СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект – одна из форм исследовательской деятельности обучающихся в рамках введения фгос

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальные проекты – это индивидуальная работа, которая позволила бы обучающемуся самостоятельно отыскать пути достижения цели-истины. Новый вид деятельности должен помочь обучающимся сделать выбор в пользу той или иной дисциплины, которая бы в дальнейшем стала целью его учёбы. Проектная деятельность направит ребят на изучение разнообразных сфер науки, техники и экономики.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект – одна из форм исследовательской деятельности обучающихся в рамках введения фгос»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХИМИИ.


Давыдова Наталия Вячеславовна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Балаково Саратовской области, учитель химии.


Развитие современного общества, предъявляет всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Наряду с существующими формулировками «здоровья» (по данным ВОЗ, А.Г. Щедриной, и др.1,3), современная концепция здоровья выделяет три основные его составляющие:

  • физическая составляющая – это уровень роста и развития органов и систем организма.

  • психологическая составляющая определяется мотивационно - эмоциональными и нравственно – духовными компонентами.

  • поведенческая составляющая – это проявление состояния человека, которое выражается в степени адекватности поведения, умения общаться и эффективно трудиться.

Достаточно высокий уровень заболеваемости учащихся, обусловленный с одной стороны, нездоровым образом жизни, а с другой стороны стрессовым характером образовательного процесса, делает необходимым формирование у школьников на уроках и во внеурочной деятельности эколого-валеологической компетентности.

Словосочетание «эколого-валеологические знания», введенное З.И. Тюмасевой отражает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а взаимосвязь и взаимообусловленность этих видов знаний. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей среды.4

Под эколого-валеологической компетентностью понимается уровень образованности учащихся в области валеологической, экологической культуры, основах здорового образа жизнедеятельности, а также способностью решать различные жизненные задачи на основе этих знаний и способах практической деятельности3.

Химические знания – это неотъемлемая часть эколого-валеологических знаний, а соответственно развитие данных компетентностей, дает возможность учащимся овладеть необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитания культуры здоровья.

Роль химии в решении эколого-валеологических проблем на современном этапе значительна, т.к. может ответить на вопрос, о том как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает оно и продукты его превращений на биологические системы и организм человека в целом. Кроме этого изучение химии способствует решению задачи наиболее естественного и безболезненного вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы, а также позволяет получить необходимую информацию, для последующего принятия решения о предотвращении поступления вредных веществ не только в природу, но и в организм человека.

В своем выступлении мне бы хотелось показать, как формируются эколого-валеологические компетентности во внеурочной деятельности по химии у учащихся 5-9 классов.

Учебно-познавательная деятельность в этом направлении должна быть в высокой степени самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер, а также иметь практическую направленность. Поэтому при формировании эколого-валеологических компетенций необходимо иллюстрировать подаваемый материал примерами влияния природных факторов на здоровье человека, методами измерения, определением основных физических характеристик, опытами, наблюдениями, методами сравнения и т.д. Для большего повышения мотивации учащихся к изучению данных вопросов, необходимо использовать сведения о том регионе, где учатся и живут дети, использовать исторический и поисковый материал и т.д.

В нашей школе работают два кружка:

  • для учащихся 5-7 классов «»Чудеса химии»

  • для учащихся 8-9 классов «В мире химии»

В кружках сформированы мини группы по направленностям: поисковая, исследовательская, практическая, просветительная. В основу этапов формирования эколого-валеологической компетентности положены характеристики предложенные Л.Г. Смышляевой2.

Характеристика этапов формирования эколого-валеологической компетентности учащихся.

№ п/п

Название этап / класс

Задачи этапа

Методы педагогической диагностики

1

Пропедевтический /

5-6 класс

усвоение основных терминов и понятий, раскрывающих основные составляющие здорового образа жизни, формирование эколого-валеологической информированности за счет расширения кругозора учащихся, способности ориентироваться в вопросах, касающихся здоровья.

Валеологическая информированность – коэффициент связи (методика А.В. Усовой)

2

Экстенсивный/

7-8 класс

Расширение и углубление эколого-валеологической информированности учащихся, формирование валео-химических и эколого-валеологических знаний и умений, обеспечивающих понимание и грамотное объяснение проблем здоровья, экологических проблем и ЗОЖ. Формирование эколого-валеологической грамотности

Эколого-валеологическая грамотность – коэффициент усвоения эколого-валеологических знаний (методика А.А. Кыверялга)

3

Интенсивный/

8-9класс

Формирование эколого-валеологической компетентности учащихся, предполагающей самостоятельное грамотное решение проблем собственной жизнедеятельности и жизни социума в соответствии с валеологической обоснованностью и целесообразностью.

