СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут выпускника

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося химико-биологического профильного обучения

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут выпускника»


Выполнила:

Красавина Елена Филипповна

учитель химии

МБОУ «СШ№8» г. Нижневартовск

Проект

построения индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) учащихся по программе химико-биологического профильного обучения биологии.

Пояснительная записка

В стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года отмечено: «Реализация программ профильного обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий (программ) в школе старшей ступени должны стать ресурсом для повышения качества результатов предметных ЗУН выпускников, выявляемой на основе результатов ЕГЭ. Значительное внимание уделено формированию интеллектуального и творческого потенциала». Исходя из стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года, приоритетом современной школы стало развитие предметных компетентностей выпускника, готового к продолжению образования, способного решать проблемы как личностные, так и социальные.

Одним из условий решения данной задачи является введение профильного образования, разработка его модели с точки зрения компетентностного подхода. Каждая школа стремится найти самую оптимальную и эффективную форму профилизации с точки зрения учащихся, родителей, учителей, социума.

Основной государственный документ, посвященный развитию образования в России - одобренная Правительством РФ Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) - говорит о необходимости отработки и реализации «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда». 

 Курс биологии - важное звено в системе естественнонаучного образования. Сложные  общеобразовательные задачи профилизации на старшей ступени  не могут быть успешно решены, если к  изучению  систематического курса биологии не готовить учащихся с первых  лет  обучения биологии в школе, не ориентировать их на проведение наблюдений в  природе, на знакомство с многообразием видов растений и животных, на познание своего организма.

В рамках предпрофильного обучения необходимо с самых первых уроков биологии в 5 классе в структуру урока вводить не только тестовый материал, выполнение лабораторных работ, заданий на сравнение, обобщение, работы с  учебным текстом и рисунками, но и задачи прикладного характера. Профилировать учащихся можно фактически из урока в урок. Важно в обучении использовать системно - деятельностный подход, благодаря  которому у учащихся развиваются умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления.

Профильное обучение, осуществляемое по индивидуальным маршрутам, включает в себя несколько компонентов. В набор учебных предметов, предлагаемых ученику школы для выбора, входят дополнительные двухчасовые курсы, позволяющие повысить образовательный уровень учащихся до профильного. Например:

В основе профильного биологического образования  должен быть особенный курс биологии,  построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и  развивающего характера обучения,  преемственности,  широкой  дифференциации при минимально необходимых образовательных  стандартах. Содержание курса должно отражать систему понятий биологии,  ее  место  в культуре, а структура  соответствовать  закономерностям  развития познавательных возможностей школьников. В  зависимости от направления, выбранного школьниками, они могут получить биологическое образование разного уровня - базового или углубленного. Учащийся вправе сделать выбор курсов как одного, так и разных профильных направлений, выбрать общеобразовательный маршрут.

Также старшеклассник должен выбрать для обязательного посещения не менее двух элективных курсов, по одному 17-часовому в каждом полугодии. Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся, профессиональных наклонностей, социальных запросов родителей. Раздел №1. В Индивидуальном образовательном маршруте.

 Профильное обучение подразумевает не только учебные занятия. Индивидуальный образовательный маршрут старшеклассника намного шире и включает в себя все возможные компоненты образования в школе, что позволяет удовлетворять запросы детей и их родителей:

  • базовые, профильные и элективные курсы;

  • профессиональные пробы и практики;

  • дистанционное обучение;

  • деятельность в НОУ;

  • олимпиады, конкурсы, фестивали;

  • интеллектуально-практические предметные марафоны;

  • самоподготовка;

  • портфолио ученика.

В рамках профильного обучения биологии можно предложить элективные курсы: «Практический курс биологии»; «Подготовка к ЕГЭ по биологии»; «Профильный курс биологии»; «Будущий биолог» и.т.д.

Основная часть

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

В процессе прохождения учащегося по образовательному маршруту будут развиты следующие компетенции:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель.

  • организовывать планирование, анализ, самооценку своей тренировочной деятельности.

