ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).
Учителя – логопеда Сыреновой С.В.
«Логопедия»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8,4); ФГОС образования начального общего образования обучающихся с ОВЗ; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8,4) МБОУ С (К) НШ – ДС №3.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей абилитации ребенка.
Задачи программы:
1. Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире.
2. Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого:
- обогащать и активизировать словарный запас,
- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
3. Развитие устной речи:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей;
- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;
- развивать звуковую, фразовую и связную речь.
4. Подготовка к обучению письменной речи (письмо и чтение):
- формировать навыки звуко -слогового анализа и синтеза;
- создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;
5. Развитие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
6. Формировать пространственно-временные представления и понятия.
7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Общая характеристика программы.
Логопедическая работа с обучающимся, имеющим нарушения (РАС) занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень
сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у детей с (РАС) носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:
- полиморфное нарушение звукопроизношения;
- несформированность фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в словоизменениях;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность либо отсутствие связной речи;
Ребёнок с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У ребенка с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
Основные этапы логопедической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе коррекции важной задачей является организация речевой активности аутичного ребенка.
Реализация коррекционной АООП для детей с (РАС) дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром.
Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
В структуру каждого занятия, как правило, входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения;
-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;
- работа над словом;
- развитие связной речи, альтернативной коммуникации.
В содержание курса: «Логопедические занятия» входят:
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.
Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Повторение отдельных звуков, слогов, слов.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в разговоре.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.
Правила речевого общения. Обращение (указывание) к знакомым взрослым и ровесникам Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания» (символы, жесты).
Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» в речевой ситуации.
Выбор атрибутов.
Развитие артикуляционной моторики.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Место курса в учебном плане:
Годовой учебный план |
Коррекционно-развивающая область | Количество часов в год | Всего |
I | II | III | IV | |
Логопедия | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Недельный учебный план |
Коррекционно развивающая область | Количество часов в неделю | Всего |
I | II | III | IV 3 | |
Логопедия | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от состояния ребенка, степени усвоения материала обучающегося. Содержание программы может корректироваться исходя из степени усвоения материала. Учитель-логопед вправе менять очерёдность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные, исследовательские, ИКТ, карточки «PECS», «Кодовый словарь», частично – поисковые.
Срок реализации программы: 1 год.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- выполнять простые инструкции учителя-логопеда;
- выбирать картинку, соответствующую слову («PECS»);
- реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
- выполнять простые инструкции (сядь, встань, возьми и т.д.);
- правильно выполнять речевой плавный выдох;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение (аудидио, видеоматериал).
Личностные результаты:
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
осознание себя как "Я" (по возможности);
осознание своей принадлежности к определенному полу (по возможности);
овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире (по возможности);
развитие элементарных умений ориентировки в пространстве и социально- бытовых умений (по возможности);
первоначальное осмысление социального окружения;
развитие самостоятельности (по возможности);
овладение общепринятыми правилами поведения (по возможности);
наличие интереса к практической деятельности.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
№ п/п | Группа БУД | Учебные действия и умения |
1. | Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | Спокойное пребывание в новой среде (в школе), перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта, принятие контакта, инициированного взрослым, установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса, ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса, планирование учебного дня, ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий), выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога, следование расписанию дня. |
2. | Формирование учебного поведения. | 1. Поддержание правильной позы. 2. Направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание): фиксация взгляда на звучащей игрушке, фиксация взгляда на яркой игрушке, фиксация взгляда на движущей игрушке, переключение взгляда с одного предмета на другой, фиксация взгляда на лице педагога с использованием утрированной мимики, фиксация взгляда на лице педагога с использованием голоса, фиксация взгляда на изображении, фиксация взгляда на экране монитора. 3) Выполнение инструкции педагога: понимание жестовой инструкции, понимание инструкции по инструкционным картам, понимание инструкции по пиктограммам, выполнение стереотипной инструкции (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения) выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.). 4) Использование по назначению учебных материалов: бумаги, цветной бумаги, пластилина. 5) Умение выполнять действия по образцу и по подражанию: выполнение действий способом рука в руке, подражание простым движениям и действиям с предметами, последовательное выполнение отдельных операций действий по образцу педагога, выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию), выполнение действий с предметами (по подражанию), выполнение простых действий с картинками (по подражанию), выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу), выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу), выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу), выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу), выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу). 6) Умение работать в группе. сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии, выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии, выполнение речевых инструкций на групповом занятии, выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии, принятие помощи учителя на групповом занятии. |
3. | Формирование умения выполнять задание. | 1) В течение определенного периода времени способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4мин. 2) При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) Ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу. |
4. | Коррекция проблемного поведения. | Стереотипия, неадекватный крик, неадекватный плач, неадекватный смех, физическое сопротивление, невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения, агрессия, самоагрессия. |
Тематический план курса «Логопедические занятия»
I Этап: Диагностический (4 ч.)
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Провести первичную диагностику. Обследование импрессивной и связной речи. Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений. Обследование звукопроизносительной стороны речи. Выявить наличие нарушений звукопроизношений. Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.
II Этап. Реализационный.
«Это — я» (4ч.)
