Выполнила:
Красавина Елена Филипповна
учитель химии
МБОУ «СШ№8» г. Нижневартовск
Проект
построения индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) учащихся по программе химико-биологического профильного обучения биологии.
Пояснительная записка
В стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года отмечено: «Реализация программ профильного обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий (программ) в школе старшей ступени должны стать ресурсом для повышения качества результатов предметных ЗУН выпускников, выявляемой на основе результатов ЕГЭ. Значительное внимание уделено формированию интеллектуального и творческого потенциала». Исходя из стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года, приоритетом современной школы стало развитие предметных компетентностей выпускника, готового к продолжению образования, способного решать проблемы как личностные, так и социальные.
Одним из условий решения данной задачи является введение профильного образования, разработка его модели с точки зрения компетентностного подхода. Каждая школа стремится найти самую оптимальную и эффективную форму профилизации с точки зрения учащихся, родителей, учителей, социума.
Основной государственный документ, посвященный развитию образования в России - одобренная Правительством РФ Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) - говорит о необходимости отработки и реализации «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».
Курс биологии - важное звено в системе естественнонаучного образования. Сложные общеобразовательные задачи профилизации на старшей ступени не могут быть успешно решены, если к изучению систематического курса биологии не готовить учащихся с первых лет обучения биологии в школе, не ориентировать их на проведение наблюдений в природе, на знакомство с многообразием видов растений и животных, на познание своего организма.
В рамках предпрофильного обучения необходимо с самых первых уроков биологии в 5 классе в структуру урока вводить не только тестовый материал, выполнение лабораторных работ, заданий на сравнение, обобщение, работы с учебным текстом и рисунками, но и задачи прикладного характера. Профилировать учащихся можно фактически из урока в урок. Важно в обучении использовать системно - деятельностный подход, благодаря которому у учащихся развиваются умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления.
Профильное обучение, осуществляемое по индивидуальным маршрутам, включает в себя несколько компонентов. В набор учебных предметов, предлагаемых ученику школы для выбора, входят дополнительные двухчасовые курсы, позволяющие повысить образовательный уровень учащихся до профильного. Например:
В основе профильного биологического образования должен быть особенный курс биологии, построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и развивающего характера обучения, преемственности, широкой дифференциации при минимально необходимых образовательных стандартах. Содержание курса должно отражать систему понятий биологии, ее место в культуре, а структура соответствовать закономерностям развития познавательных возможностей школьников. В зависимости от направления, выбранного школьниками, они могут получить биологическое образование разного уровня - базового или углубленного. Учащийся вправе сделать выбор курсов как одного, так и разных профильных направлений, выбрать общеобразовательный маршрут.
Также старшеклассник должен выбрать для обязательного посещения не менее двух элективных курсов, по одному 17-часовому в каждом полугодии. Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся, профессиональных наклонностей, социальных запросов родителей. Раздел №1. В Индивидуальном образовательном маршруте.
Профильное обучение подразумевает не только учебные занятия. Индивидуальный образовательный маршрут старшеклассника намного шире и включает в себя все возможные компоненты образования в школе, что позволяет удовлетворять запросы детей и их родителей:
базовые, профильные и элективные курсы;
профессиональные пробы и практики;
дистанционное обучение;
деятельность в НОУ;
олимпиады, конкурсы, фестивали;
интеллектуально-практические предметные марафоны;
самоподготовка;
портфолио ученика.
В рамках профильного обучения биологии можно предложить элективные курсы: «Практический курс биологии»; «Подготовка к ЕГЭ по биологии»; «Профильный курс биологии»; «Будущий биолог» и.т.д.
Основная часть
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
В процессе прохождения учащегося по образовательному маршруту будут развиты следующие компетенции:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель.
организовывать планирование, анализ, самооценку своей тренировочной деятельности.
творчески применять полученные знания и навыки в решении конкретных тренировочных и соревновательных задач.
учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач.
применять знания, умения и навыки, для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.
владеть способами совместной деятельности в команде, приемами действий в соревновательных ситуациях.
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
готовность систематически приобретать новые знания, умения, навыки и делиться ими с другими.
