ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).
«Логопедия»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8,4); ФГОС образования начального общего образования обучающихся с ОВЗ; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8,4) ГКОУКК школы-интерната пос. Паркового (протокол педагогического совета №1 от 30.09.2022 г.)
Цель и задачи программы
Цель программы:
Максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей абилитации ребенка.
Задачи программы:
1. Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире.
2. Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого:
- обогащать и активизировать словарный запас,
- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
3. Развитие устной речи:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей;
- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;
- развивать звуковую, фразовую и связную речь.
4. Подготовка к обучению письменной речи (письмо и чтение):
- формировать навыки звуко -слогового анализа и синтеза;
- создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;
5. Развитие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
6. Формировать пространственно-временные представления и понятия.
7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Общая характеристика программы.
Логопедическая работа с обучающимся, имеющим нарушения (РАС) занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень
сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у детей с (РАС) носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:
- полиморфное нарушение звукопроизношения;
- несформированность фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в словоизменениях;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность либо отсутствие связной речи;
Ребёнок с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У ребенка с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
Основные этапы логопедической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе коррекции важной задачей является организация речевой активности аутичного ребенка.
Реализация коррекционной АООП для детей с (РАС) дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром.
Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
В структуру каждого занятия, как правило, входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения;
-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;
- работа над словом;
- развитие связной речи, альтернативной коммуникации.
В содержание курса: «Логопедические занятия» входят:
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.
Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Повторение отдельных звуков, слогов, слов.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в разговоре.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.
Правила речевого общения. Обращение (указывание) к знакомым взрослым и ровесникам Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания» (символы, жесты).
Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» в речевой ситуации.
Выбор атрибутов.
Развитие артикуляционной моторики.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Место курса в учебном плане:
Годовой учебный план |
Коррекционно-развивающая область | Количество часов в год | Всего |
I | II | III | IV | |
Логопедия | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Недельный учебный план |
Коррекционно развивающая область | Количество часов в неделю | Всего |
I | II | III | IV 3 |
Логопедия | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от состояния ребенка, степени усвоения материала обучающегося. Содержание программы может корректироваться исходя из степени усвоения материала. Учитель-логопед вправе менять очерёдность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные, исследовательские, ИКТ, карточки «PECS», «Кодовый словарь», частично – поисковые.
Срок реализации программы: 1 год.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- выполнять простые инструкции учителя-логопеда;
- выбирать картинку, соответствующую слову («PECS»);
- реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
- выполнять простые инструкции (сядь, встань, возьми и т.д.);
- правильно выполнять речевой плавный выдох;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение (аудидио, видеоматериал).
Личностные результаты:
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
осознание себя как "Я" (по возможности);
осознание своей принадлежности к определенному полу (по возможности);
овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире (по возможности);
развитие элементарных умений ориентировки в пространстве и социально- бытовых умений (по возможности);
первоначальное осмысление социального окружения;
развитие самостоятельности (по возможности);
овладение общепринятыми правилами поведения (по возможности);
наличие интереса к практической деятельности.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
№ п/п | Группа БУД | Учебные действия и умения |
1. | Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | Спокойное пребывание в новой среде (в школе), перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта, принятие контакта, инициированного взрослым, установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса, ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса, планирование учебного дня, ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий), выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога, следование расписанию дня. |
2. | Формирование учебного поведения. | 1. Поддержание правильной позы. 2. Направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание): фиксация взгляда на звучащей игрушке, фиксация взгляда на яркой игрушке, фиксация взгляда на движущей игрушке, переключение взгляда с одного предмета на другой, фиксация взгляда на лице педагога с использованием утрированной мимики, фиксация взгляда на лице педагога с использованием голоса, фиксация взгляда на изображении, фиксация взгляда на экране монитора. 3) Выполнение инструкции педагога: понимание жестовой инструкции, понимание инструкции по инструкционным картам, понимание инструкции по пиктограммам, выполнение стереотипной инструкции (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения) выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.). 4) Использование по назначению учебных материалов: бумаги, цветной бумаги, пластилина. 5) Умение выполнять действия по образцу и по подражанию: выполнение действий способом рука в руке, подражание простым движениям и действиям с предметами, последовательное выполнение отдельных операций действий по образцу педагога, выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию), выполнение действий с предметами (по подражанию), выполнение простых действий с картинками (по подражанию), выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу), выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу), выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу), выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу), выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу). 6) Умение работать в группе. сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии, выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии, выполнение речевых инструкций на групповом занятии, выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии, принятие помощи учителя на групповом занятии. |
3. | Формирование умения выполнять задание. | 1) В течение определенного периода времени способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4мин. 2) При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) Ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу. |
4. | Коррекция проблемного поведения. | Стереотипия, неадекватный крик, неадекватный плач, неадекватный смех, физическое сопротивление, невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения, агрессия, самоагрессия. |
Тематический план курса «Логопедические занятия»
I Этап: Диагностический (4 ч.)