  • творчески применять полученные знания и навыки в решении конкретных тренировочных и соревновательных задач.

  • учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач.

  • применять знания, умения и навыки, для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

  • владеть способами совместной деятельности в команде, приемами действий в соревновательных ситуациях.

  • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

  • готовность систематически приобретать новые знания, умения, навыки и делиться ими с другими.

  • при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен с учетом основных задач развития образования в регионе, поставленных в Концепции развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года и возможности образовательной среды школы: «Учащиеся и студенты будут самостоятельно формировать индивидуальную образовательную траекторию через вариативные программы начального, среднего профессионального образования, курсовую подготовку, тем самым, выстраивая так называемую «горизонтальную карьеру».

Индивидуальный образовательный маршрут ученика по программе химико-биологического профильного обучения (10-11 класс) по химии

Профиль: химико-биологический

ИОМ разработан с учётом требований образовательной программы по биологии для 10-11 классов на профильном уровне.

Курс биологии в 10-11 классах на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. На профильном уровне учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

  1. Характеристика ученика.

  2. Основная часть

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

Сотрудничество с психолого-педагогическим центром образовательного учреждения

1



Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

Школьный психолог


2


Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Учитель - предметник

3


Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс.

3-4 неделя

ноября

Школьный психолог

6

Социометрия. Автор - Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

Школьный психолог

7

Анкета «Образовательные потребности и удовлетворенность учебно- воспитательным процессом».


1-2 неделя октября

Классный руководитель

8

Входные стартовые работы по математики

2-3 неделя сентября

Учитель - предметник

9

Опросник В.Б. Успенской «Готовность к выбору профессии»;

ДДО (дифференциально-диагностический опросник).

3-4 неделя

октября

Классный руководитель

Школьный психолог

10

Мониторинг состояния здоровья учащихся.


Ежемесячно

Школьный медпункт

Классный руководитель

Родители

Индивидуальный образовательный маршрут составляется с учетом результатов диагностики образовательных запросов учащихся.

Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.


1

Разработка индивидуального маршрута ученика.

1 неделя октября

Учитель-предметник, завуч школы; ученик


2

Составление индивидуального учебного плана по биологии и химии

1 неделя октября

Учителя предметники

3

Выбор элективных курсов и занятий дополнительного образования

1 неделя

сентября

Учитель-предметник


3

Выбор темы исследовательской работы по биологии.

2 неделя октября

Учитель-предметник


4

Составление плана учеником.

2 неделя октября

Ученик

5

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

Учитель-предметник

6

Подготовительные курсы в высших учебных заведениях.

сентябрь

Родители, ученик

7

Дистанционные занятия или курсы по профильным предметам.

сентябрь

Учителя-предметники

Позиция родителей при проектировании ИОМ

  1. Анкетирование родителей.

  2. Ознакомление родителей с ИОМ ученика.

  3. Презентация курсов по профильному обучению.

  4. Мониторинг удовлетворенности родителей образовательными услугами.

Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые результаты

Программа индивидуальных занятий составлена основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне и примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне  2004 года    с учетом методических рекомендаций о преподавании биологии в ОУ в ХМАО-Югре.

Содержание индивидуальных занятий по биологии




































































































































































Биология

Успешная сдача экзаменов.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Посещение элективных курсов.

Результативное участие на школьном этапе Всероссийской олимпиады; успешная сдача экзаменов.

Химия

Результативное участие на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады, дистанционные олимпиады.

Высокий балл на ЕГЭ.

Профильное направление.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Посещение элективного курса по химии.

Результативное участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

Высокие результаты на ЕГЭ.

Индивидуальный план работы

Мероприятия

Форма участия

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Практические занятия по развитию навыков научно-исследовательской деятельности

Практические занятия


Развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетенций

Решение задач по биологии.

Практические занятия.

В течение года

Подготовка к ЕГЭ

Решение задач повышенной сложности

Практические занятия.

В течение года

Подготовка к ЕГЭ

Решение олимпиадных задач

Практические занятия.

