Пояснительная записка
Дефектологическая программа составлена для учащихся 3 класса с ограниченными возможностями здоровья. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной разработки является:
- ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся,
- развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются различные развивающие материалы, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.
Продолжительность групповых дефектологических занятий 40 минут, а индивидуальных занятий – 20 минут. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
1.Диагностическая работа включает:
-выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы;
-проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей; -изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).
2.Коррекционно-развивающая работа включает:
-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально- психологопедагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;
-выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
-организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, коррекционных занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии; -коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
3.Консультативная работа включает:
-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательнообразовательного процесса;
-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
4.Информационно-просветительская работа предусматривает:
-информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса –родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
-проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Направление деятельности | Сроки проведения |
Диагностическое направление |
1. | Изучение уровня умственного развития, изучение трудностей при освоении программного материала. Выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием. | сентябрь |
2. | Определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; планирование коррекционных мероприятий. | сентябрь |
3. | Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалиста. | В течение года |
4. | Изучение усвоения программных знаний, умений и навыков обучающихся (в рамках деятельности школьного ППк) | По запросу ППк |
Коррекционное направление |
1. | Проведение индивидуальных занятий Преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием | В соответствии с расписанием |
Консультативно-просветительское направление |
1. | Консультирование педагогов. Ознакомление учителей, с актуальными проблемами коррекционного воспитания и обучения ребенка. | По мере необходимости |
2. | Разработка рекомендаций педагогам в соответствии с индивидуальными особенностями детей. | По мере необходимости |
3. | Консультирование родителей по возникающим проблемам обучения и воспитания. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка. | По мере необходимости |
4. | Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушением развития. | Систематически |
Организационно-методическое направление |
1. | Участие в подготовке и проведении ППк | По плану ППк |
2. | Участие в методических объединениях, педагогических советах | По плану школы |
3. | Повышение уровня профессиональной компетентности | Систематически |
4. | Оформление документации учителя-дефектолога. | Систематически |
5. | Составление индивидуальных планов работы | Сентябрь |
6. | Зачисление обучающихся, нуждающихся в коррекционной помощи, в группу с учетом возраста и особенностей развития. | До 15 сентября |
7. | Составление и корректировка графика коррекционных занятий. | Сентябрь, корректировка по мере необходимости |
Содержание учебных тем.
3 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,
Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
Развитие внимания
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.
Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.
Развитие памяти
Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи).
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
Индивидуальный план занятий учителя-дефектолога с
учащимися 3 класса Разовой Анной и Мясниковым Иваном
на 2020-2021 учебный год
Содержание работы | Планируемая дата проведения занятия | Фактическая дата проведения занятия |
Исследование уровня развития. Заполнение индивидуальной карты | 07.09.2021 | |
