Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»
Г.о. Подольск Московская область
Рабочая программа
на 2024-2025 учебный год
по курсу «Индивидуальный проект»
Учитель кУПЦОВА аННА вИКТОРОВНА
10 «А» класс
1 час в неделю, 34 часА В год
Уровень: базовый
2024 Г.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися 10 «А» класса
программы курса «Индивидуальный проект»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач, а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные УУД:
▪ самоопределение в области познавательных интересов;
▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;
▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;
▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;
▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;
▪ повышение предметной компетенции подростков;
▪ расширение кругозора в различных областях;
▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра.
▪ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
▪ основам реализации проектной деятельности;
▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
▪ осуществлять контроль по результату и способу действия;
Предметные результаты:
Учащиеся приобретут знания:
о специфических чертах проектной деятельности;
об этапах проектной деятельности как в целом, так и при реализации различных типов проектов;
об истории использования различных материалов;
о технике безопасности при работе с различными материалами и оборудованием;
о способах поиска нужной информации для выполнения учебно-познавательной и художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе в Интернет;
о методах поиска (адресный поиск, семантический поиск, документальный поиск, фактографический поиск) информации;
о методах сбора информации (анкетирование и интервью);
о методах обработки информации (анализ, синтезирование, преобразование);
о методах творческого решения проектных задач;
о способах проведения фестиваля проектов, процессе его подготовки, проведения и анализа.
Учащиеся:
▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
▪ овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
2. Содержание программы
Введение (2 ч)
Понятия «проектная деятельность», «проектная культура», «индивидуальный проект», «исследовательская деятельность». Сравнение проектной и исследовательской деятельности. Проекты в современном мире: цели, задачи, проблемы. Цели и задачи курса и 1-го года обучения. Перспективный план работы. Формы аттестации.
Классификация проектов по разным признакам (по составу и структуре проекта и его предметной области (монопроекты, мультипроекты, мегапроекты), по основным сферам деятельности, по характеру предметной области реализации, по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)). Характеристика и отличительные черты информационных проектов, исследовательских проектов, инженерно-конструкторских проектов, творческих проектов, социальных проектов, бизнес-проектов. Знакомство с примерами проектов, выполненных обучающимися, и их анализ.
Структура проекта. Планирование проекта. Ресурсное обеспечение. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
Тема 1. Информационные проекты (8 ч)
Особенности информационных проектов. Структура информационного проекта: цель проекта, его актуальность, методы получения и обработки информации, результат.
Определение темы, цели, актуальности информационного проекта. Планирование деятельности по реализации информационного проекта. Поиск и анализ информации по теме информационного проекта: выделение ключевых слов и их анализ с помощью справочных изданий, подбор документов по теме реферата, выбор из документов необходимых текстов и их прочтение, составление планов каждого текста. Группировка и систематизация информации по теме информационного проекта: сравнение всех имеющихся планов текстов, составление единого плана путём исключения повторяющихся пунктов, группировка пунктов плана по смыслу, составление и нумерация глав и параграфов, включение в план обязательных элементов учебного реферата (введение, заключение, список литературы), логическое упорядочивание пунктов и оформление плана реферата. Синтез информации по теме информационного проекта: подбор фрагментов текста по каждому пункту плана, логическое упорядочивание фрагментов текста по смыслу, составление списка литературы и создание ссылок на источники, из которых заимствованы фрагменты текста. Обобщение информации и оформление информационного проекта: подготовка введения и заключения, редактирование списка информационных источников и приведение в соответствие библиографических ссылок в тексте реферата. Самоанализ выполнения информационного проекта.
Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практические работы. 1 (1 ч). Поиск и анализ информации по теме информационного проекта. 2 (1 ч). Группировка и систематизация информации по теме информационного проекта. 3 (1 ч). Синтез информации по теме информационного проекта. 4 (1 ч). Обобщение информации и оформление учебного информационного проекта. 5 (2 ч). Защита информационного проекта.