Валеологическая компетентность (методика Н.Н. Суртаевой)

В качестве форм и методов организации учебно-познавательной деятельности можно применять:

  • подготовку мини-сообщений по интересующим учащихся вопросам экологии и валеологии (почему снег около дороги темный, а в лесу белый искристый; для чего нужно хлорировать питьевую воду; можно ли очистить воду другими способами и т.д.) – данный вид деятельности применим для учащихся 5-6 классов;

  • экскурсии на объекты подверженные отрицательному воздействию человека (например: берег реки Сазанлей, больничные пруды, несанкционированные свалки мусора – с целью освещения данной информации, проведения экологических десантов, взятия проб воды для проведения исследовательской и экспериментальной работы) – данный вид деятельности применим как для учащихся 5-6 классов так и для старших школьников;

  • полевые практикумы, с целью выявления влияния загрязнения атмосферы на рост и развитие определенных видов растений. Проведения таких практикумов дает возможность собрать большой фактический материал для более глобальной исследовательской работы (данный вид работ был проведен воспитанниками на территории Национального парка «Хвалынский»). Этот вид деятельности применим для школьников, которые уже имеют определенный багаж знаний не только по биологии, экологии, но и по химии, т.е. для учащихся 9-10 классов;

  • экспериментальные занятия; лабораторные работы дают возможность наглядно посмотреть влияние различных веществ на растения, человека, такие занятия мы практикуем при изучении веществ применяемых в быту, на кухне, парфюмерии - данный вид деятельности интересен как младшим, так и старшим школьникам;

  • к одной из форм просветительской учебно-познавательной деятельности можно отнести работу экологической бригады «ГИДРО», ребята данной группы участвуют в различных конкурсах, десантах, своими выступлениями они призывают всех беречь родную природу, и свой родной дом, организуют экологические десанты, конкурсы рисунков и плакатов в защиту природы и многое другое. Расшифровка названия агитбригады такова: Г- главное; И – идти вперед; Д – думать о будущем, Р – работать ради жизни на земле; О – объединяться в борьбе за чистую воду, свежий воздух и зеленую планету. Готовя свои выступления, они не только занимаются эколого-валеологическим просвещением, но и литературным творчеством, сочиняя стихи и песни. Вот пример одной из песен которую они презентовали на II межмуниципальном фестивале GREEN WAY:

( «Гимн воде» на мотив песни «Гимн музыке»)

О воде мы вам сегодня здесь расскажем

Интересные вам факты приведем,

Ведь прекрасно знают взрослые и дети,

Без воды нам в этой жизни не прожить!

Нам вода дана для жизни и для чуда

Всё живое на планете из воды!

Мо-ря, ре-ки, о-кеа-ны.

Занимают три четвертых всей Земли.

Припев: На планете другой, Жизни нет никакой!

А у нас здесь организмы от бактерий до кита!

Сохраним мы для них

И конечно для нас

Воду чистую-росу на много-много долгих лет

Много долгих лет.

  • В качестве итога учебно-познавательной работы можно назвать исследовательскую деятельность, где учащиеся пишут работы научного характера: выбирают тему, определяют цель, задачу, выдвигают гипотезу, изучают необходимую научную литературу, изучают различные методики химического, биологического эксперимента, проводят их и делают выводы. Участие в научно-практических конференциях школьного, муниципального и других уровней является итогом данного вида деятельности. Вот примеры таких работ: «Анализ загрязненности атмосферного воздуха», «Исследование воздуха в сосновом лесу», «Анализ влияния бытового мусора одной семьи на окружающую среду» и др.

Эколого-валеологические компетентности формируются также и через организацию школьной жизни – это традиционные Дни Здоровья, выступления на мероприятиям посвященных борьбе с наркотиками, туристические походы и др. мероприятии. На данных мероприятиях учащиеся приобретают не только знания, но и навыки общения с природой, практические умения и эмоциональный подъем.

В заключении можно сделать следующий вывод, что формирование эколого-валеологической компетентности учащихся во внеурочной деятельности по химии способствует:

  • повышению мотивации школьников к здоровому образу жизни,

  • умению справляться не только с физическими, но и с эмоциональными нагрузками;

  • уверенно противостоять вредным привычкам;

  • дает возможность учащимся проявить себя не только в творческой, но и в исследовательской, экспериментальной и других видах деятельности.











Список литературы.


  1. Общие представления о здоровье.//Электронный ресурс/ www.Grandars.ru»Медицина»Валеология» - Режим доступа URL - http://www.grandars.ru/college/medicina/zdorove.html

  2. Смышляева Л.Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии на условиях формирования здорового образа жизни учащихся. – СПб.: Омск,1998 стр, 9.

  3. Тюмасева З.И. валеология и образование/ З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша – СПб.:МАНЭБ, 2002. Стр. 120

  4. Тюмасева З.И., Орехова И.А., Гладкая Е.С. Эколого-валеологическая подготовка педагогов к оздоровительной деятельности. СПб.: Челябинск, 2013. Стр. 150


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!