№п
|
Содержание деятельности
должен научиться
|
1 год обучения
|
начало
|
серед
|
конец
|
I
|
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
|
|
|
|
1
|
Ознакомление с природой
|
|
|
|
|
- узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинках;
|
|
|
|
|
- узнавать и правильно называть 3—4 вида травянистых цветущих растений, 2-3 вида деревьев, 1—2 вида кустарников, 2—3 вида грибов (знать мухомор как ядовитый гриб), 1—2 комнатных растения;
|
|
|
|
|
- правильно называть 3-5 видов овощей, фруктов и ягод, уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, два-три наименования конкретных предметов;
|
|
|
|
|
- различать птиц, которые посещают участок детского сада (3—4 вида), по величине, окраске оперения (указываются только опознавательные признаки), пению, повадкам (3—4 вида);
|
|
|
|
|
- называть 3—4 вида насекомых (муха, пчела, бабочка, стрекоза);
|
|
|
|
|
- называть характерные особенности насекомых (6 ног, брюшко, головка, крылья, насечки на спине);
|
|
|
|
|
- называть домашних и диких животных (5—6 видов), различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам, место их проживания, чем они питаются, какую пользу приносят людям;
|
|
|
|
2
|
Ознакомление с жизнью и трудом людей
|
|
|
|
|
- называть, где и кем работают его родители, что они делают на работе; чем занимаются братья и сестры;
|
|
|
|
|
- называть профессии других людей
|
|
|
|
|
- двумя-тремя предложениями рассказать о труде взрослых детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, педагога-дефектолога, врача, медсестры, почтальона водителя общественного пассажирского транспорта
|
|
|
|
|
- рассказывать о внешнем виде посещаемого детского сада и дома, в котором живет ребенок;
|
|
|
|
|
- узнавать по назначению и оформлению разные виды магазинов, аптеку, почту, детский сад, школу, поликлинику, стадион
|
|
|
|
|
- узнавать и правильно называть транспортные средства (автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет);
|
|
|
|
|
- свои имя и фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев и сестер, бабушки и дедушки, элементарные родственные связи;
|
|
|
|
|
- домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде;
|
|
|
|
|
- бытовую технику (знание двух-трех предметов), правила обращения с бытовой техникой, правила безопасности, любимые игрушки и настольные игры
|
|
|
|
3
|
Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия
|
|
|
|
|
- различать и правильно называть цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, белый, черный;
|
|
|
|
|
- узнавать и правильно называть геометрические и геометрические тела;
|
|
|
|
|
- видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами, называя эти предметы круглыми, треугольными, квадратными, овальными;
|
|
|
|
|
- обводить контур геометрических фигур и биологических объектов
|
|
|
|
|
- указывать размер предметов при сравнении нескольких предметов (от 3 до 5) разной длины, высоты, ширины;
|
|
|
|
|
- приемам сопоставления двух или нескольких предметов по цвету, форме, размеру:
|
|
|
|
|
- прикладыванию вплотную при распознавании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера;
|
|
|
|
|
- составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета;
|
|
|
|
|
- подбирать геометрические фигуры, разные по цвету и по величине;
|
|
|
|
|
- различать правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны, определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — тем, что данная геометрическая фигура им вниз);
|
|
|
|
|
- пространственные понятия: правое — левое, верх — низ, спереди — сзади;
|
|
|
|
|
- воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесному указанию, активно употреблять соответствующие слова в речи: справа — слева, вверху — внизу, спереди — сзади, в середине, между и др.
|
|
|
|
4
|
Умственное развитие
|
|
|
|
|
- составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения), по полной аналогии (двух одинаковых признаков, например, по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине и др.), по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины), по трем признакам (такого же цвета, одинаковые по форме, но разные по величине);
|
|
|
|
|
- относить наименования трех-четырех конкретных предметов к обобщающим словам: деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, домашние животные, дикие животные, насекомые, птицы, мебель, посуда, игрушки, настольные игры, одежда, обувь, головные уборы;
|
|
|
|
|
- различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками;
|
|
|
|
|
- определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий (на картинках и в реальной действительности);
|
|
|
|
5
|
Речевое развитие
|
|
|
|
|
- активно употреблять слова, обозначающие предметы и явления, которые изучаются в лексических темах в течение года;
|
|
|
|
|
- употреблять слова, обозначающие цвет, форму, величину, свойства материалов, назначение непосредственно наблюдаемых предметов;
|
|
|
|
|
- называть предметы, их пространственное расположение после выполнения словесных указаний педагога;
|
|
|
|
|
- отчетливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, четко проговаривать окончания в словах;
|
|
|
|
|
- использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности и др.;
|
|
|
|
|
- правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже (например, одно колесо, два колеса, три колеса... или: красное яблоко, красный шарф, красные карандаши, красная шапочка и т.п.);
|
|
|
|
|
- понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов (верх — низ, правое — левое, спереди — сзади);
|
|
|
|
|
- строить предложения с использованием союза и, предлогов и наречий, выражающих пространственные понятия;
|
|
|
|
|
- рассказывать о собственных наблюдениях за погодой, объектами и явлениями природы, а также о собственной практической деятельности по этапам изготовления той или иной поделки или выполненного трудового действия;
|
|
|
|
|
- составлять рассказы о сезонных изменениях природы, изображенных на сюжетной картине: умение выделить главное, установить причинно-следственные связи, сделать выводы;
|
|
|
|
|
- понимать позу и движения, настроения персонажей, изображенных на сюжетной картине, уметь рассказать о последовательности действий персонажа в серии сюжетных картин;
|
|
|
|
|
- составлять рассказы-описания любимых игрушек;
|
|
|
|
II
|
Развитие речевого (фонематического) восприятия
|
|
|
|
|
- способу вычленения звука из слова и называнию выделенного звука;
|
|
|
|
|
- относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и звучания;
|
|
|
|
|
- условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим цветом;
|
|
|
|
|
- узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки;
|
|
|
|
|
- составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из двух-трех слов.
|
|
|
|
III
|
Развитие элементарных математических представлений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
|
|
|
|
|
- считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
|
|
|
|
|
- уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным;
|
|
|
|
|
- сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;
|
|
|
|
|
- практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел;
|
|
|
|
|
- ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.)
|
|
|
|
|
- понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже;
|
|
|
|