СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука с

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука с

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука с»

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

структурное подразделение






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

индивидуального занятия по логопедии,

проведенного МБДОУ № 317

Ананьевой Екатериной Романовной









Ростов-на-Дону.

2020 г

Тема: Постановка звука [с].

Цель: создать условия для постановки звука [с] у детей

Задачи:

1. Определить артикуляцию звука [с];

2. Развивать мимику, дыхание, силу голоса, мелкую моторику, артикуляцию, фонематический слух;

3. Развивать память, внимание, мышление;

4. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Оборудование: зеркала, игровое пособие для дыхательной гимнастики (панда, вата), для мимических упражнений (смайлы с различными эмоциями), для упражнения на развитие силы голоса (облака), для развития мелкой моторики (скрепки, желтые круги), изображение профиля артикуляции звука [с], карточка с характеристикой звука [с].

Форма организации: подгрупповое занятие.



















Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приёмы работы

1. Организационный момент

Приветствие:

- Здравствуй, меня зовут Екатерина Романовна

- Скажи, какое у нас сейчас занятие?

-Что мы будем делать на индивидуальном занятии?


- Что помогает нам правильно и красиво говорить?




- Здравствуйте.

- Индивидуальное.

- Учиться правильно и красиво говорить.


- Язык, губы, зубы

Словесный метод (беседа, чтение загадки)







2. Подготовительный этап

2.1. Мимические упражнения




















2.2. Упражнения для дыхания





















2.3. Упражнение для развития силы голоса



























2.4. Упражнения для развития мелкой моторики











2.5. Артикуляционная гимнастика


- Ой, ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Откроем его?

(открывает конверт и достаёт смайлики).

- Послушайте, что сказано в письме:

Здравствуйте ребята, меня зовут Мастер Эмоций. Мне срочно нужно уехать, но мне некому оставить моих маленьких друзей. Поэтому я решил отправить их вам. Надеюсь, вы о них позаботитесь.

- Ребята, посмотрите, каких друзей прислал нам Мастер эмоций (достаёт из конверта смайлики).

- Чтобы они не скучали, давайте с ними немного поиграем. Покажем те же эмоции, которые изображают смайлы.

- Какие упражнения мы сейчас выполняли?

- Для чего мы выполняли эти упражнения?


-Наши эмоции совсем потерялись во времени и знают, какое сейчас время года.

-Ребята, а какое сейчас время года? А что делают птицы осенью? Куда они улетают?

-Правильно, птицы улетают на юг в тёплые края, а что происходит с птенцами? Они остаются в гнёздах, потому что ещё не совсем хорошо умеют летать, давайте поможем птенцам вылететь из гнезда?

Но прежде, чем мы поможем птенцам улететь, давайте научимся правильно дышать.

- Дышим правильно: щёки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем через нос, выдох через нос.

- Что мы сейчас с вами делали?


- Зачем мы его выполняли?


- Эмоции говорят, что вы большие володцы ребята, вы помогли птенцам улететь в тёплые края, ну не только птицы улетают в тёплые края чтобы переждать зиму, но пароходы отправляются на пристань, чтобы там переждать холода.


-А вы знаете, как гудит пароход?


-Когда пароход плывёт далеко,

он гудит тихо.


-Когда пароход подплывает поближе, он гудит чуть громче.


-Когда пароход находится совсем рядом с нами. он гудит очень громко.


- А теперь я буду говорить вам слова тихо, громче и громко, а вы голосом показываете мне, как гудит пароход.

- Что мы сейчас выполняли?


- Чему учились, выполняя это упражнение?



-Нашим гостям –

эмоциям пора отправляться обратно к Мастеру эмоций, ну а чтобы наше расставание с ними не было таким грустным, мы на память сделаем им красивые браслеты, но перед этим, давайте подготовим наши пальчики к работе, делаем себе массаж ладошки от запястья и придавливаем кончик пальца.



-Ну, теперь наши руки готовы к работе, для этого возьмите шнурочки и продевайте через них деревянные фигуры.


-молодцы, ребята, эмоции просили передать вам, что им очень приятно было побывать у вас сегодня.


- Что мы сейчас делали?

- Для чего вы её выполняли?





- Вы хорошо справлялись со всеми заданиями, а теперь я предлагают вам сделать артикуляционную гимнастику:

1.«Улыбка»

2.«Улыбка-трубочка».

3.«Чистим нижние зубы».

4.«Месим тесто»;

5.«Орешки».

6.«Иголочка»

- Что мы с вами сейчас выполняли?

- Верно, вы молодцы.


- Да.



Слушают учителя.













Выполняет мимические упражнения.


- Мимические упражнения.


- Чтобы развивать мышцы лица.


-осень

-в тёплые края.






Выполняют упражнение для развития дыхания.







- Выполняли упражнение для дыхания.


- Учились правильно дышать.













У-у-у-у-у!


Тихо и длительно произносят звук [у].


Громче и длительно произносят звук [у]


Громко и длительно произносят звук [у].




- Упражнение для развития силы голоса.