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Провести первичную диагностику. Обследование импрессивной и связной речи. Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений. Обследование звукопроизносительной стороны речи. Выявить наличие нарушений звукопроизношений. Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.
II Этап. Реализационный.
«Это — я» (4ч.)
Формировать первоначальные представления о себе. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о звуках речи.
«Я - ребёнок» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи.
«Ребёнок в семье» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе и семье, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи.
«Моя семья» (2ч.)
Умение устанавливать простейшие родственные отношения между людьми.
«Я - в семье» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Формирование представления о звуках речи.
«Ребёнок и его дом» (4ч.)
Формировать первоначальные представления о доме, о комнатах.
III этап. Изучение гласных и согласных звуков и букв.
«Ребёнок и его игрушки» (10 ч.)
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук «а» и буква А-а. Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук О. и буква О-о. Аудиальные и визуальные упражнения. Альтернативное чтение.
«Ребёнок в школе» (6 ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук О. и буква О-о. Аудиальные и визуальные упражнения. Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и буква У-у. Альтернативное чтение.
«Ребёнок в мире цвета и звука» (10 ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Звук У. и буква У-у. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ. Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и буква У-у. Повторить пройденные звуки и буквы. Звук м и буква М-м. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.
«Ребёнок и мир животных» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); повторить пройденные звуки и буквы. Звук м и буква Мм.«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.
«Ребёнок и мир животных и птиц» (4ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); Звук с и буква С-с «Домашние птицы»Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); повторить пройденные звуки и буквы. Звук с и буква С-с. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); повторить пройденные звуки и буквы.
«Ребёнок и мир растений» (4ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук и буква Х-х. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы) Звук и буква Х-х.
«Ребёнок в семье» «Я и мама» (2ч.)
Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); Звук М и буква Мм. Рисуем пальчиками на песке - маму.
«Ребёнок и машины» (5ч.)
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Звук М и буква М-м. Рисуем пальчиками на песке - машину. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей.
IV Коррекционный период.
«Ребёнок и явления природы». (5ч.)
Обучение глобальному чтению. Работа с альбомом Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. Повторить пройденные звуки и буквы. Находить картинку по теме «Весна»
Диагностика(2ч.)
Обследовать речь на уровне понимания слов. Выявить динамику развития. «Найди предмет» – порядок нахождения игрушек – используются пиктограммы. Рисуем пальчиками на песке и т.д.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Мультимедийный образовательный интерактивный развивающий логопедический стол.
2. Сенсорный настенный коррекционно-развивающий логопедический комплекс.
3. Сундучок логопеда. Специализированный программно-методический комплекс логопеда, в состав которого входит все необходимое для психолога-логопеда.
Набор «Логопедический массаж»
1. Набор массажных зондов (8 шт)
2. Шпатель металлический
3. Набор сосок (10 шт)
4. Массажер кочка деревянный
5. Массажер су джок
6. Массажер варежка
7. Массажер молекула
8. Набор прищепок (24 шт)
9. Набор кукол логопедических 2 шт
10. Набор перчаток
Набор «Коррекция нарушения звукопроизношения»
1. Набор постановочных зондов (в наборе 7 шт)
2. Волшебные шарики «Марблс» с методическими рекомендациями
3. Набор сосок (10 шт)
4. Набор прищепок (24 шт)
5. Набор дудочек (деревянная дудочка, дудочка маленькая, дудочка-флейта)
6. Набор свистков 5 шт.
