МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАССМОТРЕНО на Педагогическом Совете Протокол от 05 .06. 2020 г. № 3 | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 13 ______________Н.П. Маркова Приказ № 167од от 05.06.2020 |
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
ДЛЯ 10 КЛАССОВ
(уровень среднего общего образования)
г. Бердск -2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект» для 10 классов разработана на основе требований ФГОС СОО, основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 13. Общее количество часов, отводимых на реализацию данной программы- 68 часов в 10-м классе (2 часа в неделю.).
Рабочая программа включает 3 раздела:
1) планируемые результаты освоения предмета экономики (личностные, метапредметные и предметные) с разделением по годам предметных результатов;
2) содержание предмета экономики с разделением по годам;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с разделением по годам.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения. Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени обучения является итоговый индивидуальный проект. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся совместно с руководителем проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся. На уровне среднего общего образования проекты должны иметь исследовательский характер.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Индивидуальный проект»
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты:
Выпускник научится:
- понимать философские и методологические основания научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– отличать такие понятия как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
– определять особенности исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; узнает о новейших разработках в области науки и технологий;
– понимать правила и законы, регулирующие отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); особенности деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Содержание учебного курса «Индивидуальный проект»
Модуль 1. Введение
Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.
Модуль 2. Инициализация проекта
Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы Особенности социально-гуманитарного, естественно-научного, творческого проекта. Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел. Критерии без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов, исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Определение и выдвижение гипотезы. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформление работы. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проекте. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
Модуль 3. Создание индивидуальных проектов
Формулирование темы, проблемы исследования; обоснование актуальности. Планирование учебного проекта. Определение основных этапов исследования, сроков. Составление индивидуального рабочего плана. Постановка цели и задач, формулирование гипотезы. Выбор основных методов исследования. Обзор литературы по теме проекта. Проведение опытно-экспериментальной работы. Проведение научного исследования. Оформление результатов исследования. Основные процессы исполнения, контроля и защиты проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов.
Модуль 4. Защита результатов индивидуальных проектов
Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Дальнейшее планирование осуществления проектов, использование исследовательских работ. Анализ результатов защиты проектов. Достижения и недостатки. Составление архива проекта. Электронный вариант.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ | Тема | Количество часов |
Введение (2 часа) |
1 | Введение в курс «Индивидуальный проект». Проекты в современном мире. | 1 |
2 | Введение в курс «Индивидуальный проект». Методология и технология проектной деятельности | 1 |
Инициализация проекта (30 часов) |
3 | Что такое исследовательская деятельность? | 1 |
4 | Исследование и проект: в чём разница? Виды проектов | 1 |
5 | Исследование и другие творческие формы образовательной деятельности. | 1 |
6 | Специфика проекта по естественно-научным дисциплинам | 1 |
7 | Особенности исследовательского проекта по гуманитарным дисциплинам | 1 |
8 | Структура исследовательской работы и основные этапы её планирования | 1 |
9 | Структура исследовательской работы и основные этапы её планирования | 1 |
10 | Выбор темы исследования и формулирование названия исследовательской работы | 1 |
11 | Определение научной проблемы: объект и предмет исследования | 1 |
12 | Определение научной проблемы: постановка цели и задач исследования; выдвижение гипотезы | 1 |
13 | Определение научной проблемы: постановка цели и задач исследования; выдвижение гипотезы | 1 |
14 | Основные методы исследования | 1 |
15 | Виды источников информации и особенности работы с ними | 1 |
16 | Общие требования оформления исследовательских работ | 1 |
17 | Общие требования оформления исследовательских работ | 1 |
18 | Особенности реферативной работы и её оформления | 1 |
19 | Работа с текстом. Виды переработки чужого текста | 1 |
20 | Цитирование. Правила оформления цитат | 1 |
21 | Алгоритм работы с ресурсами Интернета | 1 |
22 | Графические материалы проекта: виды, технологии, требования к оформлению | 1 |
23 | Графические материалы проекта: виды, технологии, требования к оформлению | 1 |
24 | Правила оформления презентации | 1 |
25 | Правила оформления презентации | 1 |
26 | Подготовка результатов исследования к презентации и работа на конференции | 1 |
27 | Основные правила публичного выступления | 1 |
28 | Основные правила публичного выступления | 1 |
29 | Навыки монологической речи. Аргументирующая речь | 1 |
30 | Навыки монологической речи. Аргументирующая речь | 1 |
31 | Ответ на вопросы. Незапланированные вопросы | 1 |
32 | Универсальные критерии проверки и оценки учебного проекта | 1 |
Создание индивидуальных проектов (30 часов) |
33 | Выбор направления исследования, формы представления результата | 1 |
34 | Подбор литературы. Поиск интернет - ресурсов по выбранному направлению | 1 |
35 | Подбор литературы. Поиск интернет - ресурсов по выбранному направлению | 1 |
36 | Определение круга исследуемых проблем. Теоретическое «погружение» в тему | 1 |
37 | Определение круга исследуемых проблем. Теоретическое «погружение» в тему | 1 |
38 | Формулирование темы, проблемы исследования; обоснование актуальности | 1 |
39 | Формулирование темы, проблемы исследования; обоснование актуальности | 1 |
40 | Планирование учебного проекта. Определение основных этапов исследования, сроков | 1 |
41 | Планирование учебного проекта. Определение основных этапов исследования, сроков | 1 |
42 | Составление индивидуального рабочего плана | 1 |
43 | Составление индивидуального рабочего плана | 1 |
44 | Постановка цели и задач, формулирование гипотезы | 1 |
45 | Постановка цели и задач, формулирование гипотезы | 1 |
46 | Выбор основных методов исследования | 1 |
47 | Выбор основных методов исследования | 1 |
48 | Обзор литературы по теме проекта | 1 |
49 | Обзор литературы по теме проекта | 1 |
50 | Проведение опытно-экспериментальной работы | 1 |
51 | Проведение опытно-экспериментальной работы | 1 |
52 | Проведение научного исследования | 1 |
53 | Проведение научного исследования | 1 |
54 | Оформление результатов исследования | 1 |
55 | Оформление результатов исследования | 1 |
56 | Оформление проектной исследовательской работы | 1 |
57 | Оформление проектной исследовательской работы | 1 |
58 | Создание компьютерной презентации | 1 |
59 | Создание компьютерной презентации | 1 |
60 | Подготовка тезисов выступления | 1 |
61 | Подготовка тезисов выступления | 1 |
62 | Подведение итогов. Анализ выполнения работы. | 1 |
Защита результатов индивидуальных проектов (6 часов) |
63 | Предзащита проектов | 1 |
64 | Конференция. Защита проектов | 1 |
65 | Конференция. Защита проектов | 1 |
66 | Анализ результатов защиты проектов. Достижения и недостатки | 1 |
67 | Составление архива проекта. Электронный вариант | 1 |
68 | Итоговый урок | 1 |