Формировать первоначальные представления о себе. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о звуках речи.
«Я - ребёнок» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи.
«Ребёнок в семье» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе и семье, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи.
«Моя семья» (2ч.)
Умение устанавливать простейшие родственные отношения между людьми.
«Я - в семье» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Формирование представления о звуках речи.
«Ребёнок и его дом» (4ч.)
Формировать первоначальные представления о доме, о комнатах.
III этап. Изучение гласных и согласных звуков и букв.
«Ребёнок и его игрушки» (10 ч.)
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук «а» и буква А-а. Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук О. и буква О-о. Аудиальные и визуальные упражнения. Альтернативное чтение.
«Ребёнок в школе» (6 ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук О. и буква О-о. Аудиальные и визуальные упражнения. Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и буква У-у. Альтернативное чтение.
«Ребёнок в мире цвета и звука» (10 ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Звук У. и буква У-у. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ. Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и буква У-у. Повторить пройденные звуки и буквы. Звук м и буква М-м. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.
«Ребёнок и мир животных» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); повторить пройденные звуки и буквы. Звук м и буква Мм.«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.
«Ребёнок и мир животных и птиц» (4ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); Звук с и буква С-с «Домашние птицы»Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); повторить пройденные звуки и буквы. Звук с и буква С-с. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); повторить пройденные звуки и буквы.
«Ребёнок и мир растений» (4ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук и буква Х-х. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы) Звук и буква Х-х.
«Ребёнок в семье» «Я и мама» (2ч.)
Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); Звук М и буква Мм. Рисуем пальчиками на песке - маму.
«Ребёнок и машины» (5ч.)
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Звук М и буква М-м. Рисуем пальчиками на песке - машину. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей.
IV Коррекционный период.
«Ребёнок и явления природы». (5ч.)
Обучение глобальному чтению. Работа с альбомом Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. Повторить пройденные звуки и буквы. Находить картинку по теме «Весна»
Диагностика(2ч.)
Обследовать речь на уровне понимания слов. Выявить динамику развития. «Найди предмет» – порядок нахождения игрушек – используются пиктограммы. Рисуем пальчиками на песке и т.д.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Образовательная система EduQuest (ЭдуКвест)
2. Настенный коррекционно-развивающий логопедический коворограф.
Набор «Коррекция нарушения звукопроизношения»
1. Волшебные шарики «Марблс» с методическими рекомендациями
2. Набор прищепок
3. Комплект игрушек для развития мелкой моторики
Методическое пособие сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика
Предметы на «Речевое дыхание»
Учебно-методическая литература
Литература и пособия для учителя.
1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Е.И. Алексеева,
2. С.В.Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2014.
3. Либлинг, М.М. Игра в коррекции детского аутизма [Электронный ресурс] / М.М. Либлинг
4. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. [Текст] : сб. ст. /ред.-сост. В. Рыскина. –СПб. : Издательство –Торговый Дом «Скифия», 2016.
5. Амирова, Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка [Текст] / Т. А. Амирова. – Москва: Наука, 1985. Аникушина, Е.А. Применение альтернативных средств коммуникации (пиктограмм) в обучении детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.А. Аникушина, // Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» СПб., Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014.
6. Баенская, Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи. [Текст] / Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг, Никольская О.С. –Изд. 8-е –М.: Теревинф,2014.
7. Барбера, М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход [Текст] / М.Л. Барбера, Т. Расмуссен; пер. Д. Сергеев. –
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
8. Белянин, В.П. Психолингвистика [Текст]: Учебник / В. П. Белянин. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2003.
9. Виноградова, К.Н. Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра [Электронный ресурс] / К.Н. Виноградова//
10. Виноградова, К.Н. Этиология расстройств аутистического спектра [Электронный ресурс] / К.Н. Виноградова//
11. Власова, Л.И. Коммуникативные игры на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] /
12. Выготский, Л.С. Лев Выготский: Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. –М.: АСТ, 2011.
13. Горбачевская, Н.Л. Особенности зрительного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Н.Л. Горбачевская, Д.С. Переверзева // Современная зарубежная психология. –2013.
14. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми [Текст] /
15. Т. Делани; пер. с англ. В.И. Дегтярева. –Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
16. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Составитель Л.М. Шипицина. Издание 2-е, переработанное и дополненное. –СПб.: Диактика Плюс, 2001.
17. Ильченко, Н.В. Отбор психодиагностического инструментария для изучения представлений о мире у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Н.В. Ильченко // Дефектология. –2015.
18. Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления [Текст] / К.С. Лебединская, О. С. Никольская. –М.: Просвещение, 1991.
19. Лурия, А.Р. Речь и мышление [Текст] / А.Р. Лурия. – Москва: МГУ, 1975.
20. Морозов, С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования / С.А. Морозов. –М.: Добрый век, 2014.
21. Никольская, О.С. Структура нарушения психического развития при детском аутизме [Электронный ресурс] /
22. Нищева, Н.В. Комплексная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: 3-е изд. Перераб. идоп. В соответствии с ФГОС ДО[Текст] / Н.В.Нищева. –СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2015.
23. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова. – Москва: Академический проект, 2004.
24. Шпицберг, И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс]