Индивидуальный проект старшеклассника
Нормативно-правовые и организационно-методические условия реализации индивидуального проекта
Нормативные основания реализации индивидуального проекта в 10-11 классах (федеральный уровень)
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
- Приказ Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ».
Содержание и объем курса «Индивидуальный проект» определяется
- Требованиями ФГОС СОО по созданию условий для индивидуальной проектной деятельности, ориентированной на развитие комплекса метапредметных результатов.
- Решением ОО о календарном периоде, в течение которого будут разрабатываться, реализовываться и защищаться индивидуальные проекты (в рамках только 10 класса, в рамках только 11 класса, в рамках и 10, и 11 классов).
- Уровнем проектной компетентности обучающихся, сформированной в основной школе, в том числе и при реализации /защите индивидуальных проектов в 9 классов.
- Включением/невключением в структуру и содержание курса консультаций обучающихся с педагогами-тьюторами по вопросам предметного содержания индивидуального проекта.
- Профессиональной готовностью педагогов к разработке и реализации метапредметного курса.
Особенности индивидуального проекта в соответствии с ФГОС СОО
- Выполняется всеми обучающимися
- Выполняется самостоятельно под руководством учителя (тьютора)
- По выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
- Выполняется в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
- Должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Этапы и примерные сроки реализации учебно-исследовательской и проектной деятельностей в ОО на уровне СОО
№
Наименование
1
мероприятия
2
Выбор и закрепление руководителей проектов
Сроки
Где
Утверждение тем проектов
3
До 1 октября
фиксируется
Ответственный
(10 класс)
Приказ директора, протокол педсовета
4
До 15 октября
Составление расписания индивидуальных и (или) групповых консультаций с обучающимися (за счет часов внеурочной деятельности)
Реализация учебно-исследовательской и проектной деятельностей
Приказ директора, протокол педсовета
(10 класс)
До 20 октября
5
Зам.директора по УВР, курирующий реализацию ФГОС СОО
6
Предзащита проекта, допуск к итоговой аттестации
С 20 октября по 1 марта
(10 класс)
Расписание, утвержденное руководителем
Зам.директора по УВР, курирующий реализацию ФГОС СОО
(10 класс)
Запись в журнале консультаций
Публичная защита проектов
До 1 апреля
Руководители проектов
Руководители проектов
(10 класс)
Запись в журнале консультаций с указанием допуска/ недопуска к итоговой защите
До 20 мая
Протокол итоговой конференции, протокол педсовета, приказ
Руководители проектов
Члены комиссии
по индивидуальному проекту
Тема индивидуального проекта утверждена С чего начать обучающемуся работу над проектом?
Паспорт проектной работы:
1. Название проекта или исследования.
2. Руководитель проекта или исследования.
3. Учебный предмет (предметы), в рамках которого(ых) осуществляется проект.
4. Тип проекта (информационный, творческий, социальный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный).
5. Заказчик проекта (при наличии).
6. Цель и задачи проекта или исследования.
7. Вопросы проекта или исследования (необходимо указать 3-4 наиболее значимых проблемных вопроса по теме проекта).
8. Необходимое оборудование.
9. Предполагаемый продукт.
10. Этапы работы над проектом с указанием продолжительности этапа, содержания работы, промежуточных результатов.
Примерные темы ИИП
«Экологическое мышление»
«Портрет одного слова»
Витаминная азбука.
«Переход слова из одной части речи в другую»
Вкусовые галлюцинации.
«Русская история в географических названиях Нижегородского края»
«Быт русского дворянства в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (интерьер, еда, средства передвижения и т.п.)
Влияние гормонов на рост и развитие человека.
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству одного из поэтов (по выбору обучающегося)
Влияние памяти на успеваемость учащихся нашего класса.
Влияние татуировки и пирсинга на организм.
«Великая отечественная война в творчестве дальневосточных поэтов»
Влияние шоколада на организм человека.
«Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пушкина
«Книжные полки Онегина»
Волосы — показатель здоровья и красоты человека.
Враги кровообращения.
Брошюра «Бессоюзные сложные предложения в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
«Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе»
Есть или не есть, пить или не пить.
«Школьная библиотека – зона комфорта и развития»
«Кулинарные традиции в произведениях писателей XIX века» (по выбору обучающегося)
Загадки памяти.
«Общение в эпоху on-line».
Изучение и расчет биологических ритмов.
«Способы приветствия в русском языке»
Иммунитет на страже здоровья человека.
«Значения слов «да» и «нет» в русском языке»
Использование принципа строения костей в архитектуре.
Исследование бактериальной загрязненности предметов обихода и рук учащихся школы.
«Фанфикшн как явление современной литературы».
«Этимология названий транспортных средств»
Исследование влияния межполушарной асимметрии головного мозга на способности и творческий потенциал учащихся.
Пищевые добавки: за и против.
Полиэтилен – знакомый незнакомец.
Редкие элементы и их география.
Требования к организации и реализации ИП в ходе включения обучающихся в процесс самостоятельной работы
Тема проекта определяется в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности обучающегося (личностные, познавательные УУД).
Формируется чувство персональной ответственности, требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициативность (личностные УУД).
Имеется возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе (регулятивные УУД).
Приобретается опыт работы на всех этапах выполнения проекта (познавательные, регулятивные УУД).
Формируются навыки индивидуальной работы (регулятивные УУД).
Уверенность опирается на личное мнение и мнение руководителя проекта (личностные УУД).
Возникает феномен индивидуалиста
Критерии оценивания ИИП
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование, реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Оценочный лист индивидуального проекта (вариант 1)
Актуальность выбранной темы.
Практическая значимость работы.
Аргументированность целей работы.
Выбор оптимальных методов исследования.
Грамотность представленных результатов.
Научность изложения материала.
Логичность изложения материала.
Доступность для понимания.
Наглядность(таблицы, схемы, презентации, видеоматериалы)
Умение вести дискуссию
Полученные результаты и их оценка.
Реализация проекта.
От 0-3 баллов
Оценочный лист индивидуального проекта (вариант 2)
1. Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения, практическая ценность проекта (мах - 2 балла)
Цель выполнения проекта не сформулирована – 0 баллов.
Цель определена, но не обозначены пути ее достижения, нет плана работы – 1 балл.
Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом имеет практическую ценность – 2 балла.
2. Полнота использованной информации, разнообразие источников информации (мах - 3 балла)
Библиография отсутствует. – 0 баллов.
Библиография содержит незначительный объем подходящей информации. – 2 балла.
Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников. – 3 балла.
Оценочный лист индивидуального проекта (вариант 2)
3. Творческий и аналитический подход к работе, объем, новизна решений (мах – 4 балла)
Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта – 1 балл.
Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода – 2 балла.
Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта, новые решения – 4 балла.
4. Качество оформления отчета о работе над проектом и наглядых пособий (мах – 4 баллов)
Отчет отсутствует 0 баллов
Отчет представлен в виде устного сообщения без наглядных пособий 1-3 балла
Отчет представлен в виде презентации или текстового файла. 3-4 балла
Оценочный лист индивидуального проекта (вариант 2)
15. Анализ процесса и результата работы (мах – 4 балла)
Анализ работы отсутствует 0 баллов
Анализ работы выполнен формально 1-2 балла
Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывавшихся ситуаций 3-4 балла
6. Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу, уровень самостоятельности (мах - 4 баллов)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 1-2 балла
Работа самостоятельная, демонстрирующая личное заинтересованное отношение автора, собственные разработки и предложения 3-4 балла
Перевод баллов:
21-19 баллов (высокий уровень выполнения работы)- отметка «отлично»;
18-15 баллов (средний уровень выполнения рабо-ты)- отметка «хорошо»;
14-10 баллов (пониженный уровень выполнения работы)- отметка «удовлетворительно»
Ф. И. О. членов жюри:
В какой документ вносится отметка за выполнение индивидуального проекта?
Итоговая отметка по предметам и междисциплинарным программам фиксируется в документе об уровне образования установленного образца – аттестате о среднем общем образовании.