7. Пальчиковый тренажер
Набор «Музыкальный»
1. Комплект двусторонних карточек «Музыкальные инструменты» с методическими рекомендациями
2. Синтезатор детский
3. Ксилофон
4. Бубен
Набор «Обучающий»
1. Карточки с веселыми заданиями «Развиваем воображение и речь 3+»
2. Карточки с веселыми заданиями «Развиваем воображение и речь 4+»
3. Карточки с веселыми заданиями «Развиваем воображение и речь 5+»
4. Карточки с веселыми заданиями «Развиваем воображение и речь 6+»
5. Е.С. Анищенкова «Исправление звукопроизношения у детей»
6. Уроки логопеда «Готовим руку к письму»
Набор «Мелкая моторика»
1. Набор массажных мячиков (5, 7, 10 см диаметр)
2. Игра «Сенсорные баночки» с методическими рекомендациями
3. Набор для формирования щипкового захвата
4. Деревянный массажёр для рук
5. Комплект игрушек для развития мелкой моторики (4 шт.)
6. Комплект разнообразных шнуровок (3 шт. в комплекте)
7. Методическое пособие сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика М. Лынская — 1 шт.
Набор «Речевое дыхание»
Набор «Пищалка-шар» 5 наборов по 6 шт
Набор «губная гармошка» - 5 шт
Набор Язычок-гудок — 5 шт
Набор свистков — 5 шт
Сундук логопедический раскрашенный
Стерилизатор-1шт.
4. Кукольный театр «Сундучок со сказками»
Состоит из: Сундучок 53 перчаточные куклы (11 наборов). Настольная ширма.
5. Стол логопеда ростовой регулируемый.
В комплектацию входит уже встроенное зеркало, которое подсвечивается лампой, ширма, ящик для дидактических материалов.
Учебно-методическая литература
Литература и пособия для учителя.
1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Е.И. Алексеева,
2. С.В.Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2014.
3. Либлинг, М.М. Игра в коррекции детского аутизма [Электронный ресурс] / М.М. Либлинг
4. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. [Текст] : сб. ст. /ред.-сост. В. Рыскина. –СПб. : Издательство –Торговый Дом «Скифия», 2016.
5. Амирова, Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка [Текст] / Т. А. Амирова. – Москва: Наука, 1985. Аникушина, Е.А. Применение альтернативных средств коммуникации (пиктограмм) в обучении детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.А. Аникушина, // Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» СПб., Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014.
6. Баенская, Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи. [Текст] / Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг, Никольская О.С. –Изд. 8-е –М.: Теревинф,2014.
7. Барбера, М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход [Текст] / М.Л. Барбера, Т. Расмуссен; пер. Д. Сергеев. –
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
8. Белянин, В.П. Психолингвистика [Текст]: Учебник / В. П. Белянин. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2003.
9. Виноградова, К.Н. Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра [Электронный ресурс] / К.Н. Виноградова//
10. Виноградова, К.Н. Этиология расстройств аутистического спектра [Электронный ресурс] / К.Н. Виноградова//
11. Власова, Л.И. Коммуникативные игры на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] /
12. Выготский, Л.С. Лев Выготский: Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. –М.: АСТ, 2011.
13. Горбачевская, Н.Л. Особенности зрительного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Н.Л. Горбачевская, Д.С. Переверзева // Современная зарубежная психология. –2013.
14. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми [Текст] /
15. Т. Делани; пер. с англ. В.И. Дегтярева. –Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
16. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Составитель Л.М. Шипицина. Издание 2-е, переработанное и дополненное. –СПб.: Диактика Плюс, 2001.
17. Ильченко, Н.В. Отбор психодиагностического инструментария для изучения представлений о мире у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Н.В. Ильченко // Дефектология. –2015.
18. Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления [Текст] / К.С. Лебединская, О. С. Никольская. –М.: Просвещение, 1991.
19. Лурия, А.Р. Речь и мышление [Текст] / А.Р. Лурия. – Москва: МГУ, 1975.
20. Морозов, С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования / С.А. Морозов. –М.: Добрый век, 2014.
21. Никольская, О.С. Структура нарушения психического развития при детском аутизме [Электронный ресурс] /
22. Нищева, Н.В. Комплексная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: 3-е изд. Перераб. идоп. В соответствии с ФГОС ДО[Текст] / Н.В.Нищева. –СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2015.
23. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова. – Москва: Академический проект, 2004.
24. Шпицберг, И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] /
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от ____________ № _______ ___________ Савенкова С.М. подпись руководителя ШМО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Кравчук О.А. _______________ 20__ г. |