Математика Тема: Величины. Цели и задачи: Учить различать величины, меры величин. Дополнительное задание: работа над каллиграфией. | 14.09.2021 | |
Чтение Тема: Чтение рассказа «Пятерки». Цели и задачи: Учить читать плавно, равномерно. Учить правильно понимать смысл понимать предложения, основную мысль текста. Дополнительное задание: чтение сложных по произношению слов. | 21.09.2021 | |
Русский язык Тема: Слоги. Цели и задачи: Учить делить слово на слоги на слух, считать слоги хлопками, дерижированием. Дополнительное задание: корректурная проба (буквы). | 28.09.2021 | |
Математика Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Цели и задачи: учить понимать состав числа, раскладывать число на составляющие. Дополнительное задание: игра «Числовые домики» | 05.10.2021 | |
Чтение Тема: Чтение рассказа «Сентябрь на дворе». Пересказ. Цели и задачи: Учить читать плавно, равномерно. Учить правильно понимать смысл понимать предложения, основную мысль текста. Учить последовательно составлять рассказ. Дополнительное задание: чтение сложных по произношению слов. | 12.10.2021 | |
Русский язык Тема: Гласные и согласные звуки. Цели и задачи: Учить различать гласные и согласные буквы, знать признаки гласных и согласных букв, находить звук в слове, определять его позицию Дополнительное задание: Игра «Слова». | 19.10.2021 | |
Математика Тема: Сложение с переходом через 10. Цели и задачи: Учить складывать числа с использованием наглядности: числового ряда, счёт, предметов, схемы. Дополнительное задание: письмо цифр по образцу. | 26.10.2021 | |
Чтение Тема: Чтение рассказа «За кормом для птиц». Учить правильно понимать смысл понимать предложения, основную мысль текста. Учить последовательно составлять рассказ. Дополнительное задание: игра «Доскажи словечко». | 02.11.2021 | |
Русский язык Тема: Ударение. Цели и задачи: Учить правильно определять ударную гласную, выделять её голосом. Дополнительное задание: Картинный диктант. | 9.11.2021 | |
Математика Тема: Вычитание с переходом через 10. Цели и задачи: Учить вычитать числа с использованием наглядности: числового ряда, счёт, предметов, схемы. Дополнительное задание: письмо цифр по образцу. | 16.11.2021 | |
Чтение Тема: Чтение рассказа «Бабушка и внучка». Учить правильно понимать смысл понимать предложения, основную мысль текста. Учить последовательно составлять рассказ. Дополнительное задание: чтение сложных по звучанию слов. | 23.11.2021 | |
Русский язык Тема: Деление слов на слоги. Цели и задачи: Учить правильно определять ударную гласную, выделять её голосом. Учить соотносить количество гласных и количество слогов, записывать слова по слогам. Дополнительное задание: Подбор слов к схеме. | 30.11.2021 | |
Математика Тема: Скобки. Порядок действий в примерах со скобками. Цели и задачи: Учить понимать и правильно определять порядок действий. Дополнительное задание: Игра с геометрическими фигурами «Волшебный сундучок». | 07.12.2021 | |
Чтение Тема: Чтение рассказа «Лисята». Учить правильно понимать смысл понимать предложения, основную мысль текста. Учить последовательно составлять рассказ. Дополнительное задание: чтение сложных по звучанию слов. | 14.12.2021 | |
Русский язык Тема: Перенос части слова при письме. Цели и задачи: Учить правильно делить слова на слоги, выделять слоги голосом или хлопком. Учить правильно переносить слова. Дополнительное задание: работа над каллиграфией. | 21.12.2021 | |
Математика Тема: Умножение и деление на 2. Цели и задачи: Учить понимать смысл умножения и деления на 2 с использованием наглядного материала. Дополнительное задание: Игра с геометрическими фигурами «Волшебный сундучок». | 28.12.2021 | |
Чтение Тема: Чтение рассказа «Живая шляпа». Учить правильно понимать смысл понимать предложения, основную мысль текста. Учить последовательно составлять рассказ. Дополнительное задание: загадки о животных. | 04.01.2022 | |
Русский язык Тема: Твердые и мягкие согласные. Цели и задачи: Учить правильно определять мягкие и твердые согласные, соотносить их с гласными. Дополнительное задание: Работа со схемами. | 11.01.2022 | |
Математика Тема: Умножение и деление на 3. Цели и задачи: Учить понимать смысл умножения и деления на 3 с использованием наглядного материала. Дополнительное задание: Игра с геометрическими фигурами «Волшебный сундучок». | 18.01.2022 | |