при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен с учетом основных задач развития образования в регионе, поставленных в Концепции развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года и возможности образовательной среды школы: «Учащиеся и студенты будут самостоятельно формировать индивидуальную образовательную траекторию через вариативные программы начального, среднего профессионального образования, курсовую подготовку, тем самым, выстраивая так называемую «горизонтальную карьеру».
Индивидуальный образовательный маршрут ученика по программе химико-биологического профильного обучения (10-11 класс) по химии
Профиль: химико-биологический
ИОМ разработан с учётом требований образовательной программы по биологии для 10-11 классов на профильном уровне.
Курс биологии в 10-11 классах на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. На профильном уровне учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Характеристика ученика.
Основная часть
Этап 1 – диагностический. Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. |
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный |
Сотрудничество с психолого-педагогическим центром образовательного учреждения |
1 | Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | Школьный психолог |
2 | Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. | 1-2 неделя сентября | Учитель - предметник |
3 | Методика Климова И.И. «Карта интересов» | 3-4 неделя сентября | Школьный психолог |
4 | Опросник Айзенка. Личностные особенности. | 3-4 неделя сентября | Школьный психолог |
5 | Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс. | 3-4 неделя ноября | Школьный психолог |
6 | Социометрия. Автор - Дж.Морено. | 3-4 неделя декабря | Школьный психолог |
7 | Анкета «Образовательные потребности и удовлетворенность учебно- воспитательным процессом». | 1-2 неделя октября | Классный руководитель |
8 | Входные стартовые работы по математики | 2-3 неделя сентября | Учитель - предметник |
9 | Опросник В.Б. Успенской «Готовность к выбору профессии»; ДДО (дифференциально-диагностический опросник). | 3-4 неделя октября | Классный руководитель Школьный психолог |
10 | Мониторинг состояния здоровья учащихся. | Ежемесячно | Школьный медпункт Классный руководитель Родители |
Индивидуальный образовательный маршрут составляется с учетом результатов диагностики образовательных запросов учащихся. |
Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута. |
1 | Разработка индивидуального маршрута ученика. | 1 неделя октября | Учитель-предметник, завуч школы; ученик |
2 | Составление индивидуального учебного плана по биологии и химии | 1 неделя октября | Учителя предметники |
3 | Выбор элективных курсов и занятий дополнительного образования | 1 неделя сентября | Учитель-предметник |
3 | Выбор темы исследовательской работы по биологии. | 2 неделя октября | Учитель-предметник |
4 | Составление плана учеником. | 2 неделя октября | Ученик |
5 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей. | 2 неделя октября | Учитель-предметник |
6 | Подготовительные курсы в высших учебных заведениях. | сентябрь | Родители, ученик |
7 | Дистанционные занятия или курсы по профильным предметам. | сентябрь | Учителя-предметники |
Позиция родителей при проектировании ИОМ Анкетирование родителей. Ознакомление родителей с ИОМ ученика. Презентация курсов по профильному обучению. Мониторинг удовлетворенности родителей образовательными услугами. |
Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения» |
Предмет | Причина выбора | Форма работы | Ожидаемые результаты |
Программа индивидуальных занятий составлена основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне и примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне 2004 года с учетом методических рекомендаций о преподавании биологии в ОУ в ХМАО-Югре. Содержание индивидуальных занятий по биологии |
Биология | Успешная сдача экзаменов. | Индивидуальные и дистанционные консультации. Посещение элективных курсов. | Результативное участие на школьном этапе Всероссийской олимпиады; успешная сдача экзаменов. |
Химия | Результативное участие на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады, дистанционные олимпиады. Высокий балл на ЕГЭ. Профильное направление. | Индивидуальные и дистанционные консультации. Посещение элективного курса по химии. | Результативное участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады. Высокие результаты на ЕГЭ. |
Индивидуальный план работы Мероприятия | Форма участия | Сроки проведения | Предполагаемый результат | Практические занятия по развитию навыков научно-исследовательской деятельности | Практические занятия | | Развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетенций | Решение задач по биологии. | Практические занятия. | В течение года | Подготовка к ЕГЭ | Решение задач повышенной сложности | Практические занятия. | В течение года | Подготовка к ЕГЭ | Решение олимпиадных задач | Практические занятия. | В течение года | Подготовка к олимпиаде школьников по биологии | Защита исследовательской работы по выбранной теме. | Школьная конференция и городские мероприятия | Март-апрель | Развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетенций | |
«Интеграция с другими специалистами» |
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем НОУ и учителями - предметниками. | сентябрь | Карта познавательной деятельности ребенка. |
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками. | октябрь | Индивидуальный образовательный маршрут |
Прохождение тестов в городскую школу одаренных детей по выбранным предметам. Сотрудничество с факультетом географии и биологии НГУ, МБУ ЦРО. | октябрь | Расписание посещений занятий |
Диагностирование, рефлексия школьным психологом, руководителем НОУ, учителями – предметниками. | ежемесячно | Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками. |
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. | ежемесячно | Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. Составляет классный руководитель |
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности» |
Планирование | Мероприятия | Результат |
Подготовка к участию на школьном этапах Всероссийской олимпиады по биологии. | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. 3. Посещение занятий « Путь к вершине» ДО. | |
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по профильным предметам. | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. | |
Подготовка к участию в городском слете НОУ. | Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) | |
Подготовка к участию в городских творческих конкурсах по биологии. (по мере поступления положений). | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. | |
Расписание урочной и внеурочной деятельности ученика 10 класса МБОУ «СШ№8» в 2017-2018 учебном году Дни недели | № | Предмет | Время | Внеурочная деятельность | Время | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» |
Самооценка: «Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» | «Чему научился?» | «Что необходимо сделать ещё?» |
| | | |
Оценка педагога |
| | | |
Портфолио за 2017-2018учебный год |
Олимпиады | Заочные, очные, дистанционные олимпиады | Городские соревнования | Городской слет НОУ, научные конференции. |
| | | |
Подпись ______________________________________ Мониторинг качества выполнения ИОМ
| Прохождение основной учебной программы за курс 10 класса | Освоение навыков самостоятельной деятельности при индивидуальном обучении |
Результативность | | |
Проблемные аспекты | | |
В процессе обучения возможно увеличение или сокращение часов по какой-либо теме, в зависимости от корректировки задач.
В методике преподавания по данному маршруту используются различные формы учебной деятельности. Основная форма – учебное занятия, где применяются такие методы обучения:
Беседа
Защита рефератов
Работа с графическим материалом.
Оформление результатов работы и ее анализ.
Ситуация успеха.
Интерактивные методы.
Технологии обучения: здоровьесбергающие; проектные; исследовательская деятельность; ИКТ; технология дифференцированного обучения; методы проблемного обучения.
Современные оценочные средства:
Портфолио.
Лист достижений.
Самооценка.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Пример «Листа самооценки предметных достижений»
1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2. Я с заданием справился / не справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. Основные разделы «Портфеля достижений»:
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
показатели метапредметных результатов;
показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно использовать листы индивидуальных достижений. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
Образовательные результаты. Успешное освоение всех учебных дисциплин в объеме, предусмотренном государственным стандартом и изучение выбранных профильных дисциплин в объеме, необходимом для прохождения государственной итоговой аттестации и поступления в высшие учебные заведения. Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю, самооценке, ответственности за правильность выбранного решения.
Оценка результатов обучения проводится по нескольким направлениям:
1. Результаты участия учащегося в олимпиадах различного уровня;
2.Текущий контроль. Еженедельная оценка роста компетенций;
3.Самоконтроль. Рефлексия результатов.
Использованные источники
Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000
__________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________2017 год
Параметры анализа | Да | Нет |
Проект построения ИОМ: | | |
Учитывает результаты диагностики образовательных запросов учащихся при проектировании ИОМ | 2 | 0 |
Разработан с учётом требований образовательной программы для определенной возрастной ступени | 2 | 0 |
Учитывает основные задачи развития системы образования в регионе | 2 | 0 |
Предусматривает все этапы педагогического проектирования | 2 | 0 |
Учитывает позицию родителей и других субъектов при проектировании ИОМ | 2 | 0 |
Учитывает динамику изменений в сфере интересов учащихся, их профессиональная направленность | 2 | 0 |
Позволяет вносить соответствующие коррективы в учебные планы и программы | 2 | 0 |
Учитывает возможности образовательной среды школы | 2 | 0 |
Предусматривает использование современных образовательных технологий в преподавании предмета | 2 | 0 |
Предусматривает использование современных оценочных средств | 2 | 0 |
13