Виды деятельности. Выполнение продуктивных заданий на сравнение проекта и исследования. Определение темы, цели, актуальности информационного проекта. Планирование деятельности по реализации информационного проекта. Разработка критериев оценки информационного проекта. Составление алгоритма поиска и анализа информации по теме информационного проект. Поиск и анализ информации по теме информационного проекта: выделение ключевых слов и их анализ с помощью справочных изданий, подбор документов по теме реферата, выбор из документов необходимых текстов и их прочтение, составление планов каждого текста. Составление алгоритма группировки и систематизации информации по теме информационного проекта. Группировка и систематизация информации по теме информационного проекта: сравнение всех имеющихся планов текстов, составление единого плана путём исключения повторяющихся пунктов, группировка пунктов плана по смыслу, составление и нумерация глав и параграфов, включение в план обязательных элементов учебного реферата (введение, заключение, список литературы), логическое упорядочивание пунктов и оформление плана реферата. Составление алгоритма синтез информации по теме информационного проекта. Синтез информации по теме информационного проекта: подбор фрагментов текста по каждому пункту плана, логическое упорядочивание фрагментов текста по смыслу, составление списка литературы и создание ссылок на источники, из которых заимствованы фрагменты текста. Составление алгоритма обобщения информации. Изучение оформления информационного проекта. Обобщение информации и оформление информационного проекта: подготовка введения и заключения, редактирование списка информационных источников и приведение в соответствие библиографических ссылок в тексте реферата. Самоанализ выполнения информационного проекта. Составление интеллект-карты карты «Публичное выступление». Осуществление защиты проекта. Ответы на вопросы экспертов. Демонстрация: понимания проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексии деятельности и результата. Выступление в качестве эксперта (формулировка вопросов и высказывание критических замечаний при презентации других работ) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Тема 2. Исследовательские проекты (5 ч)
Структура исследовательского проекта, критерии оценки. Этапы исследовательского проекта. Планирование деятельности по реализации исследовательского проекта.
Введение в исследовательский проект: выбор темы, обоснование ее актуальности, определение проблемы и формулировка гипотезы; формулировка цели и задач исследования, определение объекта и предмета. Работа над основной частью исследовательского проекта: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Работа над обобщением по теме исследовательского проекта и его оформлением. Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Компьютерная презентация исследовательского проекта. Подготовка авторского доклада.
Анализ итогов работы за год. Конференция.
Практические работы. 6 (1 ч). Работа над введением научного исследования. 7 (2 ч). Работа над основной частью исследования. 8 (1 ч). Работа над обобщение по теме исследования и оформлением исследования. Создание компьютерной презентации и подготовка авторского доклада. 9 (2 ч). Защита исследовательского проекта.
Виды деятельности. Составление интеллект-карты «Исследовательский проект». Поиск социально-значимой проблемы для исследования. Планирование деятельности по реализации исследовательского проекта Составление интеллект-карты «Введение в исследовательский проект». Выбор темы исследовательского проекта, обоснование ее актуальности, определение проблемы, формулировка гипотезы. Формулировка цели и задач исследования, определение его объекта и предмета. Работа над разделом «Введение» исследовательского проекта. Составление индивидуального рабочего плана. Составление интеллект-карты «Методы исследования». Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Составление интеллект-карты «Обобщение в исследовательском проекте». Оформление результатов опытно-экспериментальной работы: таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, иллюстрации. Проведение анализа, формулировка выводов, написание заключения. Составление интеллект-карт «Тезисы исследовательского проекта», «Компьютерная презентация исследовательского проекта». Подготовка компьютерной презентации исследовательского проекта. Подготовка авторского доклада. Осуществление защиты информационного проекта. Ответы на вопросы экспертов. Демонстрация: понимания проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексии деятельности и результата. Выступление в качестве эксперта (формулировка вопросов и высказывание критических замечаний при презентации других работ) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Тема 3. Творческий проект (6 ч)
Понятие о творческих проектах. Анализ потребностей социального окружения или определённого сегмента человеческой деятельности для придания конечному продукту необходимых свойств и качеств. Основные требования к творческому проекту. Установление процедур и критериев оценки творческого проекта и формы его представления.
Выбор темы творческого проекта, формулировка и исследование проблемы, определение цели и задач творческого проекта. Развитие и отбор идей для реализации творческого проекта. Экономическая оценка творческого проекта. Составление плана практической реализации творческого проекта. Выполнение деятельности по реализации творческого проекта. Контроль качества реализации творческого проекта. Оценка качества реализации творческого проекта. Оформление творческого проекта. Изготовление рекламы продукта творческого проекта. Анализ результатов выполнения творческого проекта. Защита творческого проекта.
Практические работы. 10 (1 ч). Определение темы, формулировка цели и задач творческого проекта. 11 (1 ч). Развитие и отбор идей для реализации творческого проекта. Экономическая оценка творческого проекта. Составление плана практической реализации творческого проекта. 12 (2 ч). Деятельность по реализации творческого проекта. 13 (1 ч). Контроль качества реализации творческого проекта. Оформление творческого проекта. 14 (2 ч). Защита творческого проекта.
