СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» на 2017 – 2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

интиресные игры  для развития мелкой моторики рук

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» на 2017 – 2020 гг.»

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №5

рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края










Индивидуальный план самообразования по теме

«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

на 2017 – 2020 гг.










Воспитатель: Богданова-Ольховская Н.Ю.









Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, рисования и конструирования, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, (знание, умение, навыки),

Пояснительная записка.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.

Цель.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.



Задачи.

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития у детей мелкой моторики рук.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.


Основные направления работы с детьми на занятиях.

  1. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).

  2. Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).

  3. Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

  4. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

  5. Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

  6. Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

  7. Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:

нахождение заданных предметов,

  1. Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
























ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Воспитателя МБДОУ д/с №5 р.п. Хор Богдановой-Ольховской Натальи Юрьевны



год

Тема

Содержание работы

Форма отчетности

Подготовительный этап (организационно-ознакомительный)

2017-2018

Изучение литературы по теме


1. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

2.Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

3. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

4. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
5. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
6. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

7. «Энциклопедияразвивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

8.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.



1.Составление перспективного плана работы

2. Создание условий для эффективного использования игр

3. Подбор дидактического материала

4. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии

5 Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

6. Консультация на стенде «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»


Практический этап (основной)

2018-2019

Использование различных форм работы с детьми

Формы работы с детьми:

-совместная работа,

-индивидуальная работа

Методы и приемы работы:

- пальчиковые гимнастики,

-изготовление дидактических игр, шнуровок,

-лепки из пластилина,

- работа с тестом,

- игры с кубиками, пазлами, конструктором, мозайкой,

-рисование с использованием шаблонов, трафаретов,

-массаж кистей рук,

-пальчиковый театр,

-конструирование из бумаги в технике оригами,

-дорисовка(по принципу симметрия)





Составление картотеки пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания, методического пособия «Расскажи стихотворение руками»

Аналитико-прогностический этап (заключительный)

2019-2020

- Консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

- составление картотеки пальчиковых игр и гимнастик,

- огранизация выставки: игры, способствующие развитию мелкой моторики»,

- изготовление папки - передвижки


-Мастер класс для родителей

«Волшебные пальчики»

-Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук дошкольников.

Анкетирование родителей на тему «Развитие и влияние мелкой моторики на организм ребенка»



































Приложение



Пальчиковые игры для развитие мелкой моторики

ОЧКИ

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.


ФЛАЖОК

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.



ЛОДКА

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

ПАРОХОД

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.



СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.



ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.



СТОЛ

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.



ГРАБЛИ

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.




СКВОРЕЧНИК

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!