КОНСПЕКТ индивидуального занятия по РСВ и ФП
для 6 класса
Тема: Дифференциация звуков [з] и [c]. Текст «День Защитника Отечества».
План :
Ι. Формирование произносительной стороны речи.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Работа с интонацией
6. Дифференциация звуков [з]-[с].
1) Работа с профилями, описание артикуляции [з]-[с] в сравнении.
2) Чтение слов
3) Составление предложений
4) Пословицы, загадки
7. Работа над правилом орфоэпии.
Физминутка
ΙΙ. Развитие слухового восприятия.
1.Восприятие фраз с общеобразовательных уроков.
2. Работа с текстом
3. Послушай и назови
ΙΙΙ. Итог урока.
Задачи:
1. Коррекционно - развивающие:
• Коррекция и развитие мыслительной деятельности на уровне аналитико-синтетической деятельности на примере слов, словосочетаний, предложений;
• Коррекция и развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления, путём выполнения заданий на соотношение и воспроизведение слов и словосочетаний и т.д.;
• Продолжение работы над интонационной окраской речи.
2. Коррекционно - образовательные:
• Продолжать вести работу дифференциации звуков [з-с] на материале слов, словосочетаний, предложений и в самостоятельной речи.;
• Формировать умение определять наличие слов со звуком [з-с] в словах;
• Тренировать умение составлять словосочетания, предложения с использование опорных слов;
• Продолжать обогащать словарный запас.
3. Коррекционно – воспитательные:
• Формировать умение выделять главное, существенное в прочитанном;
• Формировать умение логически излагать свои мысли;
• Воспитывать положительное отношение к занятию;
• Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
Цель: продолжить знакомство ученика 6 класса с текстом, продолжить работу над звуком [з-с] на уровне слова, словосочетания, предложения (на разнообразном речевом материале).
I Формирование произносительной стороны речи.
1.Организационный момент
Школьник (ш.): Здравствуйте.
Учитель (у): Здравствуй.
(У.): Садись. Как ты слышишь?
(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.
(У.): Какое будет занятие?
(Ш.): Будет занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
2. Объявление темы занятия.
(У.): Какая тема была на прошлом занятии по развитию слухового восприятия?
(Ш.): На прошлом занятии я работал с темой «Известные люди».
(У.): Послушай стихотворение (за экраном)
«Нашей Армии любимой
День рожденье в Феврале,
Слава ей, непобедимой,
Слава миру на Земле!»
-Про какой праздник говорится в этом стихотворении?
(Ш.): День защитника отечества, день папы.
(У) Правильно! В последнем зимнем месяце феврале, мы отмечаем замечательный праздник - «День защитников Отечества». Отечество - это наша Родина, страна. Как называется наша страна?
(Ш): Наша страна – Россия
(У) Как ты думаешь, кто такие защитники?
Правильно, это ваши папы, дедушки, старшие братья, которые в свое время мужественно защищали нашу Родину, служили в армии-солдаты.
Тема сегодняшнего занятия будет – День Защитников Отечества
3. Дыхательная гимнастика:
Сейчас мы займемся дыхательной гимнастикой. Положи одну руку на грудь, а другую на живот:
Вдох выдох
Будем говорить на одном выдохе
Вдох один, два, три……выдох
4. Артикуляционная гимнастика. Выполнение упражнений по карточкам: Заборчик, Часы, Качели, Грибочек, Лошадка..
5. Работа с интонацией
Будем работать над интонацией
Что такое интонация? -Интонация-это повышение или
понижение голоса.
-Что можно выражать интонацией? -Можно выражать разные чувства: радость,
грусть…
-Прочитай предложение.
Произнеси его с интонацией радости. -Какая хорошая погода!
Произнеси с интонацией грусти. –Вот и кончились каникулы!
Произнеси с интонацией удивления. –О, какая большая машина!
Произнеси с интонацией просьбы. –Дай, пожалуйста, карандаш.
Произнеси с повелительной интонацией. –Сиди тихо! Иди домой!
6. Дифференциация звуков [з]-[с].
Будем различать звуки [з]и [с](слайд)
1. Анализ артикуляции звуков «з» и «с».
(У.): Обрати внимание на профили произношения звуков «з» и «с». При произношении обоих звуков губы принимают положение лёгкой улыбки; зубы сближены. При произнесении звука [з] : голос есть
Слайд. Прочитай слова правильно, соблюдая ударение:
Задание-Салфетка
Зонт-Сон
Зубатка-Судак
Зимний - Синий
Зелень – Селезень
(У.): Слушай внимательно слова, где есть звуки З-С, подними руку:
сад, вокзал, бусы, мяч, коза, сапоги, тетрадь, колбаса, рюкзак, математика, зонт, лес, урок.