В течение года

Подготовка к олимпиаде школьников по биологии

Защита исследовательской работы по выбранной теме.

Школьная конференция и городские мероприятия

Март-апрель

Развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетенций


«Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем НОУ и учителями - предметниками.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.

Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Прохождение тестов в городскую школу одаренных детей по выбранным предметам.

Сотрудничество с факультетом географии и биологии НГУ, МБУ ЦРО.


октябрь

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, руководителем НОУ, учителями – предметниками.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии.

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. Составляет классный руководитель

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьном этапах Всероссийской олимпиады по биологии.


1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий « Путь к вершине» ДО.


Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по профильным предметам.


1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.


Подготовка к участию в городском слете НОУ.


Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя)


Подготовка к участию в городских творческих конкурсах по биологии. (по мере поступления положений).


1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.



Расписание урочной и внеурочной деятельности ученика 10 класса

МБОУ «СШ№8» в 2017-2018 учебном году

Дни недели

Предмет

Время

Внеурочная деятельность

Время
































«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»

Самооценка: «Что я хотел?»

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать ещё?»






Оценка педагога













Портфолио за 2017-2018учебный год


Олимпиады



Заочные, очные,

дистанционные

олимпиады

Городские

соревнования

Городской слет НОУ, научные конференции.








Подпись ______________________________________ Мониторинг качества выполнения ИОМ


Прохождение основной учебной программы за курс 10 класса

Освоение навыков самостоятельной деятельности при индивидуальном обучении

Результативность



Проблемные аспекты



В процессе обучения возможно увеличение или сокращение часов по какой-либо теме, в зависимости от корректировки задач.

В методике преподавания по данному маршруту используются различные формы учебной деятельности. Основная форма – учебное занятия, где применяются такие методы обучения:

  1. Беседа

  2. Защита рефератов

  3. Работа с графическим материалом.

  4. Оформление результатов работы и ее анализ.

  5. Ситуация успеха.

  6. Интерактивные методы.

Технологии обучения: здоровьесбергающие; проектные; исследовательская деятельность; ИКТ; технология дифференцированного обучения; методы проблемного обучения.

Современные оценочные средства:

  1. Портфолио.

  2. Лист достижений.

  3. Самооценка.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Пример «Листа самооценки предметных достижений»

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):

  • «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. Основные разделы «Портфеля достижений»:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

  • показатели метапредметных результатов;

  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно использовать листы индивидуальных достижений. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.

Образовательные результаты. Успешное освоение всех учебных дисциплин в объеме, предусмотренном государственным стандартом и изучение выбранных профильных дисциплин в объеме, необходимом для прохождения государственной итоговой аттестации и поступления в высшие учебные заведения. Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю, самооценке, ответственности за правильность выбранного решения.

Оценка результатов обучения проводится по нескольким направлениям:

1. Результаты участия учащегося в олимпиадах различного уровня;

2.Текущий контроль. Еженедельная оценка роста компетенций;

3.Самоконтроль. Рефлексия результатов.

Использованные источники

  1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  2. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000



__________________________ ____________________________

подпись расшифровка подписи


«_____»_____________________2017 год










Параметры анализа

Да

Нет

Проект построения ИОМ:



  1. Учитывает результаты диагностики образовательных запросов учащихся при проектировании ИОМ

2

0

  1. Разработан с учётом требований образовательной программы для определенной возрастной ступени

2

0

  1. Учитывает основные задачи развития системы образования в регионе

2

0

  1. Предусматривает все этапы педагогического проектирования

2

0

  1. Учитывает позицию родителей и других субъектов при проектировании ИОМ

2

0

  1. Учитывает динамику изменений в сфере интересов учащихся, их профессиональная направленность

2

0

  1. Позволяет вносить соответствующие коррективы в учебные планы и программы

2

0

  1. Учитывает возможности образовательной среды школы

2

0

  1. Предусматривает использование современных образовательных технологий в преподавании предмета

2

0

  1. Предусматривает использование современных оценочных средств

2

0





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!