Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №5
рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Индивидуальный план самообразования по теме
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»
на 2017 – 2020 гг.
Воспитатель: Богданова-Ольховская Н.Ю.
Актуальность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, рисования и конструирования, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, (знание, умение, навыки),
Пояснительная записка.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.
Цель.
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи.
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития у детей мелкой моторики рук.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).
Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:
нахождение заданных предметов,
Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Воспитателя МБДОУ д/с №5 р.п. Хор Богдановой-Ольховской Натальи Юрьевны
год | Тема | Содержание работы | Форма отчетности |
Подготовительный этап (организационно-ознакомительный) |
2017-2018 | Изучение литературы по теме | 1. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014. 2.Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013. 3. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014. - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013. 4. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» 5. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить» 6. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006. 7. «Энциклопедияразвивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011. 8.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. | 1.Составление перспективного плана работы 2. Создание условий для эффективного использования игр 3. Подбор дидактического материала 4. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии 5 Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 6. Консультация на стенде «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» |
Практический этап (основной) |
2018-2019 | Использование различных форм работы с детьми | Формы работы с детьми: -совместная работа, -индивидуальная работа Методы и приемы работы: - пальчиковые гимнастики, -изготовление дидактических игр, шнуровок, -лепки из пластилина, - работа с тестом, - игры с кубиками, пазлами, конструктором, мозайкой, -рисование с использованием шаблонов, трафаретов, -массаж кистей рук, -пальчиковый театр, -конструирование из бумаги в технике оригами, -дорисовка(по принципу симметрия) | Составление картотеки пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания, методического пособия «Расскажи стихотворение руками» |
Аналитико-прогностический этап (заключительный) |
2019-2020 | - Консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» - составление картотеки пальчиковых игр и гимнастик, - огранизация выставки: игры, способствующие развитию мелкой моторики», - изготовление папки - передвижки | -Мастер класс для родителей «Волшебные пальчики» -Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук дошкольников. | Анкетирование родителей на тему «Развитие и влияние мелкой моторики на организм ребенка» |
Приложение
Пальчиковые игры для развитие мелкой моторики
| ОЧКИ Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. |
|
| ФЛАЖОК Я в руке - флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. | |
|
| ЛОДКА Лодочка плывет по речке, По воде бегут колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). ПАРОХОД Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. | |
|
| СТУЛ Ножки, спинка и сиденье - Вот вам стул на удивленье. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз. | |
|
| ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит. Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. | |
|
| СТОЛ У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. | |
|
| ГРАБЛИ Листья падают в саду, Я их граблями смету. Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя. | |
|
| СКВОРЕЧНИК Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь. | |