1 | | |
Развитие артикуляционной моторики. — артикуляционные упражнения; | |
— самомассаж языка, губ | |
- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние | |
передние зубы; | |
- Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность; | |
- Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. | |
Удерживать губы и язык в заданном положении. | |
- Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. | |
- Развивать мышечную силу и подвижность губ. | |
- Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. | |
- Способствовать растяжке подъязычной связки. | |
| |
| |
- Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк. | |
- Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений. | |
- Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать | |
язык распластанным, широким. | |
- Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка. | |
| |
- Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе. | |
- Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. | |
Общие речевые навыки | |
Постановка диафрагмально- реберного дыхания. | |
Увеличение обьема дыхания и нормализация его ритма. | |
Формирование длительного плавного выдоха чрез рот | |
-без речевого сопровождения | |
– с речевым сопровождением | |
а) пение гласных на выдохе; | |
б) произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х,гласных на длительном плавном выдохе; | |
в)произнесение изолированных щелевых глухих согласных | |
г) произнесение щелевых глухих согласных с сочетанием гласных | |
д) произнесение слов на плавном выдохе ( сначала односложных и двусложных, затем | |
многосложных) учитывая ударение ( сначала на 1-й слог, затем ударение менять). | |
- постепенное распространение фразы на длительном плавном выдохе. | |
4. Дифференциация носового и ротового выдоха; формирование умения сочетать | |
фиксированный и форсированный выдохи. | |
5.Формирование интонационной выразительности в импрессивной речи: ритмические | |
упражнения,различение видов интонации. | |
6. Формирование интонационной выразительности экспессивной речи.( | |
мелодика,логическое ударение, паузы). | |
7. Формирование правильного темпа и ритма речи. | |
8.Формирование умения пользоваться громким и тихим голосом. Работа над силой голоса. | |
3. Аффрикаты | |
а) постановка: Ц, Ч | |
б) автоматизация | |
-изолированно; | |
-в слогах (прямых, обратных, со стечением); | |
-в словах ( под ударением, в безударной позиции) | |
-в словосочетаниях | |
-в предложениях, чистоговорках | |
-стихотворных текстах | |
-в спонтанной речи | |
в) дифференциация: Ц-ТЬ, Ц-С; Ч-Щ;Ч-ТЬ, Ц-Ч | |
4. Сонорные | |
а) постановка: Л,ЛЬ,Р,РЬ | |
б) автоматизация: | |
-изолированно; | |
-в слогах (прямых, обратных, со стечением); | |
-в словах ( под ударением, в безударной позиции) | |
-в словосочетаниях | |
-в предложениях, чистоговорках | |
-стихотворных текстах | |
-в спонтанной речи | |
в) дифференциация: Р-РЬ,Л-ЛЬ, Р-Л, ЛЬ-Й | |
5 Заднеязычные | |
а) постановка:К, КЬ.Г, ГЬ. Х, ХЬ, Й | |
б) автоматизация | |
-изолированно; | |
-в слогах (прямых, обратных, со стечением); | |
-в словах ( под ударением, в безударной позиции) | |
-в словосочетаниях | |
-в предложениях, чистоговорках | |
-стихотворных текстах | |
-в спонтанной речи | |
| 2.Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру | |
голоса. | |
3. Различение слов, близких по звуковому составу. | |
4. Дифференциация слогов: | |
- воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога | |
- воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками | |
- воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными | |
- воспроизведение слоговых сочетаний с согласными различающимися по глухости- | |
звонкости: по два слога, по три слога | |
- воспроизведение слоговых сочетаний с согласными, различающимися по твердости- | |
мягкости. | |
- воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука( для образования | |
стечения). | |
- воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и | |
5. Дифференциация фонем. | |
- выделение гласного звука в звуковом потоке | |
-повторение сочетания гласных звуков ( по два, по три, по четыре) | |
- выделение одного из согласных звуков в речевом потоке | |
6. Формирование фонематического анализа и синтеза. | |
- формирование умения подбирать слова на заданный звук | |
- формирование умения подбирать слова на заданный звук | |
- формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, | |
изолированно. | |
- закрепление навыка определения позиции звука в слове | |
- закрепление навыка выделения первого звука в слове | |
- закрепление навыка определения последнего звука в слове - закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове | |
- определение звонкости -глухости согласных | |
- определение мягкости-твердости согласных | |
- преобразование слов, путем замены одного звука | |
-подбор слов на заданное количество звуков по схеме | |
- подбор слов на заданное количество слогов по схеме | |
закрепление навыка выделения гласных звуков в слове | |
формирование умения слова из текста | |
формирование выделять предложения из текста | |
- Формирование умения выделять слова из предложения. | |
- Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу. | |
-Формирование умения различать слоги со сходными звуками. | |
- Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, | |
изолированно. | |
- Закрепление навыка определения позиции звука в слове. | |
- Закрепление навыка выделения первого звука в слове. | |
- Закрепление навыка определения последнего звука в слове. | |
- Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове. - Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков. | |
- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов. | |
- Формирование умения выделять предложения из текста. | |
- Формирование умения выделять слова из предложения. | |
4 | Формирование словарного запаса 1.Учить дифференцированно воспринимать вопросы: Кто? Куда? Откуда? С кем? | |
2. Накопление пассивного словаря. | |
3. Учить понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. | |
4.Учить называть родителей, родственников, имена друзей, кукол, подражать голосам | |
животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов. | |
5. Формирование глагольного словаря. | |
6. Формирование словаря существительных. | |
7. Уточнение, обогащение активного и пассивного словарей по лексическим темам. | |
8. Работа по формированию родовых и видовых понятий. | |
9. Обогащение глагольного словаря: активное усвоение инфинитива, | |
вопросительного и повелительного наклонения глаголов. | |
