СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу "Индивидуальный проект" для 10 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для учебного курса "Индивидуальный проект", рассчитана на один год обучения (68 часов, по 2 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу "Индивидуальный проект" для 10 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАССМОТРЕНО

на Педагогическом Совете

Протокол от 05 .06. 2020 г. № 3



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 13






______________Н.П. Маркова

Приказ № 167од от 05.06.2020


«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

ДЛЯ 10 КЛАССОВ

(уровень среднего общего образования)







г. Бердск -2020



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект» для 10 классов разработана на основе требований ФГОС СОО, основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 13. Общее количество часов, отводимых на реализацию данной программы- 68 часов в 10-м классе (2 часа в неделю.).

Рабочая программа включает 3 раздела:

1) планируемые результаты освоения предмета экономики (личностные, метапредметные и предметные) с разделением по годам предметных результатов;

2) содержание предмета экономики с разделением по годам;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с разделением по годам.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения. Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени обучения является итоговый индивидуальный проект. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся совместно с руководителем проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся. На уровне среднего общего образования проекты должны иметь исследовательский характер.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Индивидуальный проект»

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты:

Выпускник научится:

- понимать философские и методологические основания научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

– отличать такие понятия как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

– определять особенности исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; узнает о новейших разработках в области науки и технологий;

– понимать правила и законы, регулирующие отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); особенности деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.


Содержание учебного курса «Индивидуальный проект»

Модуль 1. Введение

Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.

Модуль 2. Инициализация проекта

Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы Особенности социально-гуманитарного, естественно-научного, творческого проекта. Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел. Критерии без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов, исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Определение и выдвижение гипотезы. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформление работы. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проекте. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.

Модуль 3. Создание индивидуальных проектов

Формулирование темы, проблемы исследования; обоснование актуальности. Планирование учебного проекта. Определение основных этапов исследования, сроков. Составление индивидуального рабочего плана. Постановка цели и задач, формулирование гипотезы. Выбор основных методов исследования. Обзор литературы по теме проекта. Проведение опытно-экспериментальной работы. Проведение научного исследования. Оформление результатов исследования. Основные процессы исполнения, контроля и защиты проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов.

Модуль 4. Защита результатов индивидуальных проектов

Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Дальнейшее планирование осуществления проектов, использование исследовательских работ. Анализ результатов защиты проектов. Достижения и недостатки. Составление архива проекта. Электронный вариант.



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы


Тема

Количество часов

Введение (2 часа)

1

Введение в курс «Индивидуальный проект». Проекты в современном мире.

1

2

Введение в курс «Индивидуальный проект». Методология и технология проектной деятельности

1

Инициализация проекта (30 часов)

3

Что такое исследовательская деятельность?

1

4

Исследование и проект: в чём разница? Виды проектов

1

5

Исследование и другие творческие формы образовательной деятельности.

1

6

Специфика проекта по естественно-научным дисциплинам

1

7

Особенности исследовательского проекта по гуманитарным дисциплинам

1

8

Структура исследовательской работы и основные этапы её планирования

1

9

Структура исследовательской работы и основные этапы её планирования

1

10

Выбор темы исследования и формулирование названия исследовательской работы

1

11

Определение научной проблемы: объект и предмет исследования

1

12

Определение научной проблемы: постановка цели и задач исследования; выдвижение гипотезы

1

13

Определение научной проблемы: постановка цели и задач исследования; выдвижение гипотезы

1

14

Основные методы исследования

1

15

Виды источников информации и особенности работы с ними

1

16

Общие требования оформления исследовательских работ

1

17

Общие требования оформления исследовательских работ

1

18

Особенности реферативной работы и её оформления

1

19

Работа с текстом. Виды переработки чужого текста

1

20

Цитирование. Правила оформления цитат

1

21

Алгоритм работы с ресурсами Интернета

1

22

Графические материалы проекта: виды, технологии, требования к оформлению

1

23

Графические материалы проекта: виды, технологии, требования к оформлению

1

24

Правила оформления презентации

1

25

Правила оформления презентации

1

26

Подготовка результатов исследования к презентации и работа на конференции

1

27

Основные правила публичного выступления

1

28

Основные правила публичного выступления

1

29

Навыки монологической речи. Аргументирующая речь

1

30

Навыки монологической речи. Аргументирующая речь

1

31

Ответ на вопросы. Незапланированные вопросы

1

32

Универсальные критерии проверки и оценки учебного проекта

1

Создание индивидуальных проектов (30 часов)

33

Выбор направления исследования, формы представления результата

1

34

Подбор литературы. Поиск интернет - ресурсов по выбранному направлению

1

35

Подбор литературы. Поиск интернет - ресурсов по выбранному направлению

1

36

Определение круга исследуемых проблем. Теоретическое «погружение» в тему

1

37

Определение круга исследуемых проблем. Теоретическое «погружение» в тему

1

38

Формулирование темы, проблемы исследования; обоснование актуальности

1

39

Формулирование темы, проблемы исследования; обоснование актуальности

1

40

Планирование учебного проекта. Определение основных этапов исследования, сроков

1

41

Планирование учебного проекта. Определение основных этапов исследования, сроков

1

42

Составление индивидуального рабочего плана

1

43

Составление индивидуального рабочего плана

1

44

Постановка цели и задач, формулирование гипотезы

1

45

Постановка цели и задач, формулирование гипотезы

1

46

Выбор основных методов исследования

1

47

Выбор основных методов исследования

1

48

Обзор литературы по теме проекта

1

49

Обзор литературы по теме проекта

1

50

Проведение опытно-экспериментальной работы

1

51

Проведение опытно-экспериментальной работы

1

52

Проведение научного исследования

1

53

Проведение научного исследования

1

54

Оформление результатов исследования

1

55

Оформление результатов исследования

1

56

Оформление проектной исследовательской работы

1

57

Оформление проектной исследовательской работы

1

58

Создание компьютерной презентации

1

59

Создание компьютерной презентации

1

60

Подготовка тезисов выступления

1

61

Подготовка тезисов выступления

1

62

Подведение итогов. Анализ выполнения работы.

1

Защита результатов индивидуальных проектов (6 часов)

63

Предзащита проектов

1

64

Конференция. Защита проектов

1

65

Конференция. Защита проектов

1

66

Анализ результатов защиты проектов. Достижения и недостатки

1

67

Составление архива проекта. Электронный вариант

1

68

Итоговый урок

1