СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный подход к обучению школьников на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный подход к обучению школьников на уроках русского языка и литературы»







Технология

дифференцированного обучения на уроках русского языка







Андреева Ольга Николаевна



2021 год







«Мы всегда должны помнить, каким бы цельным не представлялся для нас человек при широком обобщении, всё же нельзя его считать совершенно однообразным явлением. Люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал… и выпускаемый нами продукт тоже будет весьма разнообразен». А.С.Макаренко



Жизнь в современном обществе предъявляет к школьникам высокие требования по изучению и освоению учебного материала. Но ни для кого не секрет, что все мы разные и наши способности при изучении того или иного предмета тоже разные. Перед учителем, работающим в школе, часто стоит вопрос : как научить каждого ребёнка? В настоящий момент я преподаю русский язык и литературу в пятых классах. Когда мои будущие первоклассники пришли ко мне в подготовительный класс, то мне нужно было построить модель обучения так, чтобы у малышей не пропал интерес к их новой учебной деятельности. Начиная работу с детьми, я опиралась на следующее:

-индивидуальные особенности ребёнка (к каким предметам он больше склонен),

-общий уровень подготовки к школе,

-интерес ребёнка к изучаемому предмету.

В школу приходят дети с разным уровнем подготовленности. И учителю необходимо проводить урок, чтобы всем было интересно. И вот тут на помощь приходит технология разноуровневого обучения. Это довольно прогрессивная технология. Она предоставляет шанс каждому ученику развить имеющиеся у него способности.

Главная цель технологии дифференцированного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником на уровне его развития и на основе особенностей его субъективного опыта.

Основной задачей является увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить её максимальное развитие.

Применять эту технологию возможно на разных этапах учебного процесса:

-изучение нового материала;

-дифференцированная домашняя работа;

-учёт знаний на уроке;

-текущая проверка усвоения пройденного материала;

-самостоятельные и контрольные работы.

Дифференцированное обучение требует от учителя изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т. д.). Диагностика уровня знаний и умений учеников в изучении русского языка. При реализации дифференцированного обучения одним ученикам дают меньший объём материала, а другим больший. В каждом случае ребёнок рассматривается как уникальная личность. Существует взаимопонимание между учителем и учеником. По результатам диагностирования класс делится на три группы по уровням.

1 группа. Учащиеся с низкими учебными способностями, отсутствием познавательного интереса, мотивации учения, показателем успеваемости, с быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях.

2 группа. Учащиеся со средними способностями. Они выполняют задания 1 группы, у них средние показатели обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса.

3 группа. Ученики с высокими учебными способностями. Работают со сложным материалом, требующим применять знания самостоятельно и в незнакомой ситуации, творчески подходить к решению задач. У них высокие возможности, показатели успеваемости. Они умеют хорошо работать.

Когда я выделяю в классе эти три группы, то это в значительной мере поможет подобрать разноуровневые задания для учеников. Возвращаясь в подготовительный класс, к самым истокам обучения русскому языку, приведу примеры дифференцированного обучения по группам. Тема занятия «Знакомство с новой буквой».

1 группа. Обвести новую букву по трафарету и выполнить штриховку.

2 группа. Обвести новую букву по трафарету. Выполнить написание элементов этой буквы в тетрадь, а затем с помощью учителя написать всю букву.

3 группа. Написание новой буквы и слов с изученными буквами.

При дальнейшем процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Это связано с тем, что изменяется уровень развития ученика, способность восполнения пробелов, повышение интереса к получению знаний.

Разработка заданий на уроке и дифференцированных домашних заданий нацелена на систематическое изучение трудностей, которые испытывают учащиеся, на пробелы в их знаниях.

Применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предмета. Но учитель должен внимательно следить за тем, чтобы ни в какой мере не было расслоение класса по уровню способностей. При таком подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются положительные успехи в работе. У детей появляется уверенность в своих силах. Всё это положительно влияет на процесс обучения. Чаще всего дифференциация осуществляется на моих уроках при закреплении и повторении ранее изученного материала. В этом случае есть возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Существует два вида заданий: репродуктивный и продуктивный. К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения. К продуктивным заданиям относятся задания, которые отличаются от стандартных . Задания должны подбираться таким образом, чтобы они были взаимосвязаны друг с другом. Например, творческое задание третьего уровня содержать и репродуктивную часть, предложенную для первого уровня.

Задания для учащихся 5 класса по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1 уровень. Разбери одно предложение по членам предложения, указав части речи.

2 уровень. Даны три предложения. Разбери любое по членам предложения, указав части речи. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

3 уровень. Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме.

При выполнении этих заданий со стороны учителя возможны следующие виды помощи: стимулирующая, обучающая и направляющая. Стимулирующая нужна тогда, когда ученик не включился в самостоятельную работу. Учитель его ободряет, разъясняет задания, помогает в организации деятельности. Стимулирующая помощь также оказывается ученику, допустившему ошибку. Учитель указывает на ошибку и предлагает выполнить проверку. Если стимулирующая помощь оказалась неэффективной, то тогда необходима направляющая помощь. Ученику нужно указать путь, который приведёт его к выполнению работы или исправлению ошибки. То есть даёт подсказки. Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В таком случае учитель раскрывает перед учеником путь выполнения заданий. Оказание любой помощи прекращается, как только ученик делает попытки выполнить задание самостоятельно. Таким образом, оказывая ученикам помощь, уменьшая или увеличивая её объём и изменяя её характер, можно учесть темы продвижения каждого ребёнка. Как одна из форм разноуровневого обучения на уроках может быть самостоятельный выбор знаний, то есть ученики сами себе выбирают уровень, над которым они будут работать. Здесь учащиеся сами оценивают свои знания и возможности. На первых этапах можно столкнуться с тем, что одни ученики переоценили свои знания, а другие наоборот – недооценили свои силы. Но при систематической работе ребята сами подходят к правильному выбору заданий для себя.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные особенности учеников, особенно сильных и постоянно поддерживать интерес к предмету. В результате практически все дети (каждый на доступном ему уровне) усваивают материал. При этом у детей первых двух групп развивается навык самостоятельной работы.

Минусом этого метода я считаю то, что такие уроки требуют от учителя много сил и времени для подготовки, так как ему приходится приносить в класс большой объём дидактического материала для предъявления его разным группам учащихся. Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать , что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Знания их пополняются, идеи развиваются.

Поэтому считаю, что дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка - это необходимое условие дальнейшего успешного обучения.





Список используемой литературы:

М. Б. Богусловский «Дифференцированный подход в обучении. Четыре основных принципа». - Первое сентября 2007 г.№1.

Ю. Борисова, Ю.Гребнёв «Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика».

А.А.Ващенко «Дифференцированный подход к учащимся»

В.В.Давыдов «Проблемы развивающего обучения»

И.М.Осмоловская «Как организовать дифференцированное обучение»

М.С.Якиманская «Развивающее обучение»