СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение исследовательской деятельности в педагогическом процессе.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Носков Д.Н.

ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею»

г.Ярославль




"Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете".  Конфуций


"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»" - Это наблюдение Шалвы Александровича Амонашвили актуально и по сей день.

Исследовательская работа учащихся не является новой вехой в обучении, этой проблемой занимались во все времена. Суть такой работы заключается в «открытии» учащимися новых истин, правил, опираясь на известные им истины.

Реформирование и демократизация школы дали новый импульс этой проблеме, при этом учитель получил оперативный простор в выборе методов и средств, в приобщении учащихся к самостоятельной творческой деятельности на классных и внеклассных занятиях. Один из путей решения этой проблемы заключается в создании условий развивающего обучения, условий планомерного проведения исследовательской работы учащихся в школе.

Работа учителя в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.

Философы называют современный период общечеловеческого развития прогрессивизмом. Этот термин проник и в сферу образования, где он оттеняет термины «гуманизация» и «гуманитаризация», подчеркивая прогрессивность и перспективность названных процессов в данной сфере.

Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса преследуют цели через учебный материал и технологию обучения уделять максимум внимания развитию личности, ее правильному восприятию других людей, делать ее более человечной. Суть этого подхода к обучению в одном: соединить учебный предмет с чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых. Другими словами,  гуманистическое обучение преследует цель целостного воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерениях.

В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Исследовательская деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Учащиеся, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Не следует забывать и о том, что проектная деятельность отличается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Таким образом, задачами проектно-исследовательской работы являются:

  1. мотивировать детей к учению: «Сильное желание чему-то научиться — это уже 50% успеха» Дейл Карнеги;

  2. формировать у ученика интерес к научному творчеству: «Научиться можно только тому, что любишь»
    Гёте И;

  3. развивать творческое мышление и самостоятельность у своих учеников: "Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний." К.Д. Ушинский;

  4. использовать индивидуальный подход в работе с учащимися на своих уроках и во внеурочное время;

  5. выявить склонность учащегося к определенному виду деятельности и обеспечить реализацию его творческого потенциала;

  6. развивать аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и проведения исследований;

  7. Дать более глубокие знания: «Исследование создает новое знание» Нил Армстронг;

  8. помочь учащимся определиться с выбором профессии, подготовить  к    дальнейшему обучению. Ценность ученической научно-исследовательской работы заключается в том, что дети получают навыки научной работы. Они учатся работать с литературой, критически подходить к материалам газет, журналов и интернета, выполнять эксперимент, анализировать результаты.

Ученическое исследование - это маленькое открытие уже открытых научных закономерностей, но поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она ценна возможностью раскрыть творческие способности школьника.

И чем раньше это сделать, тем лучше. К 8 – 11 классу, когда учащимся необходимо написать серьезную научно-исследовательскую работу, мы сталкиваемся с нежеланием учащихся принимать участие в научной организации управлении, незнанием структуры написания работы. А уже в 3 – 4 классах учащиеся могут представлять свои исследовательские проекты на районном уровне.

Считаю необходимым проводить школьную научную организацию управления и в 5 – 7 классах. Это позволит определить склонность учащихся к тем или иным предметным областям (учащиеся могут попробовать написать исследовательские работы по нескольким предметам), выявить учащихся, имеющих склонности к научно-исследовательской деятельности. Кроме того, за этот период ученики освоят структуру написания работы, будут разбираться в методах и приемах исследовательской деятельности и работы таких учащихся будут гораздо более самостоятельны, нежели на сегодняшний день.

"…Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать…" - писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Исследовательская деятельность учащихся предполагает наличие основных этапов, принятых в науке:

Этапы работы над научным исследованием.

  1. Выбор темы. Аргументация актуальности взятой для исследования темы

  2. Формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования

  3. Организация исследования:

  1. изучение теории, посвященной данной проблематике.

  2. На основе изученных материалов написать анализ собственного изучения темы

  3. выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, подбор методик исследования и практическое овладение ими,

  4. сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

  5. собственные выводы.

  1. Оформление работы в соответствии с требованиями, подготовка выступления

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения (А.В. Леонтович, «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.)

1) Тема – это визитная карточка исследования, которая должна быть сформулирована лаконично.

  Тема должна вызывать интерес у учащегося. Исходить можно от интересующей учащегося проблемы. Тема может быть лично близка учащемуся. Желательно, чтобы тема была интересна школьнику не только на данном этапе, но и представляла интерес для дальнейшего профессионального развития ребенка. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Выбрать тему учащемуся не сложно, если он точно знает, что его волнует и вызывает интерес. Для того, чтобы учащийся определился с темой, можно предложить ему для обдумывания следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (поэзией или прозой,  страноведением или грамматикой).

3.  Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4.  Что позволяет мне получать лучшие оценки в школе?

5.  Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

6.  Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Нельзя забывать об аргументации актуальности выбранной темы.

Актуальность может заключаться недостаточной изученности темы , в общественно-политических явлениях современной жизни, подтверждением актуальности может служить социологический опрос.

2)  Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть

·  определение характеристик явлений, не изученных ранее;

·выявление взаимосвязи неких явлений;

·изучение развития явлений;

·описание новых явлений;

·обобщение и выявление общих закономерностей;

·создание классификаций.

Формулировку цели исследования можно представить различными способами, а именно  следующими употребляемыми в научной речи клише:

-выявить…;

-установить…;

-обосновать…;

-уточнить…;

-разработать… .

Задачи исследования уточняют цель и описывают основные шаги. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Определение задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным.

3) Организация исследования. Прежде надо составить план и ответить на вопрос: «Как узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Для этого надо:

  1. изучить теорию, посвященную данной проблематике.

  2. На основе изученного теоретического материала выдвигается гипотеза. Гипотеза исследования – это предположение, догадка еще недоказанная логически и неподтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «если…., то…». Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.

  3. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение – это и является основной частью исследования. Учащиеся анализируют, обобщают, сопоставляют, наблюдают, проводят социологические исследования. Результатом этой деятельности является подтверждение или опровержение гипотезы.

Также при проведении исследования могут использоваться такие методы как интервью, организация экскурсий,  теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий архивов и фондов музеев, библиотек.

  1. В результате проведенного исследования учащиеся делают собственные выводы и оформляют свою работу.

Этапы  работы над проектом могут быть  следующие (варианты могут быть различны):

– Поисковый. Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы.
Постановка целей и задач проекта.

– Аналитический. Анализ имеющей информации, поиск оптимального способа достижений целей проекта,построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

– Практический. Выполнение запланированных действий по реализации проекта.

– Презентационный. Подготовка и проведение презентаций.

– Рефлексия. Анализ результатов. Оценка качества проекта.


Индивидуальный проект – один из эффективных способов повышения мотивации к обучению, помогает учащимся почувствовать себя самостоятельными а свою деятельность важной. Кроме того, работа над индивидуальным проектом помогает организовать внеурочную деятельность учащихся, учит их планировать свою деятельность, что, несомненно, помогает не только в обучении, но и в повседневной жизни.

"У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал , образно говоря, своего потолка", - отмечал В.А. Сухомлинский.

Таким образом,проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в
реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в
обучении.  Она способствует формированию ключевых компетенций наших
выпускников.


Литература

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2002

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

  4. Латыпова
    Р.Ф. Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих
    способностей [Электронный ресурс] // www.nsportal.ru – 2012.

  5. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007 г.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!