Виды деятельности обучающихся. Составление интеллект-карты «Творческий проект». Анализ потребностей социального окружения или определённого сегмента человеческой деятельности для придания конечному продукту необходимых свойств и качеств. Выбор темы творческого проекта, формулировка и исследование проблемы, определение цели и задач творческого проекта. Развитие и отбор идей для реализации творческого проекта. Экономическая оценка творческого проекта. Составление плана практической реализации творческого проекта. Деятельность по реализации творческого проекта. Контроль качества реализации творческого проекта и его оценка. Оформление творческого проекта. Изготовление рекламы продукта творческого проекта. Анализ результатов выполнения творческого проекта. Демонстрация: понимания проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексии деятельности и результата. Выступление в качестве эксперта (формулировка вопросов и высказывание критических замечаний при презентации других работ) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса). Защита творческого проекта. Ответы на вопросы экспертов. Демонстрация: понимания проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексии деятельности и результата. Выступление в качестве эксперта (формулировка вопросов и высказывание критических замечаний при презентации других работ) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса).
Тема 4. Социальный проект (8 ч)
Понятие «социальный проект». Основные требования к социальному проекту: ограниченность, целостность, последовательность и связность, объективность и обоснованность, компетентность авторов и персонала, жизнеспособность. Классификация социальных проектов и примеры проектов. Описание социального проекта: введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной проблемы); постановка цели деятельности и конкретных задач; управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала); содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий); характеристика и способ оценки планируемых результатов; бюджет; материально-техническое обеспечение. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
Выбор темы социального проекта, определение его цели и задач. Развитие и отбор идей, составление плана действий для проведения социального проекта. Осуществление социального проекта. Оформление социального проекта. Предзащита социального проекта. Подготовка к публичной защите социального проекта. Доработка материалов к защите проекта
Практические работы. 15 (1 ч). Выбор темы социального проекта, определение его цели и задач. 16 (1 ч). Развитие и отбор идей, составление плана действий для проведения социального проекта. 17 (2 ч). Осуществление социального проекта. 18 (1 ч). Оформление социального проекта. 19 (1 ч). Подготовка к публичной защите проекта. 20 (2 ч). Защита социального проекта.
Виды деятельности. Составление интеллект-карты «Социальный проект». Классификация социальных проектов и примеры проектов. Определение процедур и критериев оценки социального проекта и формы его представления. Выбор темы социального проекта, определение его цели и задач. Развитие и отбор идей, составление плана действий для проведения социального проекта. Осуществление социального проекта. Оформление социального проекта. Выступление в качестве эксперта (формулировка вопросов и высказывание критических замечаний при презентации других работ) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса). Подготовка к публичной защите социального проекта. Защита и оценка социального проекта. Демонстрация: понимания проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексии деятельности и результата.
Заключение (5 ч)
Анализ итогов курса «Индивидуальный проект».
Формы презентации проектной деятельности: издание буклетов, создание сайтов, выступление на конференциях, участие в конкурсах и др. Презентация деятельности по курсу «Индивидуальный проект».
Практические работы. 21 (1 ч). Анализ итогов курса «Индивидуальный проект». 22 (3 ч). Презентация деятельности по курсу «Индивидуальный проект».
Виды деятельности. Осуществление защиты проекта. Ответы на вопросы. Демонстрация: понимания проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексии деятельности и результата. Выступление в качестве эксперта (формулировка вопросов и высказывание критических замечаний при презентации других работ) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса). Участие в обсуждении анализа результатов работы. Презентация деятельности по курсу «Индивидуальный проект»: изготовление рекламных материалов, размещение материалов на сайтах, участие в конкурсах, выставках, фестивалях.
3. Тематическое планирование
Тема | Количество часов | В том числе |
практических работ | Конференций (защиты проекта) |
Введение | 2 | ─ | ─ |
Тема 1. Информационные проекты | 8 | 5 | 1 (2 ч) |
Тема 2. Исследовательские проекты | 5 | 4 | 1 (2 ч) |
Тема 3. Творческий проект | 6 | 5 | 1 (2 ч) |
Тема 4. Социальный проект | 8 | 6 | 1 (2 ч) |
Заключение | 5 | 2 | ─ |
ИТОГО | 34 | 227 | 4 (8 ч) |
| |
| |
Рассмотрено Руководитель ШМО ______________/___________________/ Протокол № 1 от «…» августа 202… г. | Согласовано Зам. директора по УВР ______________/.../ «…» августа 202.. г. |
1