетках справа, в клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. (шахматы)


Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И как днём всё видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она. (кошка)


Зелёная пружинка

В речку прыгает с кувшинки.

И как только ей не лень

Кувыркаться целый день? (лягушка)


Я умею раздуваться,

только не перестараться!

Я прошу Вас если можно –

надувайте осторожно! (шар воздушный)


Логопед: - Молодец, ты все загадки угадал правильно.


15. Автоматизация звук Ш в чистоговорках.

Логопед: Как рада Маша, просит вместе с ней повторить:

Ша-ша-ша - наша Маша хороша.

Шо-шо-шо - пляшет Маша хорошо.

Шу-шу-шу - я для Маши попляшу

Ше-ше-ше – пляшем с музыкой в душе.


16. Итог занятия:

Логопед: - Вот и помогли мы Маше и Мишке встретиться.

Логопед: - Какой звук мы учились сегодня правильно произносить?

Логопед: - Какое задание тебе понравилось больше?

Логопед: Ты хорошо занимался, молодец.


Логопед: - К кому мы сегодня отправились в гости? (к Мише и Маше)

- На чем мы путешествовали? (на воздушном шаре)

- Кто еще ходил в гости к Мише и Маше вместе с нами? (лягушка, кошка, мышка)

- Какой звук учились произносить? (звук ш).


Рефлексия.

Логопед: Если путешествие понравилось, возьми на память веселую Машу. Если не понравилось - то  грустную Машу .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!