МБОУ «Большековалинская ООШ»
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания
Насыбуллина Зульфата Зуфаровича
на 2020 - 2025
Индивидуальная тема самообразования: «Проблемное обучение на уроках истории и обществознания ».
Цели и задачи:
1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2) формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) повышение своего методического уровня.
Источники самообразования:
1.Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
2. Ресурсы сети Интернет.
3. Участие в семинарах, конференциях, лекториях, мероприятиях по обмену опытом, курсы повышения квалификации.
Направления самообразования:
№ | Направление работы | деятельность | сроки | |
1 | Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагоги-ческими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически выписывать эл. журналы « История в школе» и «История. Первое сентября ». | Сентябрь-ноябрь |
| Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | Декабрь - февраль |
| Методические | 1.Совершенствовать знания современ-ного содержания образования учащихся по обществознанию. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения обществознания. 3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкур-сах, творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участво-вать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Проводить открытые уроки для коллег по работе 9. Разработать программы элективного курса по предмету. 10. Выступать с докладами по теме самообразования . 11.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории. | Январь Ноябрь Апрель Декабрь Регулярно Март Регулярно Апрель май | |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Анализ статей предметного журнала, методической литературы с целью отбора для реализации проблемы по самообразованию. Изучение специальной литературы по теме самообразования. | 2020-2021 | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО 3.Подписка на методическую литературу «Преподавание истории и обществознания в школе», 4. Изучение литературы: 1).Т.Ю. Фомина. «Проблемы формирования исследовательских приемов учащихся» 2) С.В.Пасынкова. «Аспектный подход к изучению исторических событий» 3) Л.В. Искровская. «Познавательные задачи, их роль в интеллектуально –познавательном развитии 4) «Дидактические карточки-задания на уроках истории» Е.К.Калуцкая |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2020-2021 | 1.Выступление на заседании школьного МО; |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2021-2022 | 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме. 2.Открытые уроки. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2022-2023 | 1.Выступление на заседании МО учителей истории по темам: «Работа с историческим документом как научная составляющая урока», «Обновление исторического образования в контексте перехода на новый учебный план в связи с введением новых образовательных стандартов». «Использование кластер-технологий на уроках истории и обществознания» 2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания». 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2024-2025 | Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Кластер-технологии – развитие аналитических данных, критического мышления, интеллектуальности ученика.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Учебная исследовательская работа:
Использовать в процесс обучения проектную деятельность на уроках истории и обществознания и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».
Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета .
Научить детей работать с источниками, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по проблеме самообразования.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.