(слова предъявляются за экраном).
(У.): Составь из данных слов предложения и прочитай(работа с разрезными словами):
За, собака, бежит, охотничья, зайцем.
Паша, доске, на, слово, написал.
(прочитай на одном выдохе, слитно первое предложение).
(У.): Послушай и отгадай загадки:
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный ( арбуз ).
Над землёй трава,
Под землёй алая голова ( свёкла ).
Интерактивное задание:
Пословицы (https://wordwall.net/ru/resource/86870811/%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%86%d1%8b). Сопоставь начало и конец пословиц.
Человек без Родины, что….. соловей без песни.
Родная земля ……. и в горсти мила
Кто за Родину горой, …. тот истинный герой.
Народы нашей страны…… дружбой сильны.
Для Родины своей ни сил….. ни жизни не жалей.
7. Работа над правилом орфоэпии.
Окончания -ого, -его надо произносить как -ова, -ева.
-Прочитай слова, соблюдая правило: красного, белого, синего, жёлтого, первого, третьего.
-Прочитай предложения правильно:
У моего брата есть собака.
Я ученик седьмого класса.
-Составь самостоятельно предложение со словом синего.
Физминутка
II Развитие слухового восприятия.
1. Восприятие фраз с общеобразовательных уроков.
-Слушай внимательно фразы и повторяй (речевой материал предъявляется на слух с ЗУА):
-Какой сегодня день недели?
-Назови зимние месяцы?
-Назови первый весенний месяц?
-В марте 31 день.
-В году 365 дней
-Песок – рыхлая горная порода.
-Окружность – это граница круга.
-Хорошо, красиво, ярко – это наречия.
-Делить на ноль нельзя.
-Мы играли в баскетбол.
2.Работа с текстом (второе занятие – восприятие по предложению, материал предъявляется на слух с ЗУА).
ТЕКСТ: «НАША АРМИЯ»
Армия защищает нашу Родину и охраняет наши границы от врагов. Оно одержала много побед над врагами. Самой тяжёлой была война с немецкими фашистами. Фашисты хотели захватить и поработить русский народ. Храбро сражались наши солдаты. Моряки били врага на море, а отважные летчики – в воздухе. Весь народ помогал нашей армии: рабочие на заводе делали оружие, колхозники – выращивали хлеб для армии. И Россия победила в войне с фашистами.
Текст читается 2 раза. Вопросы к тексту:
Кто защищает нашу Родину на суше, на море, в воздухе?
Как народ помогал нашей армии?
Какая страна победила в войне с фашистами?
Слайд. Какие же бывают военные профессии?
-ракетчики
-танкисты
-моряки
- летчики
-десантники
-пехотинцы
3. «Послушай и назови»
Учитель читает за экраном описание военных предметов обмундирования и снаряжения, учение должен догадаться о каком предмете идет речь.
1. - тип верхней одежды, введенный в 1802 г. Изготовляли из толстого серого сукна грубой выделки. (ШИНЕЛЬ)
2. - наплечный знак, определяющий принадлежность к роду войск и чин. (ПОГОН)
3. металлическая (медная или железная) прямоугольная застежка на поясном ремне.(БЛЯХА)
4.– это оптический прибор, с помощью которого производится наблюдение за удаленными объектами.(Бинокль)
5. Головной убор, знак отличия и гордости русских летчиков. (Пилотка)
Силы Российской Федерации подразделяются на 3 вида. К видам войск относятся:
Сухопутные войска,
Воздушно-космические силы,
Военно-морской флот».
4.Учитель читает за экраном описание видов войск, ученик должен догадаться о ком идет речь. Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов.
Их называют пехотой. Они первыми встречают врага на своих рубежах и первыми ступают на территорию противника при контратаке.(Сухопутные войска)
Они могут уничтожать корабли и морские базы врага и даже наносить ядерные удары. (Военно-морской флот)
Новый вид войск, предназначенный для обеспечения безопасности России в небе, а также управления спутниковыми системами.(Воздушно-космические войска).
III. Итог урока:
- Что мы делали?
- Я говорил звуки и слушал.
- Тебе понравился урок?
- Да.
- Спасибо за урок, до свидания.
- До свидания.