Тема 1 Понятие проекта и проектной деятельности
Качество подготовки специалиста включает
компетентность
квалификация
- Способность воспроизводить полученные знания на уровне творчества, способность проектировать объекты своей профессиональной деятельности
- Квалифицированный специалист – это лицо, прошедшее профессиональное обучение, опыт и знания которого позволяют ему выполнить работу.
Проект – это…
- замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план (от лат. P rojectus)
- работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги).
- описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.
Проект – это пять «П»
- П роблема
- П роектирование (планирование)
- П оиск информации
- П родукт
- П резентация
- ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ- изобретатели
- 19-20 – ЫЕ ВЕКА – проектирование как вид инженерной деятельности
- 21-ЫЙ ВЕК - главный компонент проектной деятельности - интеллектуальный поиск и решение поставленной задачи – то, что изменяет мир.
Проект должны быть посвящен одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного общества
- Проектная работа представляет собой самостоятельное исследование с авторским видением проблемы, оригинальным её толкованием или решением
- Итоговый проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся
- Проект должен носить практическую направленность , быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере деятельности
Классификация проектов по виду деятельности
1. Исследовательские – деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением.
2 . Информационные - деятельность направленная на сбор информации о каком – то объекте или явлении, её анализ и обобщение фактов.
3. Практико-ориентированные проекты - четко обозначенный предметный результат.
4. Творческие проекты - планируемый результат: газета, сочинение, видеофильм и другое.
Классификация проектов
1 Исследовательские проекты . Цель проекта - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проектным продуктом является результат исследования, оформленный установленным способом.
Исследовательский проект в ыполняется по аналогии с научным исследованием и имеет четкую структуру:
- Введение (обоснование актуальности проблемы, выдвижение гипотезы, определение объекта и предмета) ; - Основная часть: 1-2 главы (анализ источников по теории вопроса, описание исследования); - Заключение (анализ, обобщение результатов).
Классификация проектов
1.4 Информационные проекты . Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению.
Проектным продуктом могут стать статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, выложены в Internet .
Классификация проектов
4 Творческие проекты . Цель проекта - привлечение интереса публики к конкретной проблеме.
Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов ( продукта ), которыми могут стать альманахи, газеты, видеофильмы, сценарии и т.п.
Классификация проектов
Ролевые и игровые проекты . Цель проекта - предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы.
Проектным продуктом является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, судья, литературный персонаж).
Классификация проектов
1. 5 Практико-ориентированные (прикладные) проекты . Цель проекта - решение практических задач.
Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п.
Классификация проектов по содержанию
- Монопроекты
- разрабатываются в рамках одного предмета с выбором наиболее сложных разделов и тем. ( Например : « Роль фаворитов Екатерины II в управлении
государством российским)
- Межпредметные
- требуют знаний из многих предметных областей
(Образ Дон-Жуана в художественных системах разных
направлений в литературе и музыке
не связаны с определенной предметной областью
( Интернет в нашей жизни: достоинства и опасности.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ:
литературно-творческие
задачей которых является в ходе разыгрываемого сюжета научиться грамотно, логично и творчески излагать свои мысли;
естественно-научные , которые имеют обозначенную исследо-вательскую задачу, например «Состояние лесов ХМАО-ЮГРЫ и меро- приятия по их охране»
Языковые (лингвистические):
- лингвистические, например, «Языко-вые особенности Internet -общения»
- филологические, например, «История возникновения и развития языка SMS -сообщений»
экологические
чаще бывают практико-ориентирован-ными, например, «Кислотные дожди» или «Беспризорные домашние животные города Нефтеюганска»;
- спортивные объединяют тех, кто увлекается каким-либо видом спорта, например, «Моя индивидуальная программа здоровья»
культуроведческие:
- историко-географические, например, «История школы в лицах»
- э тнографические, например, «Народы Ханты-Мансийского автономного округа и их традиции»
- политические, например, «Взаимодействие власти и СМИ в современной России»
- экономические, например, «Анализ безрабо- тицы среди молодежи в Нефтеюганске».
Классификация проектов по характеру координации проекта
Непосредственный (жесткий, гибкий)
Деятельность в таких проектах органи-зуется, направляется и контролируется лицом из числа участников – координатором.
Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Это, как правило, телекоммуника-ционные проекты, в которых координатор явно не обнаруживает функции организации и контроля, а выступает полноправным участником проекта, «подсказывающим», или «помогающим» в решении проблем
Классификация проектов по характеру контактов
1 Внутренние (внутриклассные, внутришкольные)
2 Региональные
3 Межрегиональные
4 Международные
Последние два являются телекоммуникационными, так как требуют использования ИТ
Классификация проектов п о количеству участников
Индивидуальные
разработчик проекта является его единственным участником
Групповые
два и более участников
Классификация проектов п о продолжительности выполнения
Мини-проекты укладывающиеся в одно занятие (являющиеся его фрагментом), например, продолжительность 30-40 минут, из них на подготовку до 10-15 минут; время на презентацию – 2 минуты . Предполагают работу в группах.
Краткосрочные разрабатываемые на 2-3 занятиях, используемых для координации проектных групп, а основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации - во внеаудиторной деятельности.
Долгосрочные проекты – проекты, реализуемые в течение от одного до нескольких месяцев.