- Громко и тихо говорить.











Дети делают массаж.





Выполняют упражнение для развития мелкой моторики.








- Пальчиковую гимнастику.

- Чтобы развивать мелкую моторику.











Выполняют артикуляционные упражнения.


- Артикуляционную гимнастику.

Словесный метод (беседа).


Игровой метод.














Практический метод (выполнение упражнений).


Наглядный метод (использование наглядного материала).


Игровой метод.






Практический метод.


Словесный метод (беседа).










Словесный метод (беседа, рассказ).

















Практический метод.


Контроль действий.












Практический метод.


Контроль действий.


Словесный метод (беседа).


3. Основной этап

3.1. Сообщение темы занятия











3.2. Работа с профилем








2.3. Постановка звука по подражанию.


























Физминутка.



3.4. Развитие фонематического слуха














-Послушайте слова собака, сова, слон.


-С какого звука начинаются эти слова? А какой буквой на письме или при чтении обозначается этот звук? Найдите её и прикрепите к доске.

- Сегодня на занятии мы буде учиться произносить звук [с].



Посмотрите на профиль звука [с]


- Какое положение занимают губы, когда ты произносишь этот звук?


- А что ты можешь сказать о положении зубов и языка.



- Возьмите зеркала , послушайте как произносится звук [с]

- Попробуйте повторить.

-Произнеси звук [с].


-Какая воздушная струя выдыхаемого воздуха, когда вы произносите звук [c]?



-Произнеси ещё раз звук [с].

-Есть преграда при произнесении звука?

Какая?

- Значит, какой это звук гласный или согласный?

-Звонкий или глухой? Давай проверим, поднеси руку к горлышку и проверь, дрожит горлышко или нет?


звук?


Мягкий или твёрдый?


-Давай вместе произнесём звук [с]

.

Проведение физминутки.



- Будем учиться «ловить» звук [с] среди других звуков.

- Я буду называть звуки, а вы «ловите» звук [с], когда его услышите, хлопните в ладоши.

- д, с, з, с, к, ш, с, т, с.


- Будем ловить звук [с] в слогах.

- Я буду называть слоги, а вы «ловите» слог со звуком [с], когда услышите его, хлопните в ладоши.

Са, ха, зу, су, ку, со, шо, ты, сы.


-Чему мы учились, выполняя это задание?







-со звука [c]

-буквой с








- Они растянуты в улыбке.


- Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.



Берут зеркала. Слушают учителя.

Произносят с-с-с по подражанию.


-с-с-с-с-с



-холодная




Произносит звук [с].


-да, язык


-согласный.


-глухой, потому что горлышко не дрожит






-твёрдый.


С-с-с-с.





«Ловят» звук [с] среди звуков






«Ловят» звук [с] в слогах.



-находить звук с в звуках, слогах.










Практический метод.


Наглядный метод.













Практический метод.


Словесный метод (беседа).








Практический метод.


Наглядный метод (показ учителем).




















4. Рефлексия


- Наше занятие подходит к концу.

-Какие упражнения мы сегодня с вами выполняли?




Давайте вспомним, над каким звуком мы сегодня работали?

- Какой это звук?

- Кто был у нас в гостях?


-Эмоции уехали к себе домой, но попросили передать вам небольшие подарки, стрекоз, как вы думаете ,почему именно стрекоз?

- Вы очень хорошо сегодня поработали. Я вами очень довольна.

- На этом наше занятие окончено. До свидания.




-мимические, на развитие силы голоса, на мелкую моторику, на развитие дыхания.


- Над звуком [с].

- Согласный, твёрдый, глухой.

- Эмоции.






-начинается на звук с



- До свидания.


Словесный метод (беседа).

Побудительно-оценочный метод (поощрение).











«Улыбка»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.


«Чистим нижние зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.


«Иголочка»

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 


«Улыбка - трубочка»

Удерживаем губы в улыбке. Зубы не видны, а затем вытягиваем губы вперед длинной трубочкой.


«Месим тесто»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.


«Орешки»

Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, имитируя выдавливание шариков, на щеках образуются твердые шарики-«орешки» . Упражнение выполнять медленно, четко.










Самоанализ индивидуального логопедического занятия.


по теме: «Постановка звука [с]


Данное занятие посвящено постановке звука [с]. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Разрабатывая конспект занятия, были учтены речевые заключения детей (ОНР, дизартрия), особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Цель занятия: создать условия для постановки звука [с] у учащихся.

Задачи:

1. Определить артикуляцию звука [с];

2. Развивать мимику, дыхание, силу голоса, мелкую моторику, артикуляцию, фонематический слух;

3. Развивать память, внимание, мышление;

4. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов ( доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т.д) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. На занятии обучение строила как увлекательную проблемно- игровую деятельность, во время которой дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались

Со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена физминутка, которая отражала лексическую тематику занятия.

Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые звуки. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и психического развития. Я старалась создавать ситуацию успеха каждому ребёнку и всей группе в целом , как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах –подсказки, наводящие вопросы.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованны.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены и цель достигнута.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!