Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 80» г. Кемерово
Индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Выполнила:
учитель
Чибисова Ольга Ивановна
Кемерово 2025
Дополнительная информация: У детей недостаточный интерес к познанию нового, к познанию окружающего мира. Детям сложно проявлять самостоятельность в исследовательской деятельности.
Организационная часть ИОМ
Цель: развить интерес к окружающему миру и устройству предметов.
Задачи:
- научить проявлять разнообразные познавательные интересы
- научить отражать свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности;
- развивать любознательность
- прививать активность в разных видах познавательной деятельности
- учить проявлять догадку и сообразительность в процессе решения определенных задач
- учить наблюдать, экспериментировать, рассуждать
Средства развития: игра, логические задания, опыт, исследование
Форма организации: индивидуальная
Периодичность: 2 раза в неделю
Длительность: 6 месяцев
Планируемые результаты освоения программы
Ребенок приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере.
Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Проявляет интерес к познавательным объектам окружающего мира (растениям, животным, природным явлениям).
Испытывает радость и удовлетворение от познавательной деятельности, стремится к самостоятельным открытиям.
Формируется положительное отношение к процессу обучения, появляется мотивация к познанию.
Формируется чувство уверенности в себе и своих силах (через успех в выполнении заданий).
Метапредметные результаты:
Умеет наблюдать объекты природы и делать простейшие выводы (например, «Почему листья желтеют осенью?»).
Развивает умение задавать вопросы и делать предположения (например, «Что будет, если…?»).
Осваивает навык сравнения объектов по признакам (например, «Чем отличаются следы зайца и лисы?»).
Формируется способность сотрудничать с педагогом и сверстниками (участие в обсуждениях, совместных заданиях).
Принимает и выполняет инструкцию, соблюдает правила и договоренности в ходе игр и опытов.
Предметные результаты:
Узнаёт и называет знакомых животных, растения, предметы неживой природы.
Ориентируется в элементарных закономерностях природы (смена времён года, круговорот воды).
Знает и демонстрирует простейшие способы исследования (наблюдение, опыт, сравнение).
Может выделять характерные признаки животных (например: уши, лапы, хвост) и сопоставлять их с образом животного.
Знает основные правила поведения в природе (не рвать растения без надобности, не шуметь в лесу, не бросать мусор).
Проявляет элементарные исследовательские умения: наблюдает, экспериментирует, рассуждает.
Может описывать свои впечатления и наблюдения словами, используя простейшие конструкции («Я увидел…», «Я думаю…»).
План мероприятий на полгода
Месяц | Неделя | Деятельность (игры, задания, опыты) | Цель |
Сентябрь | 1 неделя | Игра "Угадай животное" (по описанию) | Формирование умения выделять признаки животных |
| | Просмотр фильмов про животных | Заинтересовать детей животными |
| 2 неделя | Игра "Чьи следы?" | Определение следов животных, развитие познавательной активности |
| | Чтение рассказов про животных | Развитие интереса к книгам, обсуждение вопросов |
Октябрь | 3 неделя | Игра "Что загадали?" | Развитие умения сопоставлять признаки предметов и явлений |
| | Просмотр фильмов про предметный мир | Заинтересовать детей устройством предметов |
| 4 неделя | Игра "Найди отличия и сходства" | Развитие сенсорного восприятия, умение сравнивать |
| | Работа с макетом «Вулкан» | Развитие исследовательской деятельности |
Ноябрь | 5 неделя | Работа с макетом «Земля» | Исследование родного края, развитие воображения |
| | Игра-лото «Кто где живет?» | Формирование представлений о среде обитания |
| 6 неделя | Опыт с морской свинкой (пакетики) | Сформировать познавательный интерес, опыт исследовательской работы |
| | Опыт: влияние температуры воды | Развивать исследовательские навыки, умение делать выводы |
Декабрь | 7 неделя | Работа с макетом «Наш город» | Развивать экологическое мышление, исследовательские навыки |
| | Использование ИКТ (звуки природы) | Развитие познавательной активности, исследование природы |
Январь | 8 неделя | Закрепляющие игры: «Угадай животное», «Чьи следы?» | Повторение и закрепление знаний о животных |
| | Работа с макетами (повторение) | Закрепление исследовательских умений |
Февраль | 9 неделя | Итоговое занятие: «Что мы узнали об окружающем мире?» | Формирование целостной картины мира, рефлексия |
| | Итоговое занятие: «Исследовательская игра» (вопросы-ответы, загадки, мини-эксперименты) | |