10.Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов. | |
11.Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, | |
вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, | |
тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.). | |
12.Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов. | |
13.Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена | |
года) | |
14 Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы. | |
5 | Работа над слоговой структурой - Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков | |
(воспроизведение ритмов) | |
- обучение отделению одного слога от ряда слогов | |
- работа над долготой звучания | |
-работа над слитностью звучаний | |
- работа над темпом произнесения | |
- работа над ритмами ( уровень гласных, уровень слогов) | |
- двусложные слова из открытых слогов | |
- трехсложные слова из открытых слогов | |
- односложные слова | |
- двусложные слова с одним открытым слогом | |
- двусложные слова со стечением согласных в середине | |
- двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных | |
- трехсложные слова с закрытым слогом | |
- трехсложные слова со стечением согласных в середине | |
- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом | |
- трехсложные слова с двумя стечениями согласных | |
- односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова | |
- двусложные слова со стечением согласных в начале или конце слова | |
- двусложные слова с двумя стечениями согласных | |
-четырехсложные слова из открытых слогов | |
- четырехсложные слова со стечением согласных | |
- трехсложные слова со стечением согласных в начале слова | |
- двусложные слова со стечением из трех согласных | |
- пятисложные слова | |
- повторение за взрослым и заучивание чистоговорок | |
- формирование умения произносить слова сложной слоговой структуры сопряженно, | |
отраженно и самостоятельно по предметным картинкам | |
- упражнения в произнесении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и | |
предложений | |
6 | Совершенствование грамматического строя речи: | |
1. Формирование понимания грамматических форм. | |
2. Формирование умения образовывать и употреблять имя существительное единственного и | |
множественного числа в им. Падеже. 3. Закрепление навыков употребления глаголов повелительного наклонения. | |
4.Закрепление навыков употребления личных форм глагола настоящего времени ед. числа | |
3,2,1-го лица. | |
5. Закрепления умения образовывать падежные формы имени существительного в ед. числе | |
(беспредложные формы) | |
-винительный беспредложный падеж совпадающий с именительным | |
-винительный беспредложный падеж с окончанием -у- | |
- дательный беспредложный падеж1-го и 2-го склонения | |
- творительный беспредложный падеж 1-го и 2-го склонения | |
- родительный беспредложный падеж1-го и 2-го склонения | |
- винительный беспредложный падеж, одушевленные сущ. 2-го склонения на -а-, -я-. | |
6.Закреплять умение образовывать и употреблять имя сущ. ед.ч и мн.ч в косвенных падежах; | |
в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам. | |
7. Префиксальные изменения глаголов | |
8. Суффиксальные изменения существительных. | |
9. Закреплять умение образовывать и использовать имена сущ. и имена прил. С | |
уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам. | |
10. Согласование сущ. с притяжательными местоимениями-мой. моя, моё, мои. | |
11. Образование относительных прилагательных. | |
12. Согласование сущ. с прил. в роде, числе, падеже. | |
13. Образование притяжательных прилагательных. | |
14. Наречие (с опорой на вопросы) | |
15. Согласование числительных с именем существительным. | |
16. Закреплять умение согласовывать прилагательные и числительные с именем сущ. в роде, | |
числе, падеже. | |
17. Формирование правильного употребления предлогов: | |
- усвоение и практическое применение простых предлогов; | |
- употребление в речи сложных предлогов. | |
7 | Развитие связной речи: - воспитание понимания связной речи. | |
- развивать умение вслушиваться в обращённую речь. | |
-вызывать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений | |
(однословные предложения из аморфных слов-корней) | |
- формирование потребности в общении; вызывание активной речевой реакции | |
- развитие побудительной формы общения | |
-- формирование фразовой речи | |
- составление простого двусоставного предложения | |
- распространение двусоставного предложения | |
- формирование навыка по составлению предложений с помощью схемы | |
- совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по | |
демонстрации действия, по картине; распространение простых предложений однородными членами | |
- совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных | |
предложений и сложноподчиненных с придаточными времени и причины | |
- закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с | |
простыми предлогами ( со зрительной опорой и без нее) | |
- закрепление навыка составления графических схем предложений | |
- составление описательных рассказов | |
- закрепление навыка составления короткого рассказа по сюжетной картине, серии | |
сюжетных картин, пересказов | |
8 | Совершенствование психологической базы речи: 1.Развитие всех видов восприятия | |
2. Развитие воображения | |
3. Развитие слухового внимания | |
4. Увеличение объема внимания | |
5. Совершенствование способности к переключению и распределению внимания | |
6. Развитие способности к длительной концентрации внимания | |
7. Развитие словесной произвольной памяти | |
8.Увеличение объема слухоречевой памяти | |
9.Расширение объема зрительной памяти | |
10. Развитие мелкой и мимической моторики | |
11 Развитие вербального мышления | |
12. Развитие логического мышления | |
13. Формирование мыслительных операций: -сравнения и обобщения | |
-установление причинно-следственных связей | |
9 | Развитие мелкой моторики. - Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и | |
удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ). - Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить | |
серию движений). | |
- Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых | |
последовательно. | |
- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движени,развитие | |
конструктивного праксиса(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, | |
работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.). | |
- Развитие реципрокной координации рук. | |
- Формирование графо-моторных навыков. | |
- Формирование различного вида захвата. | |