ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»
Автоматизация звука « Щ»
(индивидуальное занятие)
2 «Б» класс
Учитель – логопед Лисунова С.В.
г. Зерноград
2018 г.
Тема урока: Автоматизация звука Щ
(Формирование универсальных учебных действий на индивидуальном занятии)
Цели по формированию УУД на логопедическом занятии:
Для формирования личностных учебных действий:
-положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
-фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
-с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;
-ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач;
-самостоятельно оценивать собственную деятельность
для регулятивных учебных действий:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия для выполнения задания;
для познавательных:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;
для коммуникативных: -осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками
самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.
Цели традиционного логопедического воздействия:
Образовательные
-автоматизация звука Щ
Коррекционно-развивающие
-развитие мелкой моторики
-развитие фонематических процессов
-пополнение и активизация словарного запаса
-развитие психических процессов
-развитие просодики голоса, речевого дыхания
-развитие артикуляционной моторики
Воспитательные:
-прививать интерес к логопедическим занятиям
- воспитывать бережное отношение к вещам;
Здоровьесберегающие:
-использование психогимнастики, спокойной музыки, смена положений и упражнений для предотвращения психической и физической усталости.
Оборудование: зеркала, серия картинок, звуковые сигналы, сигналы, прищепки, звуковая линейка, праздничные дудочки, профиль звука, презентация.
План урока:
Психологический настрой
- Чему учимся на индивидуальном занятии?
Дет. Звуки слушать внимательно,
Произносить старательно,
Говорить спокойно, внятно,
Чтобы было всем понятно!
II. Психогимнастика. Слайд 1
- покажи это лицом. Слайд 2
- что нужно сделать, чтобы слушая это произведение, настроение изменилось и стало весёлым? Слайд 3
III. Введение в тему.
- С каким звуком мы будем работать, вы отгадаете, выполнив задание.
Назовите предмет, который расположен в верхнем правом углу.
щука
собака
чайка
жук
- Выделите в нм первый звук.
- Догадались, с каким звуком мы будем сегодня работать?
IV.Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Щ в слогах, словах, словосочетаниях и во фразовой речи.
V. Подготовительные упражнения.
- Чтобы правильно произносить звук Щ, что нам нужно выполнить?
Дет. Разминку
- Какие упражнения мы будем выполнять?
(ответы детей)
Мимическая гимнастика. Слайды 5,6,7,8,
- Прочитайте слова: удивление, страх, радость.
-Соотнесите слово с выражением мимики лица на картинках.
-Передайте настроение, изображенное на картинке своей мимикой.
- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите! (с радостным).
Дыхательная гимнастика. Слайд 10
- Сейчас будем вырабатывать умение управлять воздушной струёй. Возьмите праздничные дудочки. Сделаем вдох через нос и на выдохе подуем в дудочку (3-4 раза)
Пальчиковая гимнастика. Слайд 14,15,
- Что у меня в руках? (прищепка)
- Как вы думаете, что можно сделать из прищепок?
(ответы детей)
- Мы прищепочки возьмем
И квадратик соберем!
Самомассаж. Слайд16
Светит солнышко с утра
На массаж идти пора
Лучи лобик согревают,
Потом щечки разминают,
Ушки наши разотрут
И губам тепло дадут.
Подбородок растирают,
еще шейку пригревают!
Биоэнергопластика. Слайд17
- Орешки.
- Качели.
-Почистим верхние зубы.
- Вкусное варенье.
- Маляр.
-Грибок.
-Для чего мы выполняли все эти упражнения?
VI. Артикуляция звука Щ ( по профилю)
- Как расположены органы речи при произнесении звука Щ?
VII. Произнесение звука Щ по цепочке.
VIII. Характеристика звука Щ (согл., мягк., глух.)
Развитие фонематического слуха
- Чтобы научиться правильно произносить звук Щ вы должны научиться слышать и различать его.
-Еще раз послушайте, как он звучит.
- будешь учиться узнавать звук Щ:
А) среди других звуков
-что такое звук?
-если услышишь звук Щ – обозначь его звуковым сигналом.
Б) среди слогов
- что такое слог?
- если услышишь слог со звуком Щ – обозначьте его звуковым сигналом.
В) в словах Слайд 18
- если услышишь звук Щ в слове, обозначьте его звуковым сигналом:
Плащ, шапка, чаща, чайка, камыши, животное, чучело, прищепка, щетина
Слайд 19
Итог. Для чего мы выполняли все эти упражнения?
VII.Обогащение словаря.
-Назовите картинки (уточнить лексическое значение).
Щетка, лещ, щегол, прищепка, площадь, плащ, овощи, роща.
- Назовите слова, отвечающие на вопрос КТО?
- Назовите слова, отвечающие на вопрос ЧТО?
- Между какими картинками расположен лещ,
-овощи и т.д.
- Перед какой картинкой стоит щегол?
-За какой картинкой стоит плащ?
-Назовите рыб?
-Назовите птиц?
-Назовите слова, состоящие из 1 слога? Из 2-Х слогов, 3-Х слогов, 4-Х слогов?
- Отгадайте загадку:
Хоть на вид она не очень хороша
И немножечко похожа на ежа,
Очень любит перед тем, как лягу спать,
На зубах моих минутку поплясать.
Она стоит в стакане в ванной
И чистит зубы очень чётко.
И помогает как ни странно.
Зовут её ...
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит
И усердно служит. (Зубная щётка)
Работа по слововобразованию.
- Кто скажет, как называется щетка, которой чистят обувь?
-Как называется щетка, которой чистят одежду?
- Какие же есть щетки?
(сапожная щетка, щетка для волос, одежная щетка)
Работа над грамматическим строем речи.
- Измените словосочетание ЧИЩУ ЩЕТКОЙ по образцу:
Я - ЧИЩУ ЩЕТКОЙ МЫ - ЧИСТИМ ЩЕТКОЙ
ТЫ - ЧИСТИШЬ ЩЕТКОЙ ВЫ - ЧИСТИТЕ ЩЕТКОЙ
ОН, ОНА – ЧИСТИТ ЩЕТКОЙ ОНИ- ЧИСТЯТ ЩЕТКОЙ
Работа над связной речью.
- Ребята, где же мы применяем щетки?
- Для того, чтобы быть чистыми и аккуратными, мы должны уметь правильно пользоваться этими предметами.
- Есть небольшое стихотворение, котрое показывает, как необходимы в жизни эти предметы. Послушайте его:
Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щеткой чищу:
Этой щеткой – чищу зубы,
Этой щеткой – башмаки,
Этой щеткой – чищу брюки.
Все три щетки мне нужны!
- Давайте заучим это стихотворение.
VIII.Итог урока. Слайд 22
- Какой дежурный звук у нас был сегодня на уроке?
-Где мы его старались произносить?
-Что нам помогло правильно произносить этот звук и другие?
- Что нового мы узнали?
-Что особенно вам понравилось?
Слайд 24