Чтение Тема: Чтение рассказа «Сердитый дог Буль». Учить правильно понимать смысл понимать предложения, основную мысль текста. Учить последовательно составлять рассказ. Дополнительное задание: игра «Повадки зверей». | 25.01.2022 | |
Русский язык Тема: Мягкий знак в конце и в середине слова. Цели и задачи: Учить правильно определять мягкую согласную в конце и середине слова, писать слова с мягким знаком. Дополнительное задание: Игра «Угадай слово». | 01.02.2022 | |
Математика Тема: Умножение и деление на 4. Цели и задачи: Учить понимать смысл умножения и деления на 4 с использованием наглядного материала. Дополнительное задание: Игра с геометрическими фигурами «Волшебный сундучок». | 08.02.2022 | |
Чтение Тема: Чтение рассказа «Лиса и журавль». Учить правильно понимать смысл понимать предложения, основную мысль текста. Учить последовательно составлять рассказ. Дополнительное задание: игра «Кукольный театр». | 15.02.2022 | |
Русский язык Тема: Парные звонкие и глухие согласные. Цели и задачи: Учить правильно определять глухой и звонкий звук в слове на слух. Дополнительное задание: Игра «Подбери звук». | 22.02.2022 | |
Математика Тема: Умножение и деление на 5 и 6. Цели и задачи: Учить понимать смысл умножения и деления на 5 и 6 с использованием наглядного материала. Дополнительное задание: Игра с геометрическими фигурами «Волшебный сундучок». | 01.03.2022 | |
Чтение Тема: Чтение рассказа «Медведь и пчелы». Учить правильно понимать смысл понимать предложения, основную мысль текста. Учить последовательно составлять рассказ. Дополнительное задание: чтение сложных слов. | 08.03.2022 | |
Русский язык Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Цели и задачи: Учить слышать и определять глухой звук в конце слова, изменять слово, подбирать проверочное слово. Дополнительное задание: Игра «Один и много». | 15.03.2022 | |
Математика Тема: Последовательность месяцев в году. Цели и задачи: Учить понимать меры времени, различать времена года по месяцам. Дополнительное задание: Игра «Снежинки». | 22.03.2022 | |
Русский язык Тема: Мягкий знак в конце и в середине слова. Цели и задачи: Учить правильно определять мягкую согласную в конце и середине слова, писать слова с мягким знаком. Дополнительное задание: Игра «Угадай слово». | 29.03.2022 | |
Математика Тема: Умножение и деление на 4. Цели и задачи: Учить понимать смысл умножения и деления на 4 с использованием наглядного материала. Дополнительное задание: Игра с геометрическими фигурами «Волшебный сундучок». | 05.04.2022 | |
Чтение Тема: Чтение рассказа «Лиса и журавль». Учить правильно понимать смысл понимать предложения, основную мысль текста. Учить последовательно составлять рассказ. Дополнительное задание: игра «Кукольный театр». | 12.04.2022 | |
Русский язык Тема: Парные звонкие и глухие согласные. Цели и задачи: Учить правильно определять глухой и звонкий звук в слове на слух. Дополнительное задание: Игра «Подбери звук». | 19.04.2022 | |
Математика Тема: Умножение и деление на 5 и 6. Цели и задачи: Учить понимать смысл умножения и деления на 5 и 6 с использованием наглядного материала. Дополнительное задание: Игра с геометрическими фигурами «Волшебный сундучок». | 26.04.2022 | |
Чтение Тема: Чтение рассказа «Медведь и пчелы». Учить правильно понимать смысл понимать предложения, основную мысль текста. Учить последовательно составлять рассказ. Дополнительное задание: чтение сложных слов. | 03.05.2022 | |
Русский язык Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Цели и задачи: Учить слышать и определять глухой звук в конце слова, изменять слово, подбирать проверочное слово. Дополнительное задание: Игра «Один и много». | 10.05.2022 | |
Математика Тема: Последовательность месяцев в году. Цели и задачи: Учить понимать меры времени, различать времена года по месяцам. Дополнительное задание: Игра «Снежинки». | 17.05.2022 | |
Русский язык Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Цели и задачи: Учить слышать и определять глухой звук в конце слова, изменять слово, подбирать проверочное слово. Дополнительное задание: Игра «Один и много». | 24.05.2022 | |
Математика Тема: Последовательность месяцев в году. Цели и задачи: Учить понимать меры времени, различать времена года по месяцам. Дополнительное задание: Игра «Снежинки». | 